Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:28, реферат
Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В начале ХХ века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – членов интеграционных группировок. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.
Введение……………………………………………………...……………………2
1 История становления Европейского Союза………………………….……......4
2 Органы управления Европейским Союзом…...……………....……………….8
3 Особенности функционирования европейской валюты...……………...…...12
4 Процесс расширения Европейского Союза………………………..…….…..18
5 Перспективы принятия новых стран в валютный и экономический союз...22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………...……….29
3) Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге – контролирующий орган; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах – членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихстского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.
4) Европейский суд – высший
судебный орган, обеспечивающий
правильную интерпретацию и
5) ФЕОГА – аграрный фонд, на который приходится большая часть бюджета ЕС.
6) Европейский социальный фонд,
облегчающий перемещение
7) Европейский фонд
8) Европейский инвестиционный
Высшее место в иерархии права Европейского союза занимают межгосударственные соглашения о создании и расширении ЕС, а также другие соглашения, затрагивающие функционирование союза. Они подлежат единообразному толкованию и применению для всех стран – участниц ЕС и попадают под юрисдикцию Суда ЕС. Это первичное законодательство образует нечто вроде конституции ЕС.
Вторичное законодательство представлено регламентами, директивами, решениями, рекомендациями и мнениями.
В рамках Европейского союза сформировано единое правовое пространство. Право ЕС стало неотъемлемой частью национального права его участников. Обладая прямым действием на территории стран – членов ЕС, оно в то же время автономно, самостоятельно и не подчиняется национальным властям, а наоборот, обладает преимущественной силой в случаях коллизии с национальным правом.
В области внешнеторговой и аграрной политики, торгового и гражданского права (свобода конкуренции, монополии и картели), налогового права законодательные акты ЕС заменяют национальные законы. Не допускаются какие-либо национальные нормативные акты, противоречащие праву Европейского союза. И еще одна особенность – субъектами системы права являются не только государства – члены Европейского союза, но и их граждане.
Европейский союз располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом.
Важную роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, осуществляющая общее финансовое управление, контроль над расходами различного рода фондов и финансовых институтов ЕС, таких, например, как Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования, Европейский фонд регионального развития, Европейский фонд социальный фонд.
Доходная часть бюджета состоит, во-первых: из собственных средств, которые складываются из ввозных пошлин; таможенных пошлин по общему таможенному режиму, исключая пошлины ЕОУС; определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость и прочих средств. И во-вторых, в доходную часть бюджета Европейского союза выделяется 1,2 – 1,3% ВВП всех входящих в ЕС государств.
Важной составляющей механизма ЕС выступает совместное проведение структурной политики – отраслевой и региональной.
Наибольшие успехи достигнуты в проведении совместной аграрной политики. Ее финансирование представляет крупнейшую статью расходов в бюджете союза. В основе общей аграрной политики ежит субсидирование внутренних и экспортных цен. В результате ЕС превратился во второго после США мирового сельскохозяйственного экспортера.
Главными целями научно-технической политики Европейского союза на современном этапе становятся:
- сотрудничество между странами,
координация и взаимодействие
между наукой и промышленностью
- поддержка исследований по
ключевым направлениям научно-
Большое значение имеет действующая с 1985 г. независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы – «Эврика», открытая и для фирм других стран.
3. Особенности функционирования европейской валюты
С 1 января 1999 года в списке ведущих валют мира появилась новая строка под названием «евро». Переход к евро осуществлялся поэтапно. Первоначально она функционировала параллельно с национальными валютами, причем с 1 января 1999 г. не все страны – члены ЕС смогли начать переход к евро, поскольку часть из них не выполнила необходимых для этого требований (дефицит госбюджета – не более 3% ВВП, накопленный государственный долг – максимально 60% ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся к этому. Лишь Великобритания и Швеция исходят из постулата сохранения своей национальной валюты.
Главные компоненты ЭВС – единая валюта, получившая наименование «евро», и единый Европейский центральный банк, которые неразрывно связаны друге другом. Подобно тому, как каждая национальная валюта всецело находится под юрисдикцией и контролем соответствующего государства в лице центрального банка, так единая, наднациональная валюта непременно требует наличия наднационального, международного органа, который осуществлял бы единую для всего региона денежно-кредитную политику.
Вторым, заключительным этапом третьей фазы перехода к валютному союзу ЕС стал полный переход на евро. После 31 декабря 2001 года все счета, которые до тех пор выражались в национальных валютах участвующих стран, стали в обязательном порядке конвертироваться по официальным курсам в евро.
С 1 января 2002 года в течение срока, который каждая страна определила самостоятельно, в обращение были введены банкноты семи номиналов - 5, 10, 30, 50, 100, 200 и 500 евро, и монеты восьми номиналов - 1 и 2 евро, а также 1, 2, 5, 10, 20 и 50 евроцентов, замещающие прежние банкноты и монеты в национальных денежных единицах. В течение определенного срока старые национальные банкноты и монеты еще могли обращаться наравне с евро. Евро стал единственным законным платёжным средством в соответствующих странах.
Таким образом, к 1 января 2003 года полный переход на евро во всех странах – участницах ЕВС был завершен. Отныне, евро стал единственным законным платежным средством в странах Еврозоны.
Новая валюта неожиданно быстро завоевала популярность и расположение европейцев. Руководство Европейского союза позитивно оценило этот процесс. Европейская валюта даже стала пользоваться популярностью в странах, не присоединившихся к Еврозоне.
Несмотря на противоречивые прогнозы, единая европейская денежная единица состоялась и существует. Евро стала одной из сильнейших валют в мире. Она принесла всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствовала снижению издержек и росту эффективности производства. В организации Европейского экономического и валютного союза никаких кардинальных недостатков, которые угрожали бы его жизнеспособности, также не обнаружено.
Введение единой европейской валюты создало мощные предпосылки для развития и углубления единого европейского финансового рынка, развития его инфраструктуры и приближения его характеристик к параметрам североамериканского. Кроме того, расширение использования евро усилило необходимость структурных изменений, в первую очередь на финансовых рынках.
Во-первых, в результате исчезновения валютного компонента существенно возросло значение других факторов ценообразования на финансовом рынке, в частности, кредитного рейтинга эмитента, ликвидности ценных бумаг, механизма расчетов, юридических и других рисков. Общим результатом увеличения роли этих факторов явилось сближение условий выпуска ценных бумаг эмитентами стран еврозоны, повышение степени открытости национальных рынков и как следствие – усиление конкуренции между ними.
Во-вторых, появление единой валюты привело к значительным изменениям правил, регулирующих работу европейских финансовых рынков, и вследствие этого – к повышению роли институциональных инвесторов.
Созданы более благоприятные условия для развития системы частных пенсионных фондов, доля акций которых в общем обороте финансовых рынков составляет от 20% в Германии, Франции и Италии до 30-50% в Великобритании и Нидерландах.
В-третьих, немаловажным следствием введения евро является изменение принципов формирования портфелей финансовых инструментов. На смену валютной диверсификации в управлении частными инвестиционными портфелями пришло распределение инструментов по сегментам рынка (инструменты рефинансирования, государственные облигации, акции частных компаний). Происходит интенсивное сращивание европейских и международных рынков: менеджеры из стран «зоны евро» проявляют все больший интерес к работе с иностранными ценными бумагами, а операторы из стран, не входящих в эту зону, - к пополнению своих портфелей за счет европейских ценных бумаг.
Эти изменения свидетельствуют о том, что мировой финансовый рынок входит в новую эру развития.
Одним из следствий введения единой европейской валюты является также то, что цены внутри валютного союза становятся более «прозрачными» и сравнимыми, поскольку курсы национальных валют и их колебания больше не вуалируют разницу в цене товара. Это является важным фактором с точки зрения унификации и стабилизации цен на территории «зоны евро».
В определенных кругах сложилось мнение, будто евро – всего лишь еще одна валюта, и поэтому возникающие вопросы носят чисто технический характер и могут быть решены в рабочем порядке. В действительности проблемы евро гораздо сложнее и масштабнее, чем принято считать. Появление евро существенно усиливает процессы экономической (а в перспективе и политической) консолидации в Европе.
Во-первых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой «зоны евро». По сути дела, с созданием ЕЭВС внутри Европейского Экономического Сообщества возникло так называемое «твердое ядро». Входящие в него страны связаны отношениями более сильной, чем ранее, экономической и политической сплоченности. Во-вторых, несмотря на то, что ряд государств – членов ЕЭС не вошел в состав ЕЭВС, центростремительные силы внутри Сообщества заметно возросли: страны- «аутсайдеры» объективно испытывают на себе усиливающееся давление в пользу вступления в ЕЭВС. В-третьих, валютный союз, бесспорно, станет центром возросшего притяжения для остальных частей Европы, прежде всего Центральной и Восточной (страны-кандидаты в члены ЕЭС традиционно широко используют немецкую марку и другие валюты «зоны евро» в своей внешней торговле, и большинство из них имеют режимы валютных курсов, ориентированные на евро). Швейцария, Норвегия и Исландия также будут вынуждены все больше строить свою экономическую политику с учетом происходящего в ЕЭС.
Вопрос о будущем евро имеет два основных аспекта – внутренний и международный. Внутренний аспект определяется тем, что единая валюта, общая денежно-кредитная и валютная политика, тесные внешнеэкономические связи не устраняют относительной обособленности народов, государств и экономик внутри Экономического и валютного союза и, следовательно, возможного конфликта интересов. В этом состоит главная слабость евро как валюты: за ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочиями. Тем не менее, Европейский экономический и валютный союз и его единая валюта имеют под собой солидный фундамент. На долю стран – участниц ЕЭВС, где живет 5% населения Земли, приходится 15% мирового валового внутреннего продукта (США – 20,2%, Япония – 7,7%) и 19,5 % мирового экспорта (США – 14,8%, Япония – 9,7%).
Внутри ЕЭВС достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более тридцати лет существует таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕЭС составляет около 60% общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Валюты государств – членов ЕЭС по сравнению с валютами большинства стран мира относительно сильны и стабильны. В последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран – участниц ЕЭВС, достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов.
Евро опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального ЕЦБ и Совета ЕЭС, а также на высокоинтегрированные денежные и кредитные рынки, масштабы, глубина и ликвидность которых резко возросла благодаря созданию ЕЭВС.
Высшим приоритетом политики ЕЭВС объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие стабильности единой валюты. Международный аспект проблемы, по существу, сводится к тому, насколько успешно евро впишется в мировую валютную систему и какое воздействие на новую валюту окажет кризисное состояние этой системы.
Стоит также сказать, что с завершением перехода на единую европейскую валюту развитие и расширение как Европейского союза в целом, так и Европейского валютного союза не остановилось.
Сейчас движение курса евро относительно доллара США находится в центре внимания всего финансового мира. Ничего удивительного в этом нет. При любом экономическом порядке слабые валюты, так или иначе, ориентируются или привязаны к сильным валютам. А появление евро явно следует расценивать как начало процесса частичной дедолларизации мировой экономики.
При эффективном использовании Европейским центральным банком методов централизованного планирования Европа сможет удерживать под контролем процессы экономического развития во всей «зоне евро» путем регулирования бюджетного дефицита (не свыше 3% от ВВП), государственной задолженности (не свыше 60% от ВВП), темпов инфляции (не более 2% от ВВП), удержания на стабильно невысоком уровне учетной ставки.
В перспективе долговременная динамика обменного соотношения доллара и евро будет зависеть от объективного хода конкуренции между двумя главными центрами силы в мировой экономике и политике. Вопреки часто высказываемой точке зрения едва ли даже в отдаленной перспективе евро сможет полностью вытеснить доллар и занять его нынешнее место на международных валютных и финансовых рынках (к чему, кстати, Европейский Союз и не стремится). Реальными являются лишь два «сценария»: евро и доллар займут примерно равные позиции в мировой валютной системе; доллар сохранит, хотя и в несколько ослабленном виде, свое доминирующее положение.