Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:04, реферат
Однозначного трактовки понятия «рынок труда», как и рынка вообще, невозможно найти в современной экономической литературе. Различные формулировки экономической категории рынка труда выделяют следующие основные аспекты: стадии процесса воспроизводства рабочей силы, согласование спроса и предложения, характер отношений между людьми и др.. Большинство авторов соглашается с тем, что рынок труда - это институт или механизм, с помощью которого покупатели и продавцы осуществляют процессы купли-продажи товара «рабочая сила», вступая в отношения товарного обмена. Итак, рынок труда - это социально-экономическая категория, характеризующая отношения людей, проявляющиеся в процессе найма, оценки, увольнения работников и установления размеров компенсации за использованную рабочую силу.
Реферат на тему:
Регулирование рынка труда и занятости населения
Однозначного трактовки понятия «рынок труда», как и рынка вообще, невозможно найти в современной экономической литературе. Различные формулировки экономической категории рынка труда выделяют следующие основные аспекты: стадии процесса воспроизводства рабочей силы, согласование спроса и предложения, характер отношений между людьми и др.. Большинство авторов соглашается с тем, что рынок труда - это институт или механизм, с помощью которого покупатели и продавцы осуществляют процессы купли-продажи товара «рабочая сила», вступая в отношения товарного обмена. Итак, рынок труда - это социально-экономическая категория, характеризующая отношения людей, проявляющиеся в процессе найма, оценки, увольнения работников и установления размеров компенсации за использованную рабочую силу.
Анализируя механизм функционирования современного рынка труда, можно заметить, что в современных экономических системах, когда экономика свободной конкуренции не в состоянии справиться с рядом экономических и социальных проблем, создается механизм функционирования рынка труда с элементами государственного и профсоюзного вмешательства, то есть государственного регулирования.
Для того чтобы лучше понять механизм функционирования рынка труда, необходимо определить, какая именно часть населения попадает на рынок труда, а значит, необходимо рассмотреть некоторые понятия, которыми оперирует отечественная и зарубежная статистика.
Трудоспособный возраст - это период активной трудовой деятельности человека. Границы трудоспособного возраста определяются законодательно: в Украине они составляют 16-59 лет для мужчин и 16-54 года для женщин.
Трудоспособное
население - население, способное к
трудовой деятельности без учета
возраста, т.е. та его часть, которая
потенциально необходимый физическое
развитие, интеллект и знания для
выполнения работы. В практике учета,
анализа и прогнозирования
Трудовые ресурсы можно рассматривать и как экономическую категорию, и как планово-учетной показатель зависимости от того, для чего это понятие используется.
Трудовые ресурсы как экономическая категория выражают отношения населения, обладает физической и интеллектуальной способностью к труду в соответствии с установленными государством условий воспроизводства индивидуальной рабочей силы.
Трудовые ресурсы
как планово-учетный показатель
- это численность населения, занятого
в общественном производстве, а также
незанятого в нем трудоспособного
населения трудоспособного
Целесообразно анализировать три сферы занятости: во-первых, занятость трудоспособного населения (трудовые ресурсы), во-вторых, занятость экономически активного населения (рабочей силы), в-третьих, занятость населения на рынке труда (занятость наемным трудом).
Согласно законодательству Украины занятости населения - это деятельность, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей. Занятостью признается деятельность не только на государственных предприятиях, но и в личном, фермерском и другом хозяйстве, садоводстве; индивидуальная трудовая деятельность; предпринимательство и т.п., т.е. деятельность, которая базируется на праве свободного владения своей способностью к труду и праве собственности на средства производства для выполнения этой труда.
Необходимо выяснить,
что такое занятость с
Занятость с экономических
позиций общества - это деятельность
трудоспособного населения по созданию
общественного продукта или национального
дохода. Эта занятость определяет
экономический потенциал
Занятость с социальных позиций - это занятость такими видами деятельности, как обучение в общеобразовательных школах, других дневных учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций.
Итак, занятость
как социально-экономическая
и связана с обеспечением масштабов, условий и форм включения людей в общественно полезный труд с процессами формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.
Численность трудовых ресурсов в Украине остается практически стабильной, а некоторое ее увеличение в 1995-1996 гг объясняется уточнением статистическими органами численности работающих в личном подсобном хозяйстве. Следует отметить, что характерной чертой динамики трудовых ресурсов является ежегодное сокращение численности граждан, занятых в народном хозяйстве (в 1999 г. против 1991 занятость сократилась на 22,8%).
Мобильность рабочей силы в Украине остается достаточно высокой. Так, почти пятая часть тех, кто работает и получает заработную плату, каждый оставляет свои рабочие места, и только одна восьмая нанимается на работу. Беспокоит и то, что каждый восьмой рабочий любого предприятия работает на нем менее одного года. Так, например, уровень увольнений 20% означает, что каждый пятый рабочий не будет работать на этом предприятии в следующем году. Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на конец 1998 г. составил в Украине 3,69%, нагрузка на 1 свободное рабочее место в среднем составляло 30 человек, средняя продолжительность безработицы (месяцев) - 9,9.
Для преодоления негативных явлений в сфере занятости и регулирования рынка труда необходимо:
осуществить меры по реформированию рынка труда;
создать благоприятные
условия для обеспечения
обеспечить государственную поддержку высокой мобильности рабочей силы;
предотвратить массовую безработицу, которое возникает вследствие структурных изменений в экономике;
разработать конкретные меры по социальной защите работников в случае банкротства предприятий;
способствовать социальной защите неконкурентоспособных слоев населения;
предотвратить превращение безработицы на долгосрочное застойное, способствовать быстрому трудоустройству безработных граждан.
Государственное регулирование
рынка труда в Украине
Программа занятости населения на 1997-2000 гг определяет меры государства по оказанию помощи гражданам в трудоустройстве, организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, содействие созданию рабочих мест, участия в работе по профориентации молодежи, организации общественных платных работ.
Согласно Закону
Украины «О занятости населения»
основные функции по регулированию
рынка труда в Украине
Для реализации
программы занятости в 1991 г. была создана Государственная служба занятости (ГСЗ) как автономный орган при Министерстве труда и социальной политики. В обязанности ГСЗ входит анализ рынка труда, прогнозирования спроса и предложения рабочей силы, учет граждан по вопросам трудоустройства, предоставление им помощи в трудоустройстве, предоставление информации о свободных рабочих местах и ??вакантных должностях, проведение профессиональной ориентации и консультации населения, в том числе молодежи, организация профессиональной подготовки и переподготовки работников, уволенных с предприятий, учреждений и организаций, подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных граждан, которые приглашаются в Украину для выполнения работ по межправительственным соглашениям, обеспечение в пределах своей компетенции социальной защиты незанятых граждан, осуществление контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями законодательства о занятости населения.
Государственная служба
занятости состоит из национального
центра занятости, который контролирует
двухуровневую сеть областных и
местных центров занятости: один
республиканский центр (в Крыму),
24 областных и 2 городских центра
в Киеве и Севастополе с
одинаковым статусом, и 655 (государственных
с 1997 г.) местных центров. Структура
управления государственной службой
занятости соответствует
Министерство экономики
и региональные управления экономики
местных государственных
Основным документом для прогнозирования трудовых ресурсов является сводный баланс трудовых ресурсов, который состоит из четырех разделов: 1. Население 2. Трудовые ресурсы 3. Распределение трудовых ресурсов 4. Распределение занятых по сферам и отраслям народного хозяйства (табл. 10.5).
Таблица 10.5
СВОДНЫЙ БАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Показатели Отчет Оценка Прогноз
1. Население
Љ
D
F
6II. Трудовые ресурсы - всего
В том числе:
трудоспособное население в трудоспособном возрасте
лица старшего возраста, работающих
подростки до 16 лет, работающих
III. Распределение трудовых ресурсов
1. Занято в народном хозяйстве - всего
в том числе:
- Работники государственных,
общественных предприятий,
- Колхозники, занятые
в общественном хозяйстве
- Лица, занятые в
крестьянском фермерском
- Лица, занятые в
кооперативах и малых
- Лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью
- Лица, занятые в личном подсобном хозяйстве
- Другие
2. Ученики трудоспособного возраста, обучающимся с отрывом от производства, - всего
из них таких, которые проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации 3. Служители религиозного культа
4. Трудоспособное
население в трудоспособном
в том числе:
лица, которым нужна работа
Справочно:
численность работников, работающих в кооперативах и малых предприятиях по совместительству
IV. Распределение занятых по сферам и отраслям народного хозяйства - всего
в том числе:
1. В отраслях сферы материального производства
из них:
- В промышленности
- В строительстве
- В сельском хозяйстве
- В лесном хозяйстве
- На транспорте,
в связи и в сфере
- В торговле, общественном
питании, заготовках, материально-техническом
снабжении, сбыте, в
- В других отраслях материального производства
2. В отраслях непроизводственной сферы
из них:
- В образовании, культуре и искусстве
- В науке и научном обслуживании
- В здравоохранении,
физической культуре и
- В жилищном и
коммунальном хозяйстве и
- На транспорте, в связи, в сфере обслуживания и непроизводственных отраслях
- В аппарате органов
государственного управления, органов
управления кооперативных и
управления рынком труда и стимулирование занятости населения.
Правовые меры. Главным фактором правового регулирования рынка труда является Закон Украины «О занятости населения», изменения и дополнения к нему, другие законы, подзаконные акты и распорядительные документы правительства.
Организационные мероприятия.
Мероприятия регулирования
Активные - это меры по:
создание дополнительных сфер занятости (переструктуризация экономики, дополнительные рабочие места на государственных предприятиях, субсидирование создания новых рабочих мест в частном секторе, создание условий для иностранного инвестирования, организация общественных работ, содействие развитию малого бизнеса, предпринимательства, создание условий для самозанятости граждан и т.п.); MulineM . профессиональная ориентация населения, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
Информация о работе Регулирование рынка труда и занятости населения