Республиканский орган государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 12:07, доклад

Краткое описание

Орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий осуществляет контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

монополия 3.docx

— 34.80 Кб (Скачать файл)

Республиканский орган государственного управления

 

Органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий является республиканский орган государственного управления, на который возложены функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции.

Орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий осуществляет контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

(В Беларуси эти функции возложены на Министерство экономики Республики Беларусь.)

Орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий выполняет в пределах своей компетенции следующие основные функции:

·  обеспечивает формирование и ведение раздела Государственного реестра, в который включаются субъекты естественных монополий;

 · определяет и применяет методы государственного регулирования к конкретному субъекту естественной монополии и др.

Орган регулирования естественных монополий наделяется полномочиями, которые позволят ему осуществлять свои организационные, контрольные и репрессивные функции, в частности он:

·  принимает решения о включении субъектов, осуществляющих деятельность в сферах естественных монополий, в Государственный реестр и об исключении из него;

·  принимает обязательные для субъекта естественных монополий решения о применении методов государственного регулирования, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;

·  направляет субъектам естественных монополий обязательные для исполнения решения (предписания) о прекращении нарушений настоящего Закона, в т.ч. об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений и т.д.

 

Основными направлениями антимонопольной деятельности Министерства экономики Республики Беларусь являются:

-демонополизация экономики

-содействие развитию  конкуренции

-контроль за злоупотреблениями монополистов

-пресечение нарушений.

 

Беларусь

Среди множества проблем белорусской экономики одна из главных - монополии. Они тормозят развитие конкурентоспособной среды в стране, диктуют потребителям цены. Государство пытается бороться с монополистами. Специальный реестр предприятий, к которым должны применяться ограничения в ценовой политике был создан еще в 1994 году. Однако, этот "черный список" не только не сокращается, но и постепенно разрастается. 

Доминирующее положение означает исключительное положение субъекта хозяйствования на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. Факт доминирования устанавливается по доле рынка, которой обладает предприятие. Если, например, одно предприятие владеет более чем 30%, а два – более чем 54%, для трех – 72%, для четырех - 95 %; для хозяйствующих субъектов - производителей продукции производственно-технического назначения - соответственно - 45 %, 67, 86 и 100 %  рынка, то эти предприятия признаются монополистами и включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

 
Высокий уровень монополизации экономики характерен для тех ее секторов (более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массу производимой продукции (работ, услуг). 

На сегодняшний день в реестре насчитывается более 150 компаний, которые доминируют в том или ином товарном сегменте белорусского рынка. Подавляющее большинство из них - государственные. Самое массовое представительство в этом перечне имеют белорусская машиностроительная и металлообрабатывающая отрасли: 56 предприятий. В том числе, Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, БелАЗ, Минский моторный завод, "Гомсельмаш", "Бобруйскагромаш", "Витязь", "Горизонт", "Белкоммунмаш", Минский подшипниковый завод, "Атлант", "Белкард". Входят в этот список и полугосударственные и частные производства – "Амкодор", БАТЭ, "Брестгазоаппарат". 
 
Второе место в реестре монополистов занимает группа предприятий из отраслей производственной и социальной инфраструктуры. Среди них - "Белтрансгаз" и региональные подразделения концерна "Белтопгаз", "Белтелеком", "Белпочта", "Белтаможсервис", "Белгосстрах", а также два оператора сотовой связи – velcom и "МТС". Всего в этой группе – 24 предприятия. 
 
Третья строчка рейтинга монополистов – за отечественной нефтепереработкой и химией. Среди 19 предприятий, входящих в госреестр, "Белшина", "Нафтан", Мозырский НПЗ, "Гродно-Азот", "Беларуськалий", "Могилев Химволокно", "Гродно Химволокно", "Светлогорское "Химволокно", "Гидролизный завод", "Бархим". 
 
Достаточно много доминирующих субъектов хозяйствования находится в пищевой, легкой промышленности и в производстве строительных материалов. 
 
В пищевой отрасли 17 монополистов, среди которых наиболее крупные Гомельский жировой комбинат, Минский завод игристых вин, Рогачевский и Глубокский МКК, "Мозырьсоль".

 
В легкой промышленности среди доминирующих - Оршанский льнокомбинат, "Гроднотекстиль", "Сукно", "Камволь", "Белфа", "Милавица". Всего в этой отрасли 13 предприятий входит в госреестр монополистов. 
 
В индустрии строительных материалов их больше 14. В их числе "Керамин", "Кровля", все три белорусских цементных завода. 
 
Из известных монополистов в других отраслях отметим Белорусский металлургический завод черной металлургии, Светлогорский Целлюлозно-картонный комбинат, "Пинскдрев" и "Белорусские обои" - в деревообработке, "Гомельстекло" - в стекольной промышленности. 
 
В то же время, по мнению экспертов, для развития конкурентоспособной среды и белорусской экономики в целом недостаточно включать в реестр по ограничению ценовой политики и исключать из него предприятия-монополисты. Тем более, что многих скрытых монополистов в этом реестре нет. Взять хотя бы те же ЖРЭО или "Белсолод". Необходима целенаправленная работа по сокращению числа монополий. Но для этого нужна их приватизация.

 

За 2013 год число монополистов республиканского масштаба увеличилось на восемь новых компаний. Всего в госреестр, который ведет Министерство экономики Беларуси, сейчас входят 158 субъектов хозяйствования.

В частности, в течение 2013 года антимонопольное подразделение Минэкономики включило в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках ООО «Евроторг». За последние годы эта компания, являющаяся владельцем сети магазинов «Евроопт», выросла в одного их крупнейших поставщиков фруктов (бананов и цитрусовых) на белорусский рынок. Статус монополиста по этой позиции «Евроторг» делит с могилевской фирмой «Фруктест» (бывший «Савит»). «Фрутимпорт» ,некоторое время также входивший в госреестр, был в прошлом году исключен из него.

Также «Евроторг» включен в реестр монополистов по позиции «крупы».

Другими новичками реестра в 2013 году стали завод «Технониколь» (мягкие кровельные материалы), Добрушская бумажная фабрика «Герой труда» (тетради), ЛМЗ «Универсал» (подъемники и конвейеры для подземных работ), «Гомелькабель» и Барановичский станкостроительный завод (обмоточные эмалированные провода), «Ольса» (электронасосы «Ручеек») и Бобруйский завод биотехнологий (этиловый ректификованный технический спирт).

После включения в состав «Белшины» Кричевского завода резинотехнических изделий «монопольная» номенклатура предприятия расширялась за счет резиновой обуви. Также на одну позицию в реестре стало больше у «Белтелекома» - это услуга по «предоставлению в пользование мест в кабельной канализации».

В 2013 году Минэкономики посчитало, что больше нет необходимости особого контроля за рынком чая и кофе. В итоге из списка были исключены крупнейшие поставщики этой продукции компании «Авалонторг» и «Караван».

Стоит отметить, что большинство (85-90%) из внесенных в перечень предприятий находятся в собственности государства. Однако эксперты отмечают, что реестр лишь в некоторой степени отражает уровень монополизированности белорусской экономики. Сегодня зачастую облисполкомы продолжают принимать решения в поддержку местных производителей. Подконтрольные государству предприятия боятся конкурировать с частниками, защищаясь протекционистскими мерами.Власти такое положение вещей выгодно, поскольку она заинтересована в существовании особых условий для источников, которые приносят доходы в казну. Однако огромное количество монополистов делает бизнес в Беларуси неэффективным.  

 

 

 

Предельные нормативы рентабельности товаров (работ, услуг),производимых и реализуемых на территории республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ,включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках на республиканском уровне

 

 

Норматив рентабельности

(в % к себестоимости)

Товары (работы, услуги) текстильного и

швейного производства, производства кожи,

изделий из кожи и производства обуви

35 %

Товары лесозаготовок, топливные брикеты  

40 %

Хлеб, хлебобулочные изделия, мука, детское

питание, молоко и молочные товары

15 %

Мясо и мясные товары 

10 %

Пищевая соль

40 %

Товары издательской и полиграфической

Деятельности

30 %

Прочие товары (работы, услуги)

25 %


 

 

Изменить ситуацию могут лишь структурные преобразования в экономике. В частности - приватизация и создание самодостаточного антимонопольного органа, идея по возрождению которого значится в плане мероприятий по реализации директивы № 4. Бизнес-союзы предлагают создать Государственный антимонопольный комитет, обладающий независимостью и от правительства, и от отраслевых концернов. Данный комитет, по мнению предпринимателей, должен следить за соблюдением принципа равенства условий хозяйствования для предприятий разной формы собственности.  
 
27 февраля вышел в свет указ № 114 "О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля". Документом, в частности, вводится ответственность монополистов за ценовой сговор и ограничение конкуренции. Совершение таких деяний влечет наложение штрафа на юридическое лицо - до 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги). Важной особенностью документа является введение административной ответственности чиновников за действия или бездействие. 
Основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь

Важным направлением антимонопольной политики в РБ является регулирование естественных монополий. Регулирование естественных монополий осуществляется в соответствии с Законом РБ «О естественных монополиях». В настоящее время республиканскими и местными органами управления осуществляется ценовое регулирование на основные виды продукции естественных монополий: электроэнергию, газ, транспорт, услуг связи, коммунального хозяйства. В республике выделяются два уровня естественно монопольных структур: республиканский и местный. На республиканском уровне в реестр естественных монополистов включены 44 субъекта. В числе этих субъектов республиканские унитарные предприятия энергетики «Брестэнерго», «Гомельэнерго», «Гродноэнерго», «Минскэнерго», «Могилевэнерго»; «Белтелеком», ОАО «Белтрансгаз», «Гомельтранснефть «Дружба»», «Белпочта», «Аэропорт Гомельавиа», Национальный аэропорт «Минск», Белорусские железные дороги и многие другие. На местном уровне, например в Гомельской области, субъектами естественных монополий являются предприятия, оказывающие услуги по электро-, тепло- и водоснабжению, водоотведению и распределению тепловой энергии.

В Беларуси инструментами государственного регулирования естественной монополии и создания барьеров для вступления в отрасль в целях сохранения естественно монопольной структуры являются: установление цен (тарифов) на уровне, выгодном обществу, - это могут быть фиксированные или предельные цены; целенаправленное выделение средств на новые технологии; ограничение уровня рентабельности (например, в Беларуси для субъектов естественных монополий на местном уровне - для теплоснабжающих организаций рентабельность должна составлять 10%) и т.п.

Беларусь остается одной из немногих постсоциалистических стран, которые еще не приступили к развернутой коммерциализации и приватизации естественной монополии. Одной из первоочередных задач является реформирование электроэнергетики, в частности в области разделения производства, распределения, передачи и сбыта электроэнергии. В настоящее время Советом Министров уже утверждена предложенная Минэнерго концепция реструктуризации электроэнергетики страны. Предусматривается разделить отрасль по видам деятельности на генерацию, передачу, распределение и сбыт электрической и тепловой энергии, создать оптовые рынки и другие структуры, адаптированные к конкурентной среде и способные работать в объединенной энергетической системе Беларуси и России.

Механизм реализации этой программы должен пройти в три этапа. На первом этапе (2010-2011 годы) создано госпредприятие "Высоковольтные электрические сети", которому от областных энергоснабжающих организаций передали сетевые объекты инженерной инфраструктуры и которое  эксплуатирует электросети, передает электроэнергию и осуществляет оперативно-диспетчерское управление объединенной энергосистемой. Особое внимание уделяется на этом этапе совершенствованию сбытовых функций, созданию субъектов оптового звена. На этом этапе принимаются меры по ликвидированию перекрестного субсидирования (к 2014 году), сокращению количества дотируемых потребителей, по поднятию рентабельности до уровня, обеспечивающего расширенное воспроизводство предприятий отрасли. На втором этапе (2012-2013 годы) создадут госпредприятие "Белгенерация", куда войдут наиболее крупные электростанции, а также подготовят условия для акционирования электростанций. Создается независимый утверждающий тарифы и осуществляющий контроль над соблюдением антимонопольного законодательства орган. Третий этап (2014-2015 годы) завершает реформирование энергосистемы - к этому времени в стране должен быть создан полноценный оптовый рынок электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии появятся независимые энергопроизводители и крупные потребители, получающие энергию от распределительно-сбытовых компаний и работающие по оптовым тарифам ниже тарифов для конечных потребителей.

Информация о работе Республиканский орган государственного управления