Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:40, реферат
К числу наиболее существенных причин, оказавших значительное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, на весь ход социально- экономических преобразований в стране, несомненно, относится и явная недооценка территориального (регионального) фактора. Процесс децентрализации государственного управления идет медленно, нередко встречает сопротивление Центра. С другой стороны, получив значительные полномочия, некоторые регионы (субъектов Федерации) устремились по пути сепаратизма, нарушения конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты оказывались противоречащими Конституции Российской
Федерации.
1.Введение
2. Формирование и развитие рынков в регионе.
3. Региональный потребительский рынок, его роль в удовлетворении запросов потребителей региона.
4. Региональный рынок труда.
5 Региональные рынки недвижимости.
6. Региональный аграрный рынок.
7.Заключение
8.Список литературы
В большинстве регионов себестоимость строительства превысила уровень цен вторичного рынка. Только в Москве и в некоторых восточных областях соотношение обратно пропорциональное.
Для рынка жилья характерен ограниченный
спрос. Жилье относится к категории
товаров высшей категории, спрос
на которые зависит от денежного
дохода. Поэтому не реально ожидать его
увеличения без заметного роста среднего
уровня доходов населения. Пока этот уровень
сдерживает спрос.
Базовым показателем уровня спроса является
объем продаж. Статистика по объемам продаж
или реализации построенного жилья на
первичном рынке не публикуется вообще.
Спрос дифференцирован для 1-, 2-, 3-и
многокомнатных квартир, разных типов
домов и проектов. Устойчив он на
квартиры более современных проектов.
Выделился спрос на дешевые 1 – комнатные
квартиры и дорогие большие.
Тенденции его изменения для этих категорий
практически не зависят друг от друга.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что погоня за более высокими ценами превалирует в деятельности строительных предприятий и фирм, предлагающих жилье. Такая погоня игнорирует эластичность спроса на дешевые квартиры, дающую возможность увеличить прибыль в большом размере, чем за счет некоторого уменьшения цены. Причина заключается в боязни потерять прибыль в условиях инфляции. Кроме того, появление массы мелких фирм, пытающихся добиться высокой прибыльности и не уверенных в своем существовании в будущем, не стимулирует снижение цен. Крупные строительные предприятия еще переживают спад производства и застой, типичные для 1991 –1995 гг.
Объем предложения на первичном рынке жилья достигает 70% от объема его ввода. Обладание солидным пакетом предложения на вторичном рынке дает определенные преимущества продавцам такого жилья. На первичном рынке высока доля предложения в больших объемах со стороны крупных фирм и департаментов местной администрации. На вторичном превалируют мелкие предложения многочисленных риэлтерских фирм. В целом первичный рынок более монополизирован, чем вторичный.
6.Региональный аграрный рынок.
Региональные аграрные рынки – весьма сложные структуры. С одной стороны, они включают рынки производимой в аграрной сфере сельхозпродукции и готового к употреблению продовольствия, с другой – такую сложную для оценки составляющую, как рынок земли. Кроме того, в сферу региональных аграрных рынков включаются рынки сельхозтехники, оборудования, удобрений и средств ухода за растениями и животными, рынки услуг, предоставляемых предприятием АПК и др.
Сельское хозяйство всегда составляло значительную часть российской экономики. До революции это была крупнейшая экспортная отрасль государства: на мировой рынок вывозилось зерно, лен, масло, кожи и др. В дальнейшем экспортный потенциал аграрной экономики был утрачен, но базовыми продуктами питания страну обеспечило все же отечественное сельское хозяйство.
Первоначально перед реформаторами сельского хозяйства в целом по регионам России стояла задача формирования производителей нового типа, т.е. ориентированных на рынок, способных гибко приспосабливаться к рыночным условиям, чутко реагировать на быстро изменяющуюся конъюнктуру. Ведь долгое время в стране большое внимание уделялось в основном коллективным формам хозяйствования на земле: колхозам, совхозам, которые изначально не были приспособлены к функционированию в условиях рыночной экономики.
Другой основной причиной необходимости реформирования аграрного сектора стало лишение крестьян собственности на землю и другие средства производства, что подрывало мотивационные стимулы к труду.
В связи с этим возник вопрос, связанный
с введением частной
Главные направления аграрной реформы, начавшейся в 90-х гг. во всех регионах России:
- земельная реформа;
- реорганизация колхозов и
- приватизация во всех сферах АПК.
Преобразования в аграрном секторе осуществляются через формирование большого числа экономических субъектов на основе разукрупнения крупных колхозов и совхозов.
Процесс реорганизации коллективных хозяйств в регионах проходил в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», который предполагал следующие основные положения:
1. выбор колхозом (совхозом) формы собственности на землю;
2. определение списка лиц,
3. выдача свидетельства на право пользования землей;
4. объединение паев в ТОО, АО и прочие формы.
На первом этапе земельной реформы
преобладал метод бесплатного наделения
земельными участками новых
Предполагалось, что второй этап реформы
будет базироваться на механизме
перераспределения участков между
субъектами земельного права путем
регулирования земельного рынка, т.е.
в форме купли-продажи
Первый сегмент земельного рынка
– продажа земельных участков
гражданам для личного
Второй сегмент – продажа земельных участков для предпринимательской деятельности. Здесь покупателями являются граждане, их объединения, приватизированные предприятия, местные органы власти. До настоящего времени сделки подобного характера совершались преимущественно для организации несельскохозяйственной деятельности. При этом цены по различным регионам колеблются.
Что касается продажи земельных
долей хозяйств, т.е. земли для
сельскохозяйственных целей, то это
сейчас стало основным пунктом разногласий
при принятии Земельного кодекса в федеральных
органах власти.
Как показала практика, например, в Нижнегородской
области в 5 реформированных хозяйствах
из 2875 земельных паев было продано только
43
(2%) (все внутри самого хозяйства). Имеются
случаи, когда руководители хозяйства
скупают большую часть земельных паев,
превращая их бывших собственников в наемных
работников.
Исходя из факта незначительного объема продажи паев, а также необходимости создания механизма перехода земель от собственников, неэффективно использующих сельскохозяйственные угодья, к другим, которые способны более рационально вести хозяйство, одна группа ученых и представителей властных структур предлагает ввести земельный рынок, ограничив его определенными условиями, в том числе:
- установлением
- ограничением на продажу
- предоставлением сельскохозяйственных земель иностранным фирмам и гражданам только на основе аренд;
- разрешением приобретать
Другая позиция заключается
в том, что не может быть единообразным
подхода к купле – продаже земли во всех
регионах России в силу сложившихся традиций,
законодательных актов, принятых на местах
отдельными субъектами
Федерации. Кроме того, необходимо четко
представлять, кто может быть покупателем
и продавцом земельных участков. По своему
экономическому положению абсолютное
большинство сельских товаропроизводителей
не в состоянии ни выкупить, ни взять кредит
для приобретения земельных участков
для товарного производства.
В роли продавцов земельных паев
окажутся в первую очередь пенсионеры,
работники социальной сферы села, доля
которых достигает в некоторых районах
50 – 70% от общей численности собственников
паев. Таким образом, будет нарушена целостность
хозяйства. При введении залога земель
часть граждан будет стремиться получить
деньги заведомо без намерения выкупать
эти участки
Дальнейшее развитие региональных
рынков земли должно идти, по мнению
многих экономистов, в направлении
предоставления собственникам земельных
долей реального права
До настоящего времени осуществление основных направлений реформы в российских регионах по своей сути не отличается. Однако постепенно в регионах, главным образом с учетом местных условий и возможностей, складываются новые модели экономики в аграрном секторе.
Трудно переоценить роль государства, которое должно помочь аграрному сектору в формировании как институциональных основ новых типов сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и в формировании нарождающейся рыночной инфраструктуры, поскольку именно это рыночное окружение приведет к реальной трансформации сельскохозяйственных производителей в полноценных рыночных субъектов, сделает сельскохозяйственное производство столь же выгодным, как и другие секторы народного хозяйства во всех регионах.
Различия в региональной динамике объясняются рядом факторов:
1. В сельском хозяйстве аграрных регионов отчетливо проявлялась экспортная ориентация. Имеется в виду традиционный вызов значительной части продукции в другие регионы России и СНГ.
«Житницы» поставляли зерно, плодоовощную продукцию, подсолнечное масло, сахар и целый ряд других продуктов. С началом реформ ситуация изменилась: распались отработанные хозяйственно- административные связи, возникли проблемы с транспортировкой, так как резкий рост транспортных тарифов делал порой экономически невыгодной перевозку сельхозпродукции. Стала ощутимой географическая удаленность аграрных регионов от крупных рынков сбыта в промышленных центрах и в центральной части
России, на Северо-Западе и Севере, в Сибири.
Ужесточилась конкуренция с импортной продукцией, которая буквально хлынула на российский рынок, особенно в крупных городах.
2. В результате изменения
(вывозной потенциал
(например, возникновение огромных
излишков зерна, подсолнечника,
3. Традиционные аграрные регионы
обладали относительно
Однако оно требовало
4. Разрушилась технологическая цепочка «поле – переработка – потребитель».
Большинство сельскохозяйственных предприятий
регионов Северного Кавказа
(в первую очередь Ростовская область,
Краснодарский и Ставропольский края)
и Центрального Черноземья были ориентированы
на местную перерабатывающую базу, которая
являлась структурообразующей в данных
регионах. Однако к 1999 г. более 30% перерабатывающих
предприятий простаивают из – за нехватки
сырья.
Но нельзя представлять дело так, будто идут только негативные процессы.
К позитивными сдвигам в сельском
хозяйстве переходного периода
можно отнести наметившуюся тенденцию
к специализации регионов. Эта
тенденция возникла под влиянием
рыночных факторов и основана на естественных
преимуществах того или иного региона.
Здесь помимо природных, почвенных и климатических
условий имеются виду также материально
– техническая база и показатели эффективности
производства . Например, хозяйства Республики
Адыгея специализируется в последние
годы на выращивании подсолнечника и сахарной
свеклы.
К числу положительных тенденции
в агросфере следует отнести
расширяющееся кооперирование хозяйств,
создание агрокооперации, формирование
современных машинно – технолог
Если задать вопросом, каким производителям
сегодня удается вести
В современной экономике
7.Заключение.
Таким образом, основными целями региональной
политики в Российской
Федерации являются:
- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;