Если ускоренное развитие данной отрасли
будет способствовать повышению эффективности
производства в других секторах и отраслях
экономики, то такая отрасль также могла
стать приоритетной.
После того, как приоритеты определены,
начинается этап реализации ускоренного
развития отрасли.
II. Разработка и реализация индустриальной
политики (промышленной политики).
Основными инструментами реализации
индустриальной политики в Японии и Южной
Корее являлись: финансовые субсидии,
иностранная валюта и налоговые льготы,
разрешения импортировать определенные
товары, различного рода монопольные права
(это все способствовало росту экспорта);
экономическое планирование, носящее
рекомендательный (индикативный) характер;
поддержка правительством большого бизнеса.
В отличие от других новых индустриальных
государств Южная Корея сделала ставку
на всемерную концентрацию капитала. Большой
бизнес всецело доминирует в экономике
Южной Кореи: на пять крупных конгломератов
приходится примерно половина национального
дохода. Крупные конгломераты в Южной
Корее называются чаеболами. Они во многом
схожи с ведущими финансово-промышленными
группами в Японии.
III. Свертывание и ликвидация
старых неэффективных, не удовлетворяющих
требованиям рыночной экономики
производств.
IV. Развитие современных эффективных
и конкурентоспособных производств
и видов деятельности благодаря
методам индустриальной политики.
V. Рост новых производств компенсирует
спад в старых производствах,
и тем самым обеспечивается
устойчивая стабилизация объема
ВНП, продукции промышленности и
с/х.
VI. Темп роста более эффективного
сектора превосходит размеры
спада производства на прежних
мощностях, не обеспечивающих выпуск
продукции, пользующейся спросом
с приемлемыми издержками.
И таким образом начинается рост экономики
в целом.
Одновременно будут происходить сдвиги
в отраслевой структуре производства
и территориальном размещении производительных
сил.
Структурная перестройка в России имеет
свою специфику, состоящую в следующем:
1. Отправным пунктом структурной
перестройки является структура
экономики, сложившаяся в условиях
планово-распределительной системы
и изоляции от мирового рынка.
Основные черты прежней структуры: глубокие
деформации, низкая конкурентоспособность
большинства изделий обрабатывающей промышленности,
высокий уровень монополизации производства
и обращения.
2. Действие рыночных сил может
привести к формированию ущербной
структуры экономики, характеризующейся
низким уровнем накопления и
инвестиций, преобладанием в производстве
и экспорте сырья и энергоносителей.
3. Структурная перестройка происходит
на фоне криминализации экономики,
в т.ч. кредитно-финансовой сферы.
Причем криминализируются те
отрасли, на которые делается
ставка при выводе экономики
России из кризиса.
Преодоление этих негативных тенденций
и осуществление структурной перестройки
экономически требует повышения роли
государства.
Структурная перестройка экономики предполагает
осуществление следующих институциональных
преобразований:
- реформа предприятий;
- развитие рынка ценных бумаг;
- приватизация и управление
государственной собственностью;
- поддержка предпринимательства;
- антимонопольная политика, регулирование
естественных монополий;
- развитие банковского сектора.
Отраслевая структура ВВП России
(по данным за 2012 год):
Сельское и лесное хозяйство,
рыболовство — 3,9 %
Добыча полезных ископаемых — 10,9 %
Обрабатывающая промышленность — 15,2 %
Производство и распределение
электроэнергии, газа и воды, прочие коммунальные
услуги — 5,1 %
Транспорт и связь — 8,2 %
Финансы и услуги — 17,1 %
Госуправление, образование,
здравоохранение и военная безопасность — 13,5 %
Далее рассмотрим динамику
развития структуры экономики России
подробнее.
- Анализ динамики
структуры экономики России
Добывающая промышленность
России
Добываются многие
виды минерального сырья: нефть и природный
газ (Западная Сибирь — главная база страны),
уголь, железная руда (Курская магнитная
аномалия, месторождения Урала, Западной
Сибири и др.), апатиты, калийные соли, фосфориты,
алмазы и др. Объём валовой добавленной
стоимости в добыче полезных ископаемых
— 3,1 трлн руб (2009 г.). Доходы от экспорта
сырья традиционно составляют солидную
часть бюджета страны.
За 2012 год объем добычи
полезных ископаемых увеличился на 1,1%
по сравнению с предыдущим годом. В 2012
году объем добычи угля составил 354 млн
тонн, что на 5,2% больше показателя 2011 года.
Объем добычи нефти (включая газовый конденсат)
достиг 517 млн тонн, увеличившись на 0,9%
в годовом исчислении. Объем добычи газа
составил 653 млрд кубометров — снижение
на 2,7%.
По итогам 2009 года Газпром
стал самой прибыльной компанией в мире,
опередив американскую Exxon Mobil, заняв при
этом 50-е место по общему объему выручки.
В ноябре 2010 года в России добывалось в
среднем по 10,24 млн баррелей в день, что
является рекордным показателем после
распада СССР в 1991 году.
В Якутии находится
Эльконское урановое месторождение —
самое богатое из разведанных месторождений
в России, на него приходится более половины
разведанных запасов урана в стране —
около 344 тыс. тонн и считающееся одними
из крупнейших в мире. Оно разделено на
8 лицензионных участков, один из которых
— зона «Южная», запасы урана которой
оцениваются на уровне свыше 250 тыс. тонн.
В 2006 году достаточно разведанные и готовые
к разработке запасы урана в недрах России
оценивались в 615 тыс. тонн.
Российская компания
АЛРОСА является крупнейшей в мире по
разведке, добыче и реализации алмазов.
Удоканское месторождение является одним
из крупнейших в мире по запасам меди.
Крупные запасы меди имеются в Норильске.
Дукатское месторождение является одним
из крупнейших в мире по запасам серебра.
Обрабатывающая
промышленность России
По данным гендиректора
медиахолдинга "Эксперт" Валерий
Фадеева добавленная стоимость в промышленности
на одного человека в год составляет для
РФ 1,4 тыс. долларов США против 6-10 тыс. в
развитых странах Запада. За последние
20 лет страна не уделяла необходимого
внимания промышленности, закупая дешевую
продукцию за рубежом. Согласно точным
данным на сайте журнала Эксперт, в 2007
году максимальная добавленная стоимость
обрабатывающей промышленности в расчёте
на душу населения составляла у США, занимающего
первое место по общему показателю добавленной
стоимости, 5,8 тыс долларов. Россия в общемировом
рейтинге по показателю добавленной стоимости
занимает 9 место по общему объёму, а в
расчёте на душу населения превосходит
такие страны как Китай, Таиланд и Бразилия,
и немного уступает Мексике и Турции.
Темпы роста промышленного
производства в России, % к предыдущему
году
Источник - CIA World Factbook – см.список лит-ры № 3.
Другие показатели экономики
России
Доля обрабатывающих
производств в российском промышленном
производстве в 2007 году составляла 66 %.
Объём валовой добавленной стоимости
в обрабатывающих производствах — 6,3 трлн
руб (2010 г.).
Оборонно-промышленный
комплекс.
В 2007 году объём реализации
ОПК России составил $18,6 млрд, из них $11,6
млрд приходилось на государственный
заказ, $7 млрд — на экспорт. С 2000 по 2007 годы
объём реализации российского ОПК увеличился
в 3,7 раза, в том числе госзаказ — в 6,4 раза,
экспорт — в 2,2 раза. В 2009 году объём производства
в российском ОПК вырос примерно на 10 %.
В 2010 году общий объем зарубежных продаж
Рособоронэкспорта составил 8,7 млрд долларов
(с 2001 года вырос в 10 раз).
Доля России на мировом
рынке вооружений составляет 23 %, и уступает
только доле США (32 %). В денежном исчислении
в 2010 году экспорт продукции военного
назначения впервые превысил 10 млрд долларов
США. В 2009 году Россия имела военно-техническое
сотрудничество более чем с 80 государствами
мира, и осуществляла поставки продукции
военного назначения в 62 страны, а объём
российского экспорта продукции военного
назначения в 2009 году превысил 260 миллиардов
рублей ($8,8 млрд). Согласно данным СИПРИ,
доля поставкок боевых самолетов в период
2005—2009 гг. составил для России 40 % от общего
объёма экспорта, согласно данным Рособоронэкспорта
эта доля составляет примерно 50 % от объёма
всех продаж российских вооружений.
РФ имеет многомиллиардные
контракты на поставку вооружений и продукции
двойного назначения с Индией, Венесуэлой,
Китаем, Вьетнамом, Алжиром, Кувейтом,
Грецией, Ираном, Бразилией, Иорданией,
Сирией, Малайзией, Индонезией, Перу.
В 2006 году была утверждена
российская государственная программа
развития вооружений на 2007-2015 годы, предусматривающая
закупку и разработку боевой техники (военно-транспортной
авиации, космических средств, автотранспорта,
бронетехники, ПРО и ПВО, судов и подводных
лодок) для армии России. На финансирование
этой программы в общей сложности за время
её действия будет выделено 4,9 трлн рублей.
В конце сентября 2010 года вице-премьер
Сергей Иванов озвучил другую сумму: в
течение десяти лет, до 2020 года, бюджет
государственной программы вооружений
составит не менее 22 трлн руб.
Российские предприятия
ОПК: Ижевский машиностроительный завод,
Нижегородский машиностроительный завод,
Воткинский завод и другие.
Судостроение. Судостроительная
промышленность России традиционно является
одной из наиболее технологически развитых
отраслей экономики. Российские верфи
имеют опыт строительства судов практически
любого класса, типа и тоннажа. В отрасли
имеются крупнейшие производители силовых
систем и систем автоматизации. Научный
потенциал научно-исследовательских и
проектных институтов, лабораторий отраслевого
и академического направления позволяет
не только выполнять уникальные заказы
по проектированию судов, но и разрабатывать
новые концептуальные направления в судостроении.
В России существует
более 1000 предприятий, занятых в судостроении,
судоремонте, производстве двигательного,
гидроакустического, навигационного,
вспомогательного, палубного и других
видов оборудования, материалов и комплектующих
для судов, а также осуществляющих научную
деятельность в области кораблестроения
и морской техники.
Крупнейшими центрами
российского судостроения являются Санкт-Петербург,
Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская
область. В соответствии с указом президента
РФ, подписанным в марте 2007 года, создана
Объединённая судостроительная корпорация,
основным полем деятельности которой
рассматривается развитие гражданского
судостроения. Объединённая судостроительная
корпорация консолидировала 19 существующих
крупных судостроительных и судоремонтных
предприятия.
В 1995—2005 годах на российских
судостроительных предприятиях размещалось
4% объёма российских заказов судов. К 2007
году этот показатель повысился до 6%, в
2008 году составил 8%. В 2008 году объём продаж
в российском судостроении составил 150
млрд рублей. В 2009 году рост российского
судостроения составил 62%.
Крупнейшими центрами
российского судостроения являются Санкт-Петербург,
Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская
область. В соответствии с указом президента
РФ, подписанным в марте 2007 года, создана
Объединённая судостроительная корпорация,
основным полем деятельности которой
рассматривается развитие гражданского
судостроения. Объединённая судостроительная
корпорация консолидировала 19 существующих
крупных судостроительных и судоремонтных
предприятия.
В 1995—2005 годах на российских
судостроительных предприятиях размещалось
4% объёма российских заказов судов. К 2007
году этот показатель повысился до 6%, в
2008 году составил 8%. В 2008 году объём продаж
в российском судостроении составил 150
млрд рублей. В 2009 году рост российского
судостроения составил 62%.
Автомобильная
промышленность.
Крупнейшие российские
предприятия автомобильной промышленности:
- АвтоВАЗ — крупнейший производитель
легковых автомобилей в Восточной Европе,
- КАМАЗ — находится
на 11 месте в мире среди производителей
тяжёлых грузовиков,
- Группа ГАЗ: (ООО «Павловский
автобусный завод»(ПАЗ), ОАО «Голицынский
автобусный завод» (ГолАЗ), ОАО «Саранский
завод автосамосвалов», ОАО «Автодизель»
(Ярославский моторный завод), ООО «Ликинский
автобусный завод»(ЛиАЗ), ООО «КАВЗ», ОАО
«Автомобильный завод Урал», ОАО «Челябинские
строительно-дорожные машины», ОАО «Заволжский
завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский
машиностроительный завод», ОАО «Ульяновский
моторный завод», ООО «Канашский автоагрегатный
завод»)
- Соллерс
- ЗИЛ — Завод имени
Лихачёва
- Брянский Автомобильный
Завод (БАЗ) — ведущий производитель большегрузных
колесных шасси, в том числе для нефтегазового
комплекса, автокранов большой грузоподъемности,
трубоплетевозы, автоцистерны, топливозаправщики,
цементировочные агрегаты, и шасси для
различных комплексов военного назначения.
По итогам 2008 года в
России было произведено 1,471 млн легковых
автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей.
В том же году из России было экспортировано
132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей
на общую сумму $1,7 млрд.
В период с 2000 по 2010
годы в России было открыто несколько
десятков автомобильных заводов, выпускающих
автомобили под марками известных производителей,
среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota,
Chevrolet, Автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi,
Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие. Мощности
заводов рассчитаны на производство, начиная
от от крупноузловой до мелкоузловой сборки,
включая Completely Knocked Down (CKD) сборку с высокой
степенью локализации производства, со
сваркой и окраской кузовов, и агрегатов.
Открытие новых заводов продолжается.
В автопромышленности
РФ существуют также амбициозные проекты
российского суперкара Marussia и гибридного
автомобиля Михаила Прохорова.
В России действуют
предприятия авиационного, танкового,
ракетного и других подотраслей двигателестроения.
Более 80% активов в сфере российского двигателестроения
контролирует Объединённая двигателестроительная
корпорация.
Авиакосмическая
промышленность.
Стратегия развития
авиационной промышленности РФ на период
до 2015 года Активы российского авиастроения
сконцентрированы в двух профильных интегрированных
структурах: Объединённая авиастроительная
корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные
предприятия) и Оборонпром (в неё входят
крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные
предприятия). Эти компании включают в
себя 214 предприятий и организаций, в том
числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и ОКБ.
Общая численность занятых в российской
авиационной промышленности — более 411
тыс. человек. Крупнейшими научными центрами
авиастроения являются: ВИАМ, ЦИАМ, ЦАГИ,
ЛИИ, ГосНИИАС, ОНПО «Технология».
По объёму выпускаемой
продукции военного самолётостроения
Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения
— на 3-м месте в мире (6% мирового рынка
вертолётов).
В 2010 году объём выручки
российских предприятий авиапрома составил
более 504 млрд рублей, из которых 31% — доля
самолётостроения, 18% — вертолётостроения,
24% — двигателестроения, 8% — агрегатостроения,
11% — приборостроения, 8% — производства
спецтехники. За этот год в России было
выпущено более 100 военных самолётов. После
саммита БРИК в апреле 2010 года, стало известно,
что ведутся переговоры с бразильской
аэрокосмической корпорацией Embraer о совместной
разработке и производстве самолета для
российской региональной авиации. Вероятно,
речь идёт о использовании мощностей Казанского
авиационного завода.
Существуют оценки,
согласно которым в случае объединения
российского и украинского авиапрома,
самолетостроители двух стран способны
образовать третий по значимости — после
США и Западной Европы — центр мирового
авиастроения. В апреле 2010 года ОАК и украинская
государственная компания «Антонов» договорились
о создании компании, координирующей совместное
производство самолётов Ан-124, производство
самолётов Ан-148, Ан-70 и Ан-140. Предполагается
также, что ОАК получит контроль над «Антоновым»
в обмен на пакет акций ОАК. Российские
производители авиационной промышленности
сотрудничают (кооперация, совместные
производства) практически со всеми ведущими
мировыми производителями, среди которых
корпорации Боинг, Airbus, Snecma, бразильской
Embraer, ряд итальянских концернов из группы
Finmeccanica (например, Agusta Westland, Alenia Aeronautica),
с французскими производителями (12 компаний),
с китайскими производителями, с рядом
украинских заводов.
В последнее время
российскими авиастроителями заключены
многомиллиардные твёрдые контракты на
поставку гражданских самолетов иностранным
авиаперевозчикам (SSJ-100 и МС-21, общая сумма
более $7 млрд). В структуру Роскосмоса,
по данным официального сайта агентства,
входит 66 предприятий.
По интенсивности космической
деятельности (по количеству запущенных
космических кораблей и количеству запущенных
космических аппаратов) Россия занимает
лидирующие позиции на протяжении последних
нескольких лет. По объёму финансирования
гражданской космической деятельности
по данным последних лет Россия занимает
шестое место в мире.
В настоящее время
агентством Роскосмос заключены межправительственные
соглашения о сотрудничестве в космической
деятельности с 19-ю странами; среди них
США, Япония, Индия, Бразилия, Швеция, Аргентина
и страны, входящие в Европейское космическое
агентство (ЕКА).
В марте 2010 года Франция
заказала у России 14 ракет-носителей «Союз»
на $1 млрд. В ноябре 2011 года, в свете успешного
сотрудничества РФ и Франции в ходе подготовки
и запуска ракеты-носителя с французского
космодрома Куру, стало известно о заключении
контракта на строительство 21 ракеты-носителя
"Союз", оценочная стоимость не менее
32 млрд, руб. (также помимо данного контракта
российские и французские специалисты
займутся разработкой ракеты-носителя
нового поколения).
Микроэлектроника. По оценкам компаний
Роснано и Система объём российского рынка
микроэлектроники в 2010 г. составил $1,5 млрд.
Это менее 1 % мирового (оценивается в $280
млрд). Если российский рынок не регулировать,
к 2015 г. он вырастет до $2,84 млрд, а если стимулировать
импортозамещение — до $9,93 млрд, прогнозируют
АФК и «Роснано». По оценкам участников
рынка доля российских чипмейкеров в сегменте
промышленной микроэлектроники — около
30-50 %, и примерно в 5 % в сегменте потребительских
электротоваров.
В 2008 году темпы роста
микроэлектроники в России были около
25 %, а в 2009 году — около 15 %, что превышало
темпы роста других отраслей российской
промышленности. В феврале 2010 года замминистра
промышленности и торговли России Юрий
Борисов заявил, что реализация стратегии
правительства России в области микроэлектроники
сократила технологическое отставание
российских производителей от западных
до 5 лет (до 2007 года это отставание оценивалось
в 20-25 лет).
Российская группа
предприятий «Ангстрем» и компания «Микрон»
являются одними из крупнейших производителей
интегральных схем в Восточной Европе.
Около 20% продукции «Микрона» экспортируется.
В октябре 2009 года была
учреждена компания «СИТРОНИКС-Нано»
для работы над проектом по созданию в
России производства интегральных схем
размером 90 нм. «Ситроникс-нано» достраивает
фабрику по выпуску таких микрочипов,
которая должна начать работать в 2011 г.
Такие чипы можно использовать для выпуска
sim-карт, цифровых телеприставок, приемников
«Глонасс» и др. Стоимость проекта составит
16,5 млрд рублей. К концу 2010 года в России
было начато производство чипов по технологии
90 нм, используемых, в частности, в мобильных
телефонах российского производства.
В 2011 году также планируется начать производство
чипов по процессу 45-65 нм.
Существуют планы создания
единого инновационного Центра для исследований
и разработок, аналога «Кремниевой (силиконовой)
долины» в США, характерной чертой которого
является большая плотность высокотехнологичных
компаний. Место будущего центра должно
быть определено в ближайшем будущем.
Помощник президента Аркадий Дворкович
предостерег от сравнения будущего инновационного
центра с известным центром компьютерных
технологий в США. По его словам, «прямое
сравнение здесь не подходит», «в будущем
российском центре не будет такого фокуса
на одной области, в частности, компьютерных
технологиях».