Рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:59, реферат

Краткое описание

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности

Содержание

Введение…………………………………………………………...3
Основная часть……………………………………………….…...5
2.1 Понятие прибыли и ее виды…………………………………..5
2.2 Факторы, влияющие на прибыль……………………………..7
2.3 Сущность и понятие рентабельности. Повышение
рентабельности предприятия ……………………………………….11
2.4 Факторы рентабельности…………………………………….14
3. Заключение………………………………………………………..17
4. Список использованный литературы……………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.docx

— 34.84 Кб (Скачать файл)
  • отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
  • отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

Уровень рентабельности социалистических объединений, предприятий и отраслей производства определяется не законом средней нормы прибыли, а устанавливается государством в плановом порядке с учетом уровня цен и себестоимости продукции, потребностей в денежных средствах для развития производства, экономического стимулирования работников предприятий, объединений.

Рентабельность производства характеризуется системой показателей. Народнохозяйственная рентабельность определяется как отношение всей суммы денежных накоплений (прибыли и налога с оборота) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств или к полной себестоимости продукции.

Хозрасчетная рентабельность, используемая при планировании, оценке хозяйственной деятельности и экономическом стимулировании объединений, предприятий, определяется как отношение суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости от рентабельности объединений, предприятий. Чем выше рентабельность объединений, предприятий, тем выше уровень рентабельности промышленности и всего народного хозяйства в целом.

 

2.4 Факторы рентабельности

Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли.

Факторы рентабельности производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы – такие, которые оказывают влияние на рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а интенсивные – на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции.

Таким образом, определение резервов повышения рентабельности производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой – резервов снижения себестоимости продукции.

Факторный анализ рентабельности предназначен для выявления и измерения факторов, воздействующих на уровень рентабельности, определения способов и резервов повышения эффективности работы организации.

Основными факторами, влияющими на показатель рентабельности, являются выручка от продаж, валовой доход, издержки, оборачиваемость капитала, степень автономии организации.

Рентабельность производства в самом общем виде в отраслевой экономике определяют как:

 

 

где Р - рентабельность, %

П - сумма прибыли, руб.

ОФ - стоимость основных фондов, руб.

ОС - стоимость оборотных средств, руб.

Помимо всех приведенных факторов, влияющих на рентабельность можно отметить так же факторы, которые будут влиять на рост рентабельности. Как видно из вышеприведенной формулы рентабельности факторами роста её будут:

1. Величина прибыли

2. Стоимость и эффективность  использования основных фондов.

3. Стоимость и эффективность  использования оборотных средств

Чем выше прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность функционирования отрасли. И наоборот.

Таким образом, из факторов рентабельности производства следуют и основные пути её повышения.

В отраслевой экономике к наиболее обобщающим путям повышения рентабельности производства относятся следующие.

1. Все пути, повышающие сумму  прибыли.

2.Все пути, улучшающие эффективность  использования основных фондов.

3. Все пути, улучшающие эффективность  использования оборотных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены два понятия: прибыль и рентабельность. Подводя итоги, повторим основные моменты. Прибыль представляет собой форму прибавочной стоимости, сформированной в процессе воспроизводства, для удовлетворения различных потребностей. А рентабельность представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эти два показателя в полной мере отражают эффективность работы торгового предприятия, показывают перспективы развития его в ближайшем будущем.

В целях совершенствования механизмов формирования и распределения прибыли и повышения рентабельности рекомендуются разработать мероприятия способные обеспечить:

повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

совершенствование системы управления оборотными средствами;

уменьшению ресурса затрат, ведущее к снижению себестоимости;

уменьшению остатков нереализованной продукции;

ускорению оборачиваемости оборотных средств;

снижению затрат на рубль товарной продукции;

росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;

совершенствование системы управления производством;

Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффектности деятельности предприятия в целом.

Процесс управления прибылью предполагает проведение анализа, который характеризуется многообразием своих форм. На выбор формы анализа влияет множество факторов: отрасль, в которой осуществляет свою деятельность организация, специализация и вид деятельности предприятия объем товарооборота и его скорость и другие. Поэтому менеджерам организации необходимо грамотно оценить сложившуюся ситуацию на предприятии и выбрать именно ту форму анализа, которая даст наиболее исчерпывающую информацию для разработки мер по управлению прибыли с целью ее увеличения. В современной научной литературе выделяют множество методов анализа прибыли, но наибольшую практическую значимость имеет факторный анализ. Его проведение дает наиболее объективную оценку факторов формирования прибыли на предприятии. После выявления всех факторов, влияющих на прибыль и оценив ее показатели необходимо приступить к планированию прибыли организации.

В работе были рассмотрены поставленные задачи, то есть мы смогли изучить

прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;

определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;

выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности.

 

 

4. Список использованной литературы

  1. Липатов И.В. Прогнозирование прибыли // Финансы. - 2003. - №2 - 12-14с.
  2. Анализ прибыльности продукции. - М.: Дело, 2001. - 215 с.
  3. Карпова Т.П. Управленческий учет. - М.: ЮНИТИ, 1998.
  4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  5. Экономика: Учебник /Под ред. А.С.Булатова. - М.: БЕК, 2000
  6. Экономика и бизнес / Под ред. В.В. Кашаева. - М.: МГТУ им. Баумана, 2002
  7. Финансовый бизнес-план: Учеб. пособие / Под ред. действ. члена Акад. инвестиций РФ, д-ра эк. наук, проф. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2005
  8. Прибыль и рентабельность // Эксперт, 2001, №35 295с.

 

 


Информация о работе Рентабельность предприятия