Тенденции функционирования
ЖКХ демонстрируют то, что в России отсутствует
устойчивый рост показателей качества
жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Главным
противоречием сложившейся системы российского
ЖКХ является очевидная необходимость
модернизации всего жилищного, и в особенности,
коммунального хозяйства, с применением
инноваций, при этом не находящая должной
финансовой поддержки со стороны государства
и подавляющего большинства предприятий
ЖКХ. Слабая информированность населения
в вопросах учёта и возможности внедрения
инноваций в процесс потребления ЖКУ соответствует
бездействию со стороны администрации
ресурсоснабжающих государственных учреждений
в отношении модернизации производственных
мощностей с применением инноваций. Растущие
цены и ухудшающееся качество коммунальных
услуг, а также значительные энергопотери
при транспортировке тепла и воды стали
неотъемлемой чертой, тенденцией отечественного
ЖКХ.
Финансирование жилищно-коммунального
хозяйства в связи со спецификой его функционирования
осуществляется, прежде всего, из бюджетов
субъектов Российской Федерации. Это расходы
на капитальный ремонт жилого фонда; на
покрытие убытков жилищно- эксплутационных
организаций, занимающихся обслуживанием
жилого фонда; разницы в тарифах на теплоэнергию,
отпускаемую для отопления жилых домов
и некоторые другие расходы.
Среди множества проблем, требующих
решения ходе выполнения жилищно-коммунальной
реформы, особое место занимает достоверность
и доступность информации, которая создается,
используется и распространяется в жилищно-коммунальном
хозяйстве. В первую очередь, это сведения
о жилищном фонде и жителях, о потреблении
энергоресурсов, оперативная информация
о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных
коммуникаций.
Успешно решать эту проблему
можно только на базе передовых информационных
технологий. Информатизация жилищно-коммунального
хозяйства - необходимое звено реформы
ЖКХ.
Следующей проблемой ЖКХ является
постепенное создание и введение саморегулирования
в сфере управления жилищным фондом, для
организации прозрачной и ответственной
перед собственником жилья системы управления.
Пока же между жилищной и коммунальной
системой в сфере ЖКХ существуют антагонистические
отношения. Так, коммунальная система
пытается продать как можно больше ресурсов
самого низкого качества, а жилищная система
пытается защищать себя с помощью договоров.
Для прекращения деградации
коммунального хозяйства в феврале 2010
года Правительством РФ утверждена концепция
федеральной целевой программы «Комплексная
программа реформирования и модернизации
ЖКХ на период 2010-2020 годов», в соответствии
с которой предусмотрено выделение около
4 трлн. руб. на дальнейшее реформирование
и развитие сферы ЖКХ. При этом одним из
основных источников финансирования будут
являться собственные средства граждан.
Программа модернизации ЖКХ
состоит из 2-х подпрограмм: «Программа
модернизации и реформирования коммунального
хозяйства на 2010-2020 годы» и «Программа
модернизации жилищного фонда на 2010-2020
годы».
Исходя из программы, к 2020 году
планируется обеспечить собственников
многоквартирных домов коммунальными
услугами согласно нормативному качеству
по доступным ценам. Кроме того планируется
повысить эффективность работы коммунальной
инфраструктуры.
С 2016 года планируется значительно
сократить объем финансирования за счет
бюджетных источников. Модернизацию жилищно-коммунального
комплекса планируется проводить за счет
средств банковских кредитов, привлекаемых
собственниками жилья и коммунальными
организациями, а так же за счет привлечения
частных инвесторов.
Кроме того, предусмотрена государственная
поддержка в виде софинансирования затрат
на проведение капитального ремонта домов
с высоким уровнем износа и с низкой степенью
благоустройства, будет оказана тем собственникам
многоквартирных домов, чьи дома введены
в эксплуатацию до 1992 года.
В рамках программы предлагается
использовать кредитно-финансовые механизмы
развития коммунальной инфраструктуры,
в том числе на базе институтов государственно-частного
партнерства. Подготовлен комплекс мер
по привлечению в отрасль частных инвестиций,
включающих мероприятия по переходу к
долгосрочному тарифному регулированию,
приватизацию и передачу в концессию государственных
и муниципальных предприятий коммунальной
сферы, предоставление долгосрочных бюджетных
гарантий. Но не менее значимы и федеральные
средства. В 2011 году только на софинансирование
мероприятий по капитальному ремонту
и ремонту дворовых территорий, а также
проездов к ним будет выделено 22,7 млрд.
рублей.
Таким образом, проводимая в
стране реформа ЖКХ, направлена на решение
острых проблем и улучшение общей ситуации
в жилищно-коммунальном хозяйстве России
и ее регионов. [9]
Если взять Омск и Омскую область,
то главная проблема – это очистные сооружения
омского Водоканала. Проблемы, с которыми
сталкивается "Водоканал", характерны
для всей отрасли ЖКХ - это старение фондов,
отставание в развитии инженерных коммуникаций,
несбалансированная тарифная политика.
Плюс ко всему, Иртыш - река трансгенная.
На ее берегах расположены крупные промышленные
предприятия. Причем не только на территории
России, но и в сопредельных государствах,
влиять на хозяйственную деятельность
которых практически нет возможности.
Единственный выход в подобной ситуации
- строительство современных очистных
сооружений и модернизация уже имеющихся.
Заключение
Решение задачи создания эффективной
системы финансирования сферы жилищно-коммунальных
отношений требует особого внимания. В
значительной мере организация функционирования
жилищно-коммунального хозяйства входит
в сферу ведения местного самоуправления
и напрямую влияет на уровень и качество
жизни большинства жителей муниципальных
образований. В настоящее время эта сфера
отношений является источником постоянного
социального напряжения и социальных конфликтов,
связанных с:
высокой изношенностью и низкой энергоэффективностью жилищного фонда и коммунальных сетей;
непрозрачностью процедур установления
тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, слабым распространением практики установления индивидуальных для каждого дома размера платы за жилое помещение;
слабым развитием конкуренции
на рынке управляющих организаций, низким
качеством услуг, предоставляемых ими
населению, наряду с высокой стоимостью
этих услуг;
насаждением одной организационно-правовой
формы объединения собственников – товариществ
собственников жилья, наряду с неэффективным
функционированием ТСЖ, обусловленным,
в том числе, повсеместной пассивностью
и низкой правовой грамотностью собственников,
а также распространенными злоупотреблениями
недобросовестных должностных лиц, стремящихся
к подмене реальных ТСЖ их фиктивными
аналогами.
Необходимо также отметить,
что в настоящее время не определены механизмы
дальнейшей, после завершения сроков работы
Фонда государственной поддержки собственников
помещений в проведении капитальных ремонтов
многоквартирных домов и модернизации
коммунальной инфраструктуры муниципальных
образований.
В этой связи отдельного внимания требуют
вопросы межбюджетных отношений. Например,
при формировании бюджета субъекта Российской
Федерации на очередной финансовый год
в расчетах потребности муниципального
образования в финансовых средствах, расходы
на капитальный ремонт муниципального
имущества не принимаются во внимание.
Доходы от сдачи такого имущества в аренду
учитываются в общей сумме доходов бюджета
муниципального образования, которые
направляются на финансирование расходов
(на содержание учреждений, благоустройство
и иные учтенные в расчете мероприятия),
утвержденных в соответствии с нормативами
минимальной бюджетной обеспеченности.
Аналогичное внимание требуется уделить
при решении вопроса о ремонте другого
муниципального имущества в сфере ЖКХ:
теплотрасс, котельных и водопроводов, так как в структуре действующих тарифов
соответствующие средства в достаточном
объеме не предусматриваются.
Другой проблемой, не способствующей полноценному финансовому
обеспечению полномочий муниципалитетов
в сфере ЖКХ, является действующая методика
анализа финансовых потребностей муниципальных
образований в целях выравнивания бюджетной
уровня их расчетной обеспеченности. Указанная
методика не учитывает фактический рост
цен и тарифов на коммунальные услуги,
которые занимают в расходах муниципальных
учреждений второе место после заработной
платы. Рост тарифов на коммунальные услуги
по теплу и электрической энергии значительно
превышает прогнозируемый рост тарифов,
рассчитанных по этой методике. Данная
методика содержит понижающие коэффициенты
к утвержденным нормативам по ряду расходных
полномочий. Например, при применении
понижающих коэффициентов по капитальному
ремонту муниципального жилищного фонда
нормативные расходы уменьшаются на 55
процентов, а по капитальному текущему
ремонту дорог и их содержанию на 95 процентов.
Таким образом, муниципальное имущество
невозможно отремонтировать за счет средств
местного бюджета, что входит в противоречие
с обязанностью собственника проводить
капитальный ремонт муниципального имущества.
Следующей концептуальной проблемой,
препятствующей эффективному развитию
сферы ЖКХ, является непрозрачность процедур установления
тарифов на услуги ресурсоснабжающих
организаций, что вызывает необоснованный рост стоимости
коммунальных услуг в целом и существенно
превышающий темпы роста доходов граждан.
В совокупности со слабым развитием конкуренции
на рынке управляющих организаций данной
обстоятельство порождает низкое качество
жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых
населению, и сопровождается высокой стоимостью
этих услуг. Еще одной важной проблемой
при реализации полномочий муниципалитетов
является отсутствие действенного контроля
со стороны муниципальных образований
за деятельностью организаций, осуществляющих
эксплуатацию и обслуживание общего имущества
в многоквартирном доме, что является
следствием отсутствия у муниципалитетов
реальных рычагов влияния на эти организации.
В то же время, проблемы ЖКХ сегодня невозможно
решить только за счет финансовых ресурсов
бюджетов всех уровней. Государственно-муниципально-частное
партнерство является важным инструментом
развития муниципальной, прежде всего,
жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Важнейшим условием для развития жилищно-коммунальной
инфраструктуры муниципальных образований
является привлечение в неё частных инвестиций.
Развитие государственно-муниципально-частного
партнерства на территории муниципальных
образований требует объединение усилий
органов власти всех уровней. На федеральном
и региональном уровне должны быть приняты
соответствующие законы и подзаконные
акты, разработаны и внедрены программы,
стимулирующие сотрудничество между муниципальными
образованиями и бизнесом.
Существенной составляющей данных программ
должно стать обучение выборных должностных
лиц местного самоуправления и муниципальных
служащих, информирование органов местного
самоуправления о круге потенциальных
инвесторов, о технологиях работы с ними,
опыте других муниципалитетов по реализации
инвестиционных проектов, создание общедоступных
баз инвестиционных предложений и проектов,
методическая поддержка органов местного
самоуправления в данной сфере, как на
этапе подготовки инвестиционных предложений,
так и на этапе их реализации. Общественные
организации и объединения муниципальных
образований также могут внести значительный
вклад в процесс развития публично-частного
партнерства на местном уровне.
Необходимо также внести
в жилищное законодательство соответствующие
положения, предусматривающие расширение
рынка арендного жилья, субсидирование
государством ставки ипотечного кредита,
расширение возможностей муниципальных
образований по строительству муниципального
жилья, а также внедрение форм жилищной
кооперации как организационно-правовой
формы приобретения, владения и распоряжения
жилыми помещениями.
Список использованной
литературы
1. Федеральный закон
от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" (с изм. и доп., вступ. в
силу с 30.01.2014)
2. Тимчук О.
Г. Основные направления развития ЖКХ
в РФ [Текст] / О. Г. Тимчук // Актуальные
вопросы экономики и управления: материалы
междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель
2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 245-248.
3. Н.Г. Внедрение маркетинг
менеджмента в организациях жилищного
хозяйства. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005.-
280с.
4. Ю.Ф. Симионов Жилищно-коммунальное
хозяйство. Справочник / 2010, 286с.
5. Журнал «ЖКХ: журнал
руководителя и главного бухгалтера»
№ 3, 2011
6. Журнал «ЖКХ: журнал
руководителя и главного бухгалтера»,
часть 1, № 6, 2010