Решение проблемы занятости молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является теоретическое изучение проблемы трудоустройства молодежи и анализ ситуации молодежного рынка труда в России, а также изучение форм и методов регулирования занятости молодежи, как одного из слабозащищенного слоя населения, нуждающегося в государственной поддержке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...............3
1. Молодежь на рынке труда………………………………………………………...5
1.1 Особенности положения молодежи на российском рынке труда…………….5
1.2 Безработица как социально-экономическое явление, ее сущность..................7
2. Решение проблемы занятости молодежи............................................................10
2.1 Социальная поддержка безработной молодежи...............................................10
2.2 Нормативно-правовые основы регулирования занятости...............................17
Заключение.................................................................................................................19
Список литературы..................................

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ РЫНОК.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

    К безработным в соответствии с законодательством Российской Федерации относят трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих ее и готовых приступить к ней.

    На  основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.

    Проблемы  выпускников на рынке труда.

    1. Отсутствие опыта и стажа работы

    Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.

    2. Проблема дисбаланса спроса и  предложения на рынке труда

    Проблема  заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.

    3. Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии

    Проблема "вуз - армия - рынок" состоит в  том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении  военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учёт на бирже труда.

    4. Инфантилизм молодёжи в поиске  работы

    Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.

    Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду, необходимость формирования у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда.

    5. Проблема неосведомленности населения  о своих правах и возможностях  в поиске работы.

    В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано  о возможностях поиска работы. При  этом играют роль как уже упоминавшаяся  пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.

    Широкое информирование граждан о существующих возможностях и правах в поиске работы позволить частично снять каждую из названных проблем. 
 

               

 

     2 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ 

    2.1 Социальная поддержка безработной молодежи 

    Регулирование занятости населения можно осуществлять различными путями:

    1.Путем  изменения потребности самого  производства в рабочей силе, что и достигается вводом новых  мест, предусмотренным соответствующими  национальными и региональными  программами.

    2.Путем  изменения (уменьшения) потребности в рабочих местах со стороны рабочих, что происходит в связи с осуществлением государством масштабных социальных и социально-экономических мероприятий (расширение контингентов молодежи, обучающейся с отрывом от производства, льготные отпуска женщинам с малолетними детьми, сокращение возраста выхода на пенсию отдельным группам работников).

    Важное  значение в разработке и осуществлении  планов по регулированию занятости  имеет уяснение закономерностей  её динамики.

    Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве молодёжи — одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.

    Для эффективной работы в системе  занятости во многих регионах были открыты молодёжные биржи труда (МБТ), которые оказывают содействие подросткам и молодёжи в постоянном или временном трудоустройстве.

    Функционируют молодёжные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь.

    Основной  целью деятельности данных организаций  является создание благоприятных условий для интеграции молодёжи на рынке труда, адаптации её к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряжённости в молодёжной среде.

    Для достижения этой цели предусматривается  решение следующих задач:

  • создание правовых и организационных условий для предотвращения значительного роста безработицы среди молодёжи;
  • социально-психологическая адаптация молодых людей к рыночным условиям;
  • обеспечение занятости с ориентацией на интересы и способности человека;
  • создание системы информации, способствующей принятию решения о трудоустройстве, обучении и переквалификации;
  • правовое просвещение молодёжи;
  • профилактика правонарушений среди подростков и молодежи;
  • содействие системе поддержки молодой семьи.

    Поставленные  задачи реализуются на основе соответствующих  региональных социальных программ.

    Эффективным средством социальной защиты молодёжи в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:

  • свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;
  • охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

    Безработным гражданам в возрасте от 18 лет  гарантируются:     

    • бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации,

    профессиональной  подготовке, переподготовке и повышению  квалификации, психологической поддержке  по направлению органов службы занятости;

  • обеспечение социальной поддержки;
  • компенсация в соответствии с законодательством Российской

    Важной  составляющей государственной социальной поддержки для молодёжи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:

  • выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

    Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют  право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

    Служба  занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодёжью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству.

       Содействие занятости и трудоустройству молодёжи может быть организовано по нескольким направлениям:

       1. Образование молодёжи — проблема комплексная, её решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодёжи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодёжи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с работодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное — умеющих творчески подходить к решению проблем.

    Реализация  различных программ профориентации и содействия трудоустройству даёт молодёжи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.

    2. Содействие профессиональной подготовке  молодёжи.

      Профессиональное становление личности начинается еще во время учебы в школе – именно тогда формируются предпосылки, определяющие выбор будущей профессии. К сожалению, учебные программы оторваны от реальных проблем, которые молодым людям придется решать в жизни. Многие необходимые знания они вынуждены осваивать самостоятельно.

         Стремясь всемерно содействовать  успешному профессиональному самоопределению  молодежи, служба занятости активно использует в своей практике результаты теоретических разработок, посвященных профессиональному становлению личности. Исходной позицией при этом является применение формулировки понятия профессионального самоопределения, данной авторитетным российским ученым Е.Климовым, который рассматривал самоопределение как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «деятелей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Климов предложил следующую периодизацию профессионального становления:

    - стадия оптации (12-17 лет) - подготовка  к сознательному выбору профессионального  пути;

    - стадия профессиональной подготовки (15-23 года) - овладение знаниями, умениями  и навыками, необходимыми для  будущей профессиональной деятельности;

    - стадия развития профессионала  (от 23 лет) - вхождение в систему  межличностных отношений и профессиональных  общностей и дальнейшее развитие  субъекта деятельности.

    Согласно  данной периодизации процесс профессионального  самоопределения наиболее успешен на стадии оптации. В период же профессиональной подготовки профориентационные мероприятия значительно менее эффективны.

    Однако, несмотря на активные меры по профобучению и профориентации, доля молодежи в  общей численности безработных  остается высокой. Школа, к сожалению, не предоставляет молодым людям возможностей сознательного выбора профессионального пути. В целях облегчении ситуации и экономии государственных средств служба занятости во многих регионах вынуждена «вторгаться» в сферу школьного образования и проводить серьезную профориентационную работу среди выпускников, поскольку профессиональное самоопределение влияет не только на трудовую биографию конкретной личности, но в первую очередь на формирование трудового потенциала страны.

Информация о работе Решение проблемы занятости молодежи