Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 13:53, курсовая работа
Многие потребляемые нами товары и услуги произведены за границей. Свободный импорт и экспорт выгоден гражданам всех стран. Торговля позволяет каждой стране специализироваться на производстве того, в чем она достигла лучших показателей, и предоставляет каждому человеку более богатый выбор товаров и услуг.
Введение
Глава 1. Понятие и виды открытой экономики.
Глава 2. Анализ открытой экономики на современном этапе.
Глава 3. Перспективы включения Республики Беларусь в международные экономические организации.
Заключение
Литература
Вследствие протекционистских способов защиты неэффективных производств производительность труда в Беларуси отстает от развитых стран почти в 10 раз. Происходит устаревание применяемых технологий.
В теоретических курсах под малой открытой экономикой понимается экономика, которая представляет собой небольшую долю мирового рынка и практически не оказывает никакого воздействия на мировую ставку процента. Этот же тезис к Беларуси применим. Однако ставка процента в малой открытой экономике не уравновешивается сбережениями и инвестициями как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента - реальной процентной ставке, преобладающей на мировых финансовых рынках. Этого в нашей стране явно нет.
Все движение потоков сбережений и инвестиций в малой открытой экономике опосредуются внешней средой, так как находятся под влиянием не столько внутренних, сколько внешних факторов, изменить которые малая открытая экономика не в состоянии. Это так же относится и к Беларуси.
Инвестирование за пределы Республики Беларусь настолько мало, что не выдерживает сравнения даже с масштабами простого перемещения «капитала» эмигрантов, значительно уступая им по объему.
Однако малые размеры зафиксированного заграничного инвестирования не дают права утверждать, что в Беларуси отсутствует богатство (утечка) капитала в неучитываемых формах.
Характеризуя экономику Беларуси с вышеуказанных позиций и принимая во внимание низкий уровень ее международной конкурентоспособности (присущий закрытым системам), эту экономику можно назвать протекционистской. Будучи таковой, она слабо адаптируется к изменениям или возмущениям внешней финансовой и экономической среды, не реагируя адекватно на импульсы, исходящие от мирового рынка. Потакая интересам производителя, она несет убытки потребителям. По мере роста протекционизма убытки последних начинают превышать прибыли первых и наступает перепроизводство у фирм, предельные издержки которых превосходят мировые цены.
Ситуация в Беларуси это подтверждает, поскольку складские запасы продукции уже достигли объемов массового производства.
Основные компоненты стратегии ЕБРР для Беларуси:
1. Финансирование предприятий микро-, малого и среднего бизнеса в стране (без государственных гарантий)
2. Создание банка микрофинансирования в Республике Беларусь.
3. Прямое финансирование отдельных местных частных белорусских компаний, а также частных компаний с иностранным капиталом, в том числе по линии механизма прямого финансирования.
Работа по присоединению к ВТО, начатая Правительством Республики Беларусь в 1995 г., представляет собой комплекс мероприятий по адаптации внешнеторгового режима страны к требованиям данной организации.
Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается как важнейший этап интеграции в мировую экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. В то же время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие экономического законодательства страны правилам ВТО, а также сделать сбалансированные уступки торговым партнерам в целях обеспечения более открытого доступа иностранных товаров, услуг и инвестиций на внутренний рынок.
На политическом уровне, ЕС неоднократно пытался оказать содействие преодолению политического кризиса в Беларуси. В 1997 году именно ЕС инициировал создание так называемой европейской тройки по Беларуси (Европейский Союз, ОБСЕ, Совет Европы), а также выступил в качестве модератора и в значительной степени организатора внутриполитического диалога в Беларуси. Такая инициатива первоначально воспринималась белорусскими властями вполне нейтрально, однако в сентябре 1997г. министр иностранных дел Беларуси И. Антонович направил довольно жесткое письмо в адрес ЕС по вопросу дальнейшего внутриполитического диалога, которое привело к еще большему охлаждению отношений и свертыванию программ TEMPUS И TACIS в Беларуси, начиная с 1998г. Таким образом, Беларусь является единственной восточноевропейской страной, не имеющей Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Бесспорно, что это не только замораживает политические отношения, но и носит существенный ущерб торговой политике страны в Европе и ее экономическому развитию в целом.
Список использованной литературы
18.Статистический ежегодник/Министерство статистики и анализа РБ. - Министерство статистики и анализа, 2007. - 617с.
Приложение 1
Показатели внешней торговли Республики Беларусь
Годы |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
ВВП по валютному паритету, млрд. USD |
12.7 |
11.9 |
14.5 |
17.7 |
23 |
29.6 |
37.2 |
44.4 |
Экспорт, млрд. USD |
7.3 |
7.5 |
8.0 |
9.9 |
13.8 |
16.0 |
19.7 |
24.3 |
Импорт, млрд. USD |
8.6 |
8.3 |
9.1 |
11.6 |
16.5 |
16.7 |
22.4 |
28.7 |
Экспорт, % к ВВП |
58 |
60 |
55 |
56 |
60 |
54 |
53 |
54 |
Импорт, % к ВВП |
68 |
67 |
63 |
65 |
71 |
57 |
60 |
64 |
Импорт к экс-порту, % |
117.8 |
110.7 |
113.8 |
117.2 |
119.6 |
104.4 |
113.7 |
118.1 |
Внешнеторговый оборот, млрд. USD |
15.9 |
15.8 |
17.1 |
21.5 |
30.3 |
32.7 |
42.1 |
53 |
Внешнеторговый оборот, % к ВВП |
125.2 |
131 |
118 |
121.4 |
131.7 |
110.5 |
113.2 |
119.4 |
ВВП на душу населения, USD |
1264 |
1200 |
1457 |
1788 |
2335 |
3020 |
3815 |
4571 |
Сальдо |
-1,3 |
-0,8 |
-1,1 |
-1,6 |
-2,7 |
-0,7 |
-2,6 |
-4,4 |
Расчитано по: [16, 18]
Приложение 2
Объем финансирования проектов ЕБРР в 2004-2006гг.
Страна |
2004 |
2005 |
2006 |
Беларусь |
23,6 |
32,1 |
23,7 |
Грузия |
77,5 |
87,2 |
102,4 |
Казахстан |
249,5 |
279,6 |
242,1 |
Литва |
52,4 |
24 |
20,5 |
Молдова |
11,8 |
20,7 |
13,7 |
Польша |
292,9 |
339,6 |
232,2 |
Россия |
1238,5 |
1089,1 |
1900 |
Украина |
267,4 |
528,8 |
711,8 |
Источник: Годовой отчет ЕБРР 2005-2007
Приложение 3
Удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре бюджета Республики Беларусь (%)
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
6,9 |
9,2 |
5,7 |
6,7 |
8,2 |
6,3 |
5,5 |
4,5 |
5,2 |
5,3 |
5,7 |
Источник: [9, с. 47]
Приложение 4
Инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала по отраслям экономики
(в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей)
1995 |
20001) |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Инвестиции в основной капитал-всего |
1484,9 |
77,6 |
81,2 |
233,4 |
393,6 |
396,4 |
420,8 |
517,8 |
Промышленность: |
839,1 |
57,4 |
51,5 |
103,6 |
110,8 |
181,9 |
269,4 |
183,2 |
Электроэнергетика |
- |
- |
0,9 |
- |
- |
9,6 |
24,0 |
- |
Топливная промышленность |
0,1 |
- |
1,4 |
10,9 |
46,2 |
6,2 |
18,9 |
9,6 |
Химическая и нефтехимическая промышленность |
135,1 |
0,7 |
1,9 |
1,5 |
18,9 |
44,4 |
73,3 |
7,9 |
Машиностроение и металлообработка |
192,6 |
35,0 |
18,9 |
47,9 |
16,0 |
48,1 |
42,1 |
3,2 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно- бумажная промышленность |
212,7 |
0,9 |
3,1 |
3,8 |
8,3 |
29,7 |
17,5 |
15,7 |
Промышленность строительных материалов |
12,3 |
- |
- |
- |
1,9 |
0,5 |
0,1 |
- |
Легкая промышленность |
189,1 |
2,8 |
1,5 |
3,3 |
4,1 |
2,2 |
2,5 |
0,7 |
Пищевая промышленность |
38,2 |
2,2 |
12,7 |
3,7 |
10,6 |
13,1 |
52,9 |
24,5 |
Сельское хозяйство |
0,4 |
- |
0,03 |
- |
1,0 |
9,7 |
1,6 |
1,2 |
Лесное хозяйство |
0,3 |
1,1 |
1,5 |
3,6 |
- |
- |
0,1 |
0,2 |
Транспорт |
109,7 |
2,9 |
3,7 |
7,5 |
11,1 |
23,8 |
15,7 |
15,5 |
Связь |
97,7 |
1,7 |
- |
20,4 |
191,9 |
97,8 |
28,2 |
216,8 |
1995 |
20001) |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Строительство |
23,8 |
0,3 |
1,8 |
2,1 |
7,0 |
7,4 |
1,8 |
15,3 |
Торговля и общественное питание |
37,0 |
5,2 |
3,4 |
26,8 |
16,3 |
18,6 |
20,1 |
41,1 |
Жилищное строительство |
61,6 |
0,3 |
1,1 |
2,7 |
1,7 |
4,2 |
1,1 |
2,8 |
Коммунальное хозяйство |
0,6 |
0,3 |
2,1 |
40,1 |
10,2 |
6,0 |
12,0 |
2,3 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
265,4 |
4,6 |
0,8 |
4,3 |
5,9 |
4,7 |
3,2 |
2,3 |
Образование |
37,5 |
0,4 |
0,8 |
1,5 |
6,4 |
11,0 |
6,2 |
4,1 |
Культура и искусство |
0,1 |
- |
- |
0,1 |
- |
0,2 |
0,02 |
0,2 |
Наука и научное обслуживание |
1,1 |
2,7 |
- |
0,04 |
- |
0,1 |
0,05 |
0,5 |
1)С учетом деноминации (уменьшение в 1000 раз)
Источник: [18]
Приложение 5
Состояние расчетов Республики Беларусь с организациями других стран на 1 января 2007 года
(в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)
Задолженность организаций Республики Беларусь |
Задолженность организациям Республики Беларусь |
Превышение задолженности организаций Республики Беларусь над задолженностью организациям Республики Беларусь | ||||
всего |
В том числе просроченная |
всего |
В том числе просроченная |
всего |
В том числе просроченная | |
всего |
4732447 |
568080 |
2751948 |
263397 |
1980499 |
304683 |
Страны СНГ |
1941332 |
207894 |
1432889 |
186673 |
508443 |
21221 |
Страны вне СНГ |
2791115 |
360186 |
1319059 |
76724 |
1472056 |
283462 |
Источник:[18]