Второй подход основывается
на идее сравнения результатов развития
регионов, достигнутых под влиянием проводимой
региональной политики, с теми результатами,
которые регион мог бы получить, если бы
региональная политика не проводилась.
Эффект от проводимой политики определяется
как разница действительных экономических
показателей, например, ВРП или занятости,
и гипотетических показателей, которые
могли бы быть получены при отсутствии
целенаправленной экономической политики.
Эта идея более понятна содержательно,
но более трудна с очки зрения ее практической
реализации, поскольку результаты экономического
развития определяются всей совокупностью
региональных и национальных факторов
развития региона, абстрагируясь от влияния
мероприятий региональной политики. Кроме
того, эффект региональной политики может
быть более широким, чем только изменение
того или иного экономического показателя.
Третий метод, в отличие от второго,
который концентрируется на агрегированной
оценке результатов региональной политики,
нацелен на микроэкономическую оценку
результатов экономической политики.
Этот метод основывается на соизмерении
издержек и выгоды от мероприятий региональной
политики. Проблемы в его использовании
связаны с тем, что не все результаты региональной
политики можно оценить количественно.
В силу трудностей его практической реализации
он используется чаще всего для оценки
влияния региональной политики на экономику
отдельного региона.
Термин «затраты-выгоды» («издержки-выгоды»)
является более узким и емким понятием,
так как, он измеряет совокупные затраты и выгоды каждой альтернативы
товара или проекта, используя одну и ту же единицу
измерения, обычно деньги. Этот анализ
позволяет ответить на вопрос: «Стоит ли данный
товар или проект затрат на него?» или «Какой
вариант имеет наибольший коэффициент
отношения выгод к затратам?» Подобный
анализ возможен только тогда,
когда все задействованные параметры могут быть представлены в денежном
выражении. Обычно это невозможно, когда
речь идет об этических, внутренних, временных
и эстетических составляющих.
В 1960 - е годы влияние анализа затрат-выгод
на разработку политики значительно выросло. Благодаря Административно-бюджетному
управлению при Президенте США, анализ
затрат-выгод стал определяющим инструментом
оценки.
Анализ затрат-выгод широко
используется для оценки транспортных
проектов. Одно из самых ранних и известных
применений данного метода относится
к оценке линии «Виктории» лондонского
метрополитена. В 1998 году Департаментом транспорта,
окружающей среды и регионов Великобритании
была введена система оценки, которая
получила название – «Новый подход к оценке».
Данный подход совмещает в себе анализ
затрат-выгод и анализ влияния проекта
на окружающую среду, что помогает с большей
эффективностью оценивать проекты.
Анализ затраты-выгоды применяется
для оценки государственных проектов,
в рамках данного анализа обязательно
рассматривается влияние проекта на общественное
благосостояние. Процесс анализа включает
в себя денежную оценку первоначального
вклада и возможных затрат в процессе
осуществления проекта и оценку ожидаемой отдачи от проекта.
Процесс оценки состоит из нескольких стадий, на протяжении каждой из которых
тщательно оцениваются затраты и выгоды
для различных групп населения, рассматриваются
возможные исходы проекта, которые могут
повлечь за собой дополнительные потери
или доходы.
Применение данного метода
анализа для оценки общественных проектов
представляет собой дополнительные трудности
по сравнению с оценкой частного проекта.
В первую очередь это происходит из-за
того, что общественные проекты в отличие
от частных финансируются за счет собранных налогов или других способов привлечения
денег государством. Кроме того общественные
блага обладают свойством неисключаемости
в потреблении. Для продукта, который свободно
доступен для всего населения нет цены
и, соответственно, оценки данного блага
населением. В этом случае аналитик не
может непосредственно использовать рыночные
данные для оценки того или иного блага.
Стадии анализа затрат-выгод:
Анализ затрат-выгод включает четыре
основных этапа:
- определение затрат и выгод
проекта;
- оценка затрат и выгод;
- сравнение суммарных затрат
и выгод на протяжении существования проекта;
- выбор проекта.
На первой стадии анализа проекта,
определяются все связанные с ним затраты
и выгоды, обосновывается их связь с проектом.
Новый проект привлечет ресурсы из другой сферы экономики. Подобный переход ресурсов
влечет за собой производство в одной
области и, одновременно, спад производства
в другой. На этом этапе анализа важно
сопоставить убытки и выгоды.
Вторая стадия — оценка затрат
и выгод — является необходимой стадией
анализа, требующей особого внимания и
творческого подхода. Осязаемые блага,
такие как капитальное оборудование, труд,
земля и т. п. должны быть оценены. Стоимость
подобных благ можно получить, используя
информацию о ценах любого конкурентного рынка. Кроме того, необходимо определить
стоимость таких неосязаемых благ, как
человеческая жизнь, время, природоохранные
факторы, для которых не существует информации
об их цене.
На третьей стадии анализа будущие
затраты и выгоды проекта сравниваются
со стоимостью инвестиций в проект на
настоящий момент. Для осуществления подобного
сравнения используется ставка дисконтирования.
На последней стадии анализа
проекты располагают в порядке убывания
от самого хорошего до самого плохого
на основе коэффициента затрат-выгод,
чистой приведенной стоимости проекта,
коэффициента окупаемости капиталовложений.
Согласно данным критериям проект принимается,
если его коэффициент затрат-выгод и чистая
приведенная стоимость больше нуля и коэффициент
окупаемости капиталовложений выше, чем
рыночный уровень окупаемости.
Четвертый метод основан на
оценке степени достижения поставленных
перед региональной политикой целей. На
первый взгляд это более привлекательный
метод, поскольку дает непосредственную
оценку достигнутых результатов, однако
воспользоваться этим методом можно только
в том случае, если цели региональной политики
были определены количественно. Кроме
того, региональная политика оказывает
комплексное влияние на всю экономику,
поэтому достижение одной конкретной
цели может быть сопряжено с негативными
последствиями для всех других аспектов
развития. Более корректно оценивать степень
достижения всего комплекса целей, используя
различные способы взвешивания и соизмерения
целей, однако технически такое соизмерение
оказывается, как правило, довольно сложной
процедурой.
Экономической наукой пока
не предложено универсальных способов
оценки результатов региональной политики,
поэтому при оценке могут использоваться
либо один из указанных методов, либо все
вместе. Важное значение при этом имеет
наличие необходимой для проведения оценки
экономической информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Региональная политика является основной
частью общей политики государства, направленной
на эффективное использование территориальных
факторов жизнедеятельности и хозяйствования
для достижения стратегических целей
и задач устойчивого социально-экономического
развития страны.
Было бы сложно управлять такой огромной
страной без введения региональной экономической
политики, так как что для одного российского
региона хорошо, то может быть неприемлемо
для другого. Именно поэтому, следует четко
и ясно представлять для какого региона
хороши одни типы инструментов региональной
политики, а для какого другие, то есть
применять инструменты следует только
точно зная проблемы того или иного региона.
Для оценки региональной политики
необходимо учитывать:
Определение эффективности. Оценка является инструментом принятия политических решений, так как она помогает политикам продифференцировать различные варианты политики по их эффективности и действенности. Оценка может базироваться на трёх отдельных факторах, включающих региональное распределение экономической деятельности, совокупную эффективность экономики или финансовое влияние на национальное казначейство. Также рассматривает оценку региональной политики исключительно в рамках экономической эффективности и действенности.
Обоснование издержек. Результаты оценки часто оказывают значительное влияние на решения исполнительных или законодательных органов власти об увеличении или сокращении финансирования программы, вплоть до его прекращения. Оценка региональной политики может быть использована в качестве обоснования необходимости финансирования той или иной программы или проекта, так как позволяет сделать вывод, в какой степени программа максимизирует общественное благосостояние, а также выявить и соотнести выгоды и издержки, которые несет общество в ходе её реализации.
Улучшение менеджмента. Проведение оценки региональной политики способствует обеспечению обратной связи менеджмента и практического применения политики и даёт возможность принять корректирующие меры. Кроме того, оценка даёт средства для определения, результатов и влияния политики
и вклада мер региональной политики в
такие параметры, как доход регионов, капиталовложения,
и занятость. Таким образом, оценка может
обеспечить ответственность политиков
за свои действия, как внутреннюю (перед
правительством), так и внешнюю (перед
электоратом).
Заключая, можно констатировать,
что пока в принципе не существует идеальной
модели региональной экономической политики
в Российской Федерации, так же как и не
существует сверхэффективных инструментов,
которые при реально имеющейся на данном
этапе в России скудной экономической
базе могли бы повсеместно удовлетворить
самые насущные нужды населения ее субъектов.
Это объясняется, с одной стороны,
незавершенностью процесса формирования
самой региональной политики, с другой
– нестабильностью законодательства
по региональной политике, а в последнее
время и очевидными тенденциями в сторону
усиления централизации налогов как частью
общей стратегии укрепления позиции федерального
Центра в единой властно-управленческой
вертикали страны.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ассекритов С., Широбокова
В. Межбюджетные отношения: проблемы
и подходы к их решению. // Экономист,
2001. - № 1. – С. 57-66.
2. Иванова В., Крепышева Н. Финансово-кредитные
организации в системе регионального
правления социально-экономическим развитием.
// Экономист, 2003. - № 7. – С. 27-33.
3. Иванченко Л. А., Гневко В. А.
Организационные и правовые приоритеты
управления региональной экономикой.
– СПб.: ВС, 1998. – 119 с.
4. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение
(методология, политика, экономика, право).
– Ростов-на-Дону: Март, 1998. – 320 с.
5. Михеева Н. Н. Региональная
экономика и управление. Учебное пособие
для вузов. – Хабаровск: Изд-во РИОТИП,
2000. – 400 с.
6. Нешитой А. Анализ возможностей
роста экономики. // Экономист, 2003. - № 8.
– С. 12-23.
7. Родионова И. А. Региональная
экономика. М. 2003 – 354 с.
8. Ширяев В. Новые инструменты
управления бюджетным процессом в регионе.
// Экономист, 2001. - № 6. – С. 52-59.