Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 20:18, реферат
Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.
Всемирный банк (World Bank) — международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.
В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.
В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:
В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:
Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.
Проект «Развитие малого и среднего предпринимательства и банковского сектора в регионах Российской Федерации» инициирован предпринимательским сообществом России и направлен на создание механизмов средне - и долгосрочного кредитования малых и средних предприятий с опорой на отобранные на конкурсной основе финансовые институты в пилотных регионах.
В настоящее время государственная статистика свидетельствует о недостаточном уровне развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 12%, в то время как в странах Европейского Союза – 63-67%, а в США – 50-52%. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем 6 малых предприятий, тогда как в ЕС – не менее 30.
Основными причинами неудовлетворительной динамики, по данным опросов предпринимателей и мнениям экспертов, в данном секторе являются:
- неблагоприятная для частного бизнеса внешняя среда;
- неразвитость инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- чрезмерное налоговое бремя и изменчивое налоговое законодательство;
- трудности доступа к финансово-кредитным ресурсам и их краткосрочный характер.
Неблагоприятность внешней среды связана с недостаточной эффективностью государственной поддержки малого бизнеса, несовершенством действующего законодательства, чрезмерными административными барьерами, налоговым прессом, сложностью, трудоемкостью процедур ведения учета, получения лицензий, разрешений и согласований.
Неразвитость инфраструктуры поддержки малого бизнеса, призванной оказывать малым предприятиям доступные и качественные услуги в сфере обучения, консалтинга, предоставления информации, не позволяет МСП в полной мере компенсировать отсутствие штатных специалистов различных профилей с необходимой квалификацией.
Недоступность кредитных ресурсов для малых предприятий, сдерживает их развитие. Исследования показали, что не более 10 % МСП имеют доступ к кредитным ресурсам.
Несмотря на то, что в последние годы во многих регионах России существенно возрос объем кредитных ресурсов, предоставляемых в распоряжение МСП, анализ показывает их краткосрочность (более 70% кредитов выдаются на срок не более 1 года) и высокую стоимость (от 21 до 28 % годовых). Эти обстоятельства препятствуют развитию инвестиций, тормозят техническое перевооружение МСП, ограничивают их конкурентоспособность.
В результате консультаций с Российскими министерствами и ведомствами Всемирный банк разработал проект Концепции возможного нового проекта и внес его на рассмотрение российской стороны. В феврале 2003 года при ТПП РФ была создана межведомственная рабочая группа для разработки Концепции проекта. В апреле т.г. концепция была представлена общественности и получила широкую поддержку.
Компоненты проекта
Возможный новый проект будет состоять из следующих основных компонентов:
1. Поддержка мероприятий по созданию «благоприятной среды» для развития малого и среднего бизнеса на федеральном и региональном уровне.
2. Поддержка в создании и становлении агентств кредитных историй и системы регистрации залогов движимого имущества, изучение возможности внедрения дополнительных методов снижения рисков;
3. Институциональное развитие финансового посредничества в регионах;
4. Предоставление средне- и долгосрочных кредитных ресурсов малым и средним предприятиям (МСП) в регионах через приемлемых финансовых посредников;
Стратегической целью Нового Проекта является создание механизмов средне- и долгосрочного кредитования малых и средних предприятий с опорой на отобранные на конкурсной основе финансовые институты в пилотных регионах.
Целью Нового проекта является поддержка мероприятий, намеченных Правительством Российской Федерации в области развития малого и среднего бизнеса, а также в создании банковской инфраструктуры в регионах, необходимой для финансирования МСП . Предполагается, что проект внесет вклад в реализацию положений Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, а также Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации.
Задачи Проекта
Сохранение и увеличение темпов роста экономики Российской Федерации, улучшение его качества, обеспечение устойчивости и устранение зависимости от сырьевых экспортно-ориентированных отраслей будет во многом зависеть от успешной реализации планов Правительства Российской Федерации по созданию условий для опережающего развития малого и среднего бизнеса в регионах , а также от развития банковского сектора, призванного обеспечить финансовые ресурсы для подкрепления такого роста.
Новый проект нацелен на решение части задач в указанной области и будет служить в качестве катализатора необходимых реформ и модели для отработки международно-признанных подходов к развитию малого и среднего бизнеса и технологий его кредитования. .
При разработке концепции и ТЭО данного Проекта учитывались также задачи в области развития малого бизнеса и реформирования банковской системы, а также программа «Первоочередные действия по развитию малого предпринимательства», разработанная ТПП РФ в начале 2002 г. Таким образом, новый проект призван обеспечить комплексный, системный подход, направленный на решение целого спектра задач, а именно:
- Содействие в создании благоприятной среды для ускоренного развития МСП, включая решение основных проблем на пути устойчивого развития малого и среднего бизнеса, в том числе:
• Реализация мер, способствующих развитию нормативно-правовой базы и направленных на создание условий для дебюрократизации экономики (регистрация юридических лиц, техническое регулирование, лицензирование, укрепление потенциала саморегулируемых организаций), а также внедрению их на региональном уровне;
• Снижение чрезмерной налоговой нагрузки на малый и средний бизнес;
• Содействие в разработке и/или становлении дополнительных механизмов снижения риска кредитования малого и среднего бизнеса, включая агентства кредитных историй, совершенствования системы регистрации залогов имущества;
• Техническая помощь в разработке и/или становлении системы разделения рисков (гарантий) по кредитам для МСП;
• Содействие региональным администрациям, инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса в регионах, а также руководителям и сотрудникам предприятий-заемщиков в повышении уровня квалификации;
• Разработка и реализация подходов, направленных на принятие упрощенных процедур кредитования банками малого бизнеса, в частности, ускоренной оценки кредитоспособности заемщика, установление облегченной процедуры предоставления и списания с баланса безнадежных к взысканию малых кредитов;
- Содействие в реализации Стратегии развития банковского сектора России в части укрепления потенциала региональных банков, а также банков, имеющих развитую филиальную сеть в регионах и/или осуществляющих кредитование не связанных с ними предприятий на рыночных условиях посредством реализации программ институционального развития, направленных на улучшение систем внутреннего контроля, корпоративного управления, бухгалтерского учета и аудита, управления рисками, автоматизации, управления людскими ресурсами.
Программы институционального развития будут уделять особое внимание совершенствованию практики управления кредитными рисками, включая диверсификацию кредитных портфелей, разработку методики оценки залогов и анализа бизнес-планов заемщиков, а также управления риском ликвидности за счет сокращения разрыва между активами и пассивами по срокам востребования и погашения;
- Предоставление средств МСП в рамках нового проекта, способствующее диверсификации российской экономики, расширению и обновлению ее производственных фондов, повышению конкурентоспособности. Как следствие, будут созданы условия для создания новых рабочих мест, стабильной занятости населения в регионах, увеличению налоговых и прочих поступлений в региональные и федеральный бюджеты.
При этом понимается, что успешная реализация данной задачи проекта позволит одновременно укрепить банковскую систему. Проект призван реализовать действенный механизм, обеспечивающий МСП доступ к финансовым ресурсам долгосрочного (до 5 лет) характера. Поскольку основным источником финансирования мероприятий будут средства, предоставляемые Всемирным банком, стоимость таких средств, как для Российской Федерации, так и для конечных заемщиков в рамках проекта будет ниже той, которая в настоящее время сложилась на российском рынке. Кроме того, предусматриваются разработка и внедрение механизмов снижения рисков кредиторов, что также должно способствовать уменьшению стоимости кредита для МСП.
Стоимость проекта и механизм финансирования, сроки реализации
Расчетная стоимость проекта составляет 300 млн. дол.
Финансирование проекта осуществляется Правительством Российской Федерации за счет средств займа Мирового банка. Также предполагается, что участники проекта (региональные администрации, банки, представители МСП) примут участие в софинансировании мероприятий, позволяющих ускорить достижение целей Проекта, повысить его эффективность, используют собственные трудовые и материальные ресурсы. Внесение вклада участников в реализацию целей проекта всемерно поощряется и рассматривается как один из критериев при проведении конкурсного отбора участников, в случае если это будет предусмотрено процедурами Проекта.
Новый проект рассчитан на 5 лет. Кредит будет возвращен полностью в течение 17 лет после начала финансирования.
Расчетный срок окупаемости проекта - не более 7 лет.
Территориальное расположение места реализации проекта.
Деятельность проекта планируется распространить на 14 регионов Российской Федерации. Регионы - участники проекта будут определяться по итогам конкурсного отбора, на основе заявок, поданных администрацией области.
Отбор регионов будет производиться на основе предварительно утвержденных критериев, учитывающих реальную потребность региона в кредитных ресурсах для МСП, состояние предпринимательского климата, прогресс в создании механизмов поддержки малого предпринимательства и развития банковского сектора.
Экономическая эффективность Проекта
Экономическая эффективность проекта рассчитывалась на основе применяемых Всемирным банком показателей.
При этом основные допущения при расчетах состояли в следующем:
• проект достигнет поставленных целей;
• совокупная стоимость проекта: 300 млн. долларов США;
• Совокупное финансирование МБРР: 300 млн. долларов США;
• Срок реализации проекта: 2004 – 2009 гг. (5 лет);
• Ставка дисконтирования – 10%
Расчеты показали, что экономическая эффективность проекта высока. Полное возмещение затрат государству произойдет на 7 год после начала реализации проекта.
Анализ показал существование нескольких групп возможных рисков.
• Риски, связанные с ухудшением среды для ведения бизнеса, связанного с действиями государства, или региональных органов власти.
• Риски, связанные с банками, участвующими в проекте и получающими средства на институциональное развитие и кредитование МСП.
• Риски, связанные с возможностью невозврата средств в полном объеме (или частично) и своевременно заемщиками - МСП.
• Валютные риски
Оценки и расчеты показали, что риски первых трех групп невелики. Риск, связанный с возможностью изменения курса валют, не прогнозируем, и не принят в расчет.
Ожидаемые результаты проекта.
В ходе реализации проекта будет осуществлен комплекс мероприятий, в результате которых:
Улучшится среда для МСП, за счет совершенствования нормативно-правовой базы, снижения административных барьеров, улучшения диалога между предпринимательским сообществом и властью, как на Федеральном, так и региональном уровне. Будут обучены не менее 10 000 представителей МСП, органов управления, объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Проведенные исследование и техническое содействие ускорят становление кредитных агентств, гарантийных программ, что приведет к снижению рисков в сфере кредитования малого предпринимательства, будет способствовать росту инвестиций в сферу МСП.
Дополнительное развитие получат не менее 40 региональных банков, за счет лучшего управления, совершенствования технического оснащения и повышения квалификации кадров. Их опыт, а также постепенный переход специалистов в другие банки, достаточно быстро позволит и многим другим банкам, усовершенствовать свою деятельность, особенно в отношении кредитования МСП.
За счет дешевых ресурсов, за время проекта, будут прокредитовано не менее 5000 МСП, на сумму не менее 500 млн. дол. Кроме прямых экономических эффектов, будет доработана и распространена технология инвестиционного средне и долгосрочного кредитования МСП, что приведет к росту интересов банков к инвестированию собственных средств, в целом сделает привлекательным данный сектор для финансовых посредников.
В свою очередь, эти результаты приведут к росту числа малых предприятия (на 1-2 % ежегодно), созданию новых рабочих мест и снижению безработицы, росту объема продукции участвующих в программе МСП на 15-25 % в год. Уменьшится число МСП, находящихся в «тени», на 5 %.
Информация о работе Роль Всемирного Банка в поддержке МСП России