Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:00, контрольная работа
1. Цели и принципы государственного регулирования
Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий включает:
– законодательно-правовую базу регулирования;
– институционно-организационную структуру регулирования;
– государственное программирование ВЭД;
Импортный товар должен быть ввезен в Россию в течение 180 календарных дней с даты его оплаты. Если же по каким-то причинам поставка не будет осуществлена, валюта должна быть возвращена в пределах того же срока. В случае нарушения этих условий импортер должен заплатить штраф в размере 100% суммы сделки. Штраф не налагается, если при наличии соответствующих документов произошло уничтожение или безвозвратная потеря товаров вследствие аварии, действия обстоятельств непреодолимой силы, недостачи, происшедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. Не платится штраф, если товары выбыли из владения российского участника ВЭД вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. Контроль за реализацией Указа возложен на Государственный таможенный комитет РФ.
4 июня 1992 г. был подписан
Указ «О некоторых мерах по
развитию свободных
22 января 1996 г. пописан
Закон «Об особой
Создание первой в России оффшорной зоны должен обеспечить Закон «О центре международного бизнеса "Ингушетия"» (подписан 30 января 1996 г.). Закон рассчитан исключительно на компании международного бизнеса — нерезидентов РФ. Зарегистрированным в Центре фирмам предоставляются существенные налоговые, таможенные льготы. Их операции выводятся из сферы валютного и экспортного контроля РФ. Упрощены регистрация и контроль за их деятельностью. Центр создается на территории г. Назрань.
С 30 декабря 1995 г. действует Закон «О соглашениях о разделе продукции», которым установлены правовые основы отношений между государством и инвесторами — субъектами предпринимательской деятельности по поводу поиска, разведки, добычи минерального сырья на российской территории. Он призван гарантировать как российским, так и зарубежным инвесторам налоговую стабильность. Определены порядок заключения соглашений и условия выполнения работ. В отдельных статьях сформулированы принципы раздела продукции, распределения и реализации государственной доли произведенной продукции. Особое внимание уделено налогам и платежам за пользование недрами. Условия соглашения сохраняют свою силу на протяжении времени его действия. Изменения допустимы лишь по согласованию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае радикального изменения обстоятельств его осуществления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
5. Государственное программирование ВЭД
Государственные программы
в сфере ВЭД рассчитаны на оказание
помощи российским участникам внешнеэкономических
отношений с тем, чтобы лучше
ориентироваться в
13 октября 1995 г. Правительство РФ утвердило «Комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». Особое место в Программе уделено привлечению иностранных инвестиций. Предполагается, что их доля в общем объеме капитальных вложений вырастет с 3,3% в 1995 г. до 5,2% в 1997 г. Они должны содействовать прежде всего решению следующих основных проблем:
– освоению невостребованного научно-технического потенциала РФ;
– продвижению российских технологий и продукции на внешние рынки;
– расширению и диверсификации экспортного потенциала, организации импортозамещающих производств;
– созданию новых рабочих мест и освоению передовых методов управления производством;
– формированию современной рыночной инфраструктуры;
– притоку инвестиций в регионы с избытком рабочей силы и с богатыми природными ресурсами.
Тем самым планируется
создать благоприятный для
8 февраля 1996 г. Правительством
РФ одобрена федеральная
– совершенствование законодательства в сфере ВЭД;
– совершенствование сертификации экспортной продукции;
– содействие в продвижении продукции российских экспортеров на внешние рынки, в том числе через рекламу;
– совершенствование информационного, консультационного обеспечения ВЭД;
– создание благоприятного для российского экспорта климата в зарубежных странах на основе межправительственных соглашений, участие РФ в работе соответствующих международных экономических организаций.
На первом этапе осуществления
программы (1996—1997 гг.) основное внимание
уделяется совершенствованию
формированию государственных
служб, содействующих экспорту, созданию информационно-
В результате этих и других мероприятий ежегодный объем экспорта должен стабилизироваться на уровне 70—75 млрд. долл. без существенных изменений его структуры. На втором этапе (1998—2000 гг.) начнется переход к активной экспортной политике. Для этого увеличатся бюджетные средства для кредитования и страхования экспорта; расширяются программы кредитования экспортоориентированных производств; будет оказана государственная поддержка экспорту предприятий мелкого бизнеса; расширяется система страхования экспортных сделок; усилится зарубежная рекламная деятельность, прежде всего посредством участия в международных ярмарках и выставках. Это приведет хотя и к незначительному, но зато устойчивому росту экспорта, расширению его ассортимента, некоторому улучшению его структуры в пользу готовой продукции. Увеличится доля экспорта в страны ближнего зарубежья и развивающиеся страны.
На третьем этапе (2001—2005 гг.) усилится диверсификация российского экспорта в пользу наукоемкой продукции. В этих целях государственная финансовая поддержка экспорта будет доведена до уровня промышленно развитых стран; будет создана широко разветвленная сеть сбыта и обслуживания машинотехнической продукции за рубежом; активизируется участие РФ в деятельности соответствующих международных экономических организаций и союзов; активизируется роль финансово-промышленных групп в продвижении российской продукции на мировой рынок.
Это приведет к значительному увеличению в структуре экспорта наукоемкой продукции, доля машин и оборудования вырастет до 20—25% при сокращении доли топлива и сырья до 60—65%. Доля экспорта в страны ближнего зарубежья вырастет до 33%, в развивающиеся государства — до 25%.
Программа предусматривает комплекс рекламных, выставочно ярмарочных мероприятий по освоению зарубежных рынков. Начиная с 1997 г. формируется перечень наиболее важных для стимулирования экспорта мероприятий, пользующихся поддержкой государства. Для содействия российским производственным предприятиям в получении заказов от зарубежных фирм на изготовление и поставку за рубеж комплектующих, деталей, узлов создается Российский международный центр субконтрактации.
21 марта 1996 г. утверждена Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации». Иностранный туризм не только обеспечивает получение валютной выручки, но и содействует развитию многих сопряженных сфер экономики: транспорта, общественного питания, строительства и т.д. Главная цель программы — формирование в стране эффективного и конкурентоспособного туристического комплекса. К важнейшим ее задачам относятся:
– создание и совершенствование нормативно-правовой базы туризма в России;
– приоритетное развитие внутреннего, социального и въездного туризма;
– содействие развитию материальной базы туризма;
– обеспечение обучения и повышения квалификации работников туристического бизнеса.
Программа рассчитана на 2 этапа:
– 1995—1997 гг.: формирование нормативно-правовой базы, механизма государственного регулирования туризма, совершенствование и расширение его материальной базы, формирование рекламно-информационного, научно-методического и кадрового обеспечения;
– 1998—2005 гг.: завершение процесса создания современного туристического комплекса, расширение его инфраструктуры, реклама за рубежом российских туристических услуг.
Расчеты показывают, что после завершения первого этапа ежегодный прирост валютной выручки от въездного туризма составит 1 млрд. долл.
6. Квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок
Выдача лицензий на экспорт и импорт товаров в России регламентируется «Положением о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации», утвержденным 6 ноября 1992 г.
Квота — максимальный объем (в стоимостном или натуральном выражении) поставок определенного товара в пределах оговоренного режима. Квоты можно классифицировать следующим образом:
– общие (для государственных нужд, региональные, аукционные) — определяются Министерством экономики;
– естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, нефтетерминалов в портах. Режим их функционирования определяется Постановлением Правительства «О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 г.». Нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия получают доступ к нефтепроводам пропорционально объемам добычи или переработки нефти;
– исключительные квоты, вводимые Правительством в исключительных случаях, связанные с обеспечением национальной безопасности России, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.
Лицензия — выдаваемое компетентными государственными органами разрешение на осуществление конкретных экспортных и импортных операций. Лицензии бывают двух видов:
генеральная – выдается на один календарный год, причем внешнеторговые операции осуществляются по одной или нескольким сделкам;
разовая – оформляется по каждой отдельной сделке.
Лицензии выдаются компетентными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ:
1. МВЭС лицензирует товары двойного применения: отдельные виды оборудования, сырья, материалов, технологий, которые могут быть использованы как для производства гражданской продукции, так и для производства вооружений; химикаты, оборудование, имеющие мирное назначение, но пригодные и для создания химического оружия; оборудование, технологии и материалы, используемые для создания ракетной техники; наркотические средства, яды и психотропные средства; ядерные материалы и технологии, соответствующее оборудование; изделия с содержанием драгоценных металлов и камней, янтаря.
2. Министерство здравоохранения РФ выдает лицензии на лекарственные препараты, фармацевтические продукты и материалы, дикорастущие растения, диких животных, кости ископаемых животных.
3. Главное управление
государственного надзора за
связью в России выдает
Механизм выдачи лицензии можно рассмотреть на примере поставок некоторых изделий из стали в рамках «Соглашения между РФ и Европейским объединением угля и стали о торговле некоторыми изделиями из стали». Основанием для выдачи экспортных лицензий являются: документ, подтверждающий выделение квоты; подписанный или парафированный контракт с иностранным партнером; оригинал или заверенная копия договора комиссии. Отказ в выдаче экспортной лицензии может быть следствием:
– неправильного оформления заявления на получение лицензии;
– несоответствия сведений, указанных в заявлении, данным, содержащимся в контракте;
– отсутствия у предприятия-изготовителя или организации-заявителя квоты экспорта данной группы товара на дату подачи заявления;
– неиспользования по вине экспортера ранее выданных экспортных лицензий в течение срока их действия.
За выдачу лицензии взимается сбор. При решении вопроса о выделении квоты и выдаче лицензии учитываются факторы:
Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности государством