Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 18:18, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие государственного бюджета, бюджетное устройство в Республике Беларусь;
2) проанализировать формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь;
3) проанализировать формирование расходной части государственного бюджета;
4) раскрыть понятие и виды бюджетных дефицитов, бюджетного излишка, сбалансированности бюджета;
5) рассмотреть способы финансирования дефицита государственного бюджета;
6) раскрыть проблемы государственного долга.
Введение
1 Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета
2 Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета
2.3 Проблемы государственного долга
Заключение
Список используемых источников
Доходная
часть бюджета РБ, как и в
странах с развитой рыночной экономикой
, формируется в основном за счет налоговых
платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные
платежи обеспечивают государственную
казну стабильными поступлениями, создают
единые условия хозяйствования для разных
субъектов, возможности прогнозирования
развития их деятельности. Доходная часть
отличается множеством налогов и характеризуется
высокой долей косвенных налогов, которые
в условиях кризисных явлений, инфляции
дают определенную гарантию систематического
пополнения государственной казны.
Вообще, к доходам республиканского бюджета
РБ относятся: налог на добавленную стоимость,
акцизы (за минусом отчислений в местные
бюджеты), налог на прибыль, таможенные
пошлины и сборы, чрезвычайный налог для
финансирования ликвидации последствий
аварии на ЧАЭС. соответствии с заключенными
соглашениями, неналоговые платежи и др. Кроме того,
к ним относятся средства, получаемые
от других государств в соответствии с
заключенными соглашениями, неналоговые
платежи и др.
Налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Конкретными
формами проявления категории налога
являются виды налоговых платежей,
устанавливаемых
Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на прибыль (доход) предприятий. Его главная роль вызвана тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства, так как является целью всех производителей товаров и услуг на рынке. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технической оснащенности.
Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог. Система подоходного обложения распространяется также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.
Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество (в частности, на недвижимое и др.) - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. При его взимании реализуются обе функции налога - и фискальная, и экономическая. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг); вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.
Важное
место в налоговой системе
страны занимают платежи за природные
ресурсы: земельный налог, плата
за воду, лесной доход и др. Одни из
них вносятся из прибыли, другие - за
счет себестоимости. Значение названных
платежей в том, что они играют
не только фискальную, но и стимулирующую
роль, ориентируя субъектов хозяйствования
на более эффективное
Не менее
важен подоходный налог. Переход
к рыночной экономике создает
предпосылки для роста личных
доходов граждан. В этих условиях
применяется прогрессивное
В белорусской системе налогообложения наряду с прямыми используются и косвенные, основным из которых является налог на добавленную стоимость. Этот платеж в бюджет количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж, которые могли функционировать только в системе фиксированных на государственном уровне оптовых и розничных цен.
Одновременно
с НДС в системе косвенного
обложения используются также различные
акцизы, устанавливаемые на отдельные
виды и группы товаров. Их введение
также обусловлено отменой
Реализованные за истекший период 2010 года мероприятия в области налоговой политики направлены на радикальное упрощение налоговой системы Республики Беларусь.
В рамках работы по реформированию налоговой системы с целью ее упрощения и сближения по составу налогов с налоговыми системами развитых стран принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».
Закон предусматривает с 1 января 2011 года отмену:
В результате отмены данных налоговых платежей в 2011 году снижение налоговой нагрузки на экономику составит 0,4 процента к ВВП, что позволит оставить в распоряжении предприятий более 700 млрд. рублей. Указанные средства будут являться потенциальным источником увеличения инвестиционных ресурсов субъектов хозяйствования. [10].
Кроме налогов в бюджет поступают
неналоговые доходы. К ним относятся,
с одной стороны, доходы от эксплуатации
государственной собственности, а
в условиях перехода к рынку и
от ее продажи юридическим и
В итоге, доходы бюджета можно подразделить
на три крупные группы: закрепленные,
т.е. предписаны к тому или иному
уровню бюджета, регулирующие или отчисления
по регулирующим доходным источникам.
Ежегодно расписывается процентное
соотношение распределения тех
или иных налогов по уровням бюджетов,
дополнительные источники, устанавливаемые
территориальными органами власти самостоятельно,
а также дотации и субвенции
(строго целевые дотации), которые
поступают в нижестоящие
Рост поступлений в бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности функционирования экономики, увеличением реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз. Изменение величины доходов, полученных в экономике, и поступлений доходов в бюджет отражает коэффициент динамичности бюджетных доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста бюджетных поступлений к процентному росту ВВП.
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину [1, с. 29].
Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.
По роли
в общественном производстве расходы
государственного бюджета подразделяются
на две части: одна связана с развитием
материального производства, совершенствованием
его отраслевой структуры, другая используется
на содержание и дальнейшее развитие
непроизводственной сферы. С помощью
бюджетных расходов государство
может регулировать распределение
денежных средств между материальным
производством и
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением, все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона и управление.
Наиболее
крупными до недавних пор были расходы
бюджета на финансирование народного
хозяйства. В их состав включались расходы
на отрасли материального
Значительные
бюджетные средства ежегодно направляются
на финансирование социально-культурных
мероприятий. Они позволяют государству
развивать систему народного
образования, финансировать культуру,
удовлетворять минимальные
Расходы
бюджета на социально-культурные мероприятия
имеют не только социальное, но и
экономическое значение. Являясь
финансовой базой осуществления
социальных прав - на образование, медицинское
обслуживание, социальную защиту и
т.д., эти расходы одновременно влияют
на общественное производство, способствуя
улучшению качественного
Часть средств
бюджета государство направляет
на оборону. Военные расходы довольно
дорого обходятся налогоплательщику:
в советские времена на них
использовалось от 25 до 30% валового национального
продукта. Основное место в затратах
на оборону занимает закупка вооружений
и военной техники; затем идут
затраты по текущему содержанию армии
и флота, финансированию научно-технических
разработок в области вооружения;
остальное приходится на долю военного
строительства, пенсий военнослужащим
и прочие расходы. Объем расходов
на оборону зависит прежде всего
от степени реальной угрозы военного
нападения: при благоприятной
Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы деятельности. Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.
Разбалансированность
отечественной экономики
Существующая практика формирования бюджета свидетельствует о том, что доступ к государственным финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает возможности для неэффективного использования бюджетных ассигнований. Необходима коренная перестройка бюджетных отношений, прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует практически полностью заменить системой субсидирования, при которой обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов. Замена бюджетного финансирования субсидиями, субвенциями, а также бюджетными займами* позволит реально перейти к использованию в практике бюджетной работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача, от которых безусловно зависят последующие доходы бюджета [2, с. 247].
Информация о работе Роль бюджета в финансовой системе Республики Беларусь