Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:53, реферат
Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором
развития народного хозяйства и экономической стабилизации республики.
Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах,
которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.
На всех исторических этапах развития государства внешнеэкономическая
деятельность оказали влияние на решение экономических проблем на различных
уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений,
предприятий. Как часть общей структуры народного хозяйства
внешнеэкономическая деятельность воздействуют на совершенствование
внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил.
Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором
развития народного хозяйства и экономической стабилизации республики.
Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах,
которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.
На всех
исторических этапах развития
государства
деятельность оказали влияние на решение экономических проблем на различных
уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений,
предприятий. Как часть общей структуры народного хозяйства
внешнеэкономическая деятельность воздействуют на совершенствование
внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил.
Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись
от мировой экономической системы.
Развитие
внешнеэкономической
современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики
республики в мировое хозяйство. Беларусь проводит политику
последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми
зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие
внешнеэкономической деятельности очень важно как всей республикой, так и
каждым предприятием в отдельности.
Беларусь
имеет экспортно-импортные
мира. Основные внешнеторговые партнеры республики — Россия, Германия,
Польша, США, Великобритания и другие.
Сегодня невозможно представить деятельность ни одного крупного
предприятия без участия его во ВЭД. Эффективность работы любого
предприятия, вовлеченного в сферу внешнеэкономической деятельности,
напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.
Международные экономические отношения являются одной из наиболее
динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между
государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они
существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения
населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно
или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи
переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность
международных экономических отношений, - мировое хозяйство. Происходящие в
нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно,
все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность,
дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов. Поэтому
рассмотрение системы методов регулирования ВЭД в моей работе кажется мне
актуальным.
Мировой
опыт свидетельствует, что
существует объективная необходимость государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего,
защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения
объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования
платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, —
принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД,
и контролировать их неукоснительное соблюдение.
1. РЕГУЛИРОВАНИЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
Развитие внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
ориентируется на решение следующих задач:
. Интеграцию страны в мировую экономику;
. Поддержку процессов интеграции со странами СНГ;
. Развитие экономического
и политического союза с
. Выравнивание сальдо внешнеторгового и платежного балансов;
. Совершенствование структуры внешней торговли в товарном и географическом
аспектах;
. Выход на новые международные
рынки и диверсификация
рынках;
. Сохранение экономической,
экологической безопасности
. Подготовку и проведение
переговоров по вступлению
ВТО.
Решение этих задач предусматривает:
. актуализацию валютно-
импортных операций;
. перенос центра тяжести
внешнеторгового регулирования;
как основного источника валютных поступлений;
. интенсификацию процессов
привлечения иностранных
. защиту интересов
. эффективное вхождение
республики в
2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В
В обеспечении нормального функционирования любой современной
экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на
протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания
порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло
определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование
экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе
существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и
услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях
любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с
различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях
экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен
лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении
нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с
западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими
(Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно.
Государственное
регулирование
из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и
правильно организованная политика в области ВЭД- важнейший фактор успешного
развития экономики любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего
кризиса в нашей стране- непродуманная политика государства в области ВЭД.
3. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД.
Методы
государственного
на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и
нетарифные — все прочие методы. Нетарифные методы регулирования
подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма.
Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются
при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.
3.1. ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД.
Тарифное регулирование - форма государственного регулирования
ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью
которой государство реализует свое исключительное право на установление
таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РБ.
Главным инструментом в руках государства при регулировании
внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный
тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования
внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.
Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются
протекционистская фискальная функции.
Протекционистская функция связана с защитой национальных
производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает
стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера
и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров,
производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.
Фискальная функция
средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
Кроме
вышеназванных функций
цены, до определенной степени содействует развитию национального
производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на
внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и
национальные производители получают дополнительный доход, который может
быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации
потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения
конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.
Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для
развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а
в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров,
необходимых для изготовления экспортной продукции.
Одним из основных элементов проводимой в стране экономической
реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к
экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования
внешней торговли.
Таможенно-тарифные меры- совокупность организационных,
экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном
законодательством порядке государственными органами и направленных на
регулирование внешнеэкономической деятельности. В основе реализации
таможенно-тарифного
Например, в Беларуси Таможенный тариф — свод ставок таможенных
пошлин, применяемых товарам, перемещаемым через таможенную границу РБ,
систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности СНГ. Таможенная пошлина — обязательный
взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную
территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым
условием такого ввоза а вывоза.
Основные цели таможенного
рационализация товарной структуры ввоза товаров в РБ;
поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных
доходов и расходов на территории РБ;
создание условий для прогресивных изменений в структуре производстввва и
потребления товаров в РБ;
защита экономики РБ от неблагоприятного воздействия иностранной
конкуренции;
обеспечение условий для эффективной интеграции РБ в мировую экономику;
Ставки
таможенных пошлин являются
зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РБ, видов
сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Советом Министров
Республики Беларусь.
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические
отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего
благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена,
ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением
случаев предоставления РБ тарифных льгот (тарифных преференций).
В целях
защиты экономических
времено применяться особые виды пошлин: антидемпинговые, специальные,
компенсационные.
Антидемпинговые
пошлины применяются в случаях
территорию РБ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в
стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает
нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров
либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров
в РБ.
Специальные
пошлины применяются в
ввозятся на таможенную территорию РБ в количестве и на условиях, наносящих
или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или
непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на
дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы республики, со
стороны других государств или их союзов.
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на