Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:19, реферат
Уровень экономического развития напрямую зависит от проводимой в стране экономической политики, от законов, определяющих развитие экономики. Политические лидеры развитых стран - такие, как Т. Рузвельт, М. Тэтчер, Р. Рейган, А. Пиночет именно потому вошли в историю, что решали и смогли решить крупные экономические проблемы.1
В современной России к этим проблемам относятся спад производства, продолжительный кризис, большой масштаб теневой экономики, низкий жизненный уровень населения, низкий профессиональный уровень чиновников и целый ряд других, связанных с переходом к рыночным отношениям.
В области научных исследований к настоящему времени сложился определенный технократический стереотип, поскольку с инновационной деятельностью связывается, прежде всего, развитие знаний в сфере техники и технологий. При этом подразумевается получение от них прямого, количественно выраженного полезного эффекта.
Однако современное развитие принципиально отличается от предшествующего тем, что деятельность в нематериальной сфере все существеннее влияет на научно-технический прогресс. Ее игнорирование может свести на нет и экономический эффект от использования научно-технических разработок.
Наши исследования позволили нам классифицировать инновации по целевому назначению, выделяя в их типологической структуре два самостоятельных класса (табл. 3): первый относится к материальной сфере и включает инновации, которые обеспечиваются развитием области естественных, технических и сельскохозяйственных наук - они характеризуются прямым действием на инновационный процесс, второй - к нематериальной сфере, он включает инновации, создаваемые в области общественных и гуманитарных наук, оказывающие на инновационный процесс развития опосредствованное воздействие.
Таким образом, инновации разграничиваются как производственные и общественно-функциональные. Последние, как следует из приведенной таблицы, могут быть представлены шестью основными видами: социальными, экономическими, политическими, культурными, организационно-управленческими и информационными инновациями и отвечают главному типологическому требованию - самодостаточности при их определении. Другие виды общественно-функциональных инноваций следует отнести к их подтипам или системно-структурным их сочетаниям.32
Важнейшей тенденцией экономического развития РФ в течение последних лет является стабильный рост валового внутреннего продукта. Начиная с 1999 г. его среднестатистический прирост составил 5,3%. При этом рост национального ВВП происходил при снижении остаточной стоимости основных средств и численности занятых в экономике. Влияние основных факторов производства - труда и капитала - выражалось только в росте фондоотдачи.
Рисунок 2 Факторы экономического роста33
Таблица 4 Темпы экономического развития в 1999-2003 гг. по различным показателям34
В России экономический рост происходит преимущественно за счет интенсивных факторов производства на основе развития науки и внедрения результатов НИОКР в народное хозяйство.
Однако, по данным Комплексного прогноза научно-технического прогресса до 2020 г., половина технологий, используемых сегодня в народном хозяйстве страны, разработана еще во времена СССР, примерно 12% приобретены за рубежом.
Около 50% из них внедрено
еще в период до 1985 г. Доля высоких
технологий составляет всего около
5%, доля традиционных, подлежащих замене
- почти 80%. Вклад отечественных
98% всех технологий разработано в отраслевых НИИ и КБ. Отсутствие реальных заделов в отечественной естественной и технической фундаментальной науке ведет к вынужденному использованию преимущественно модификационных инноваций, не способных в долгосрочной перспективе обеспечить требуемый уровень конкурентоспособности производства. До сих пор внедрение производственных инноваций не оказало радикального влияния на изменение технологического базиса белорусской экономики.
Интенсификации роста
ВВП способствовало лишь комплексное
использование общественно-
Широкое развитие общественно-гуманитарных наук способствует становлению в стране нового вида культуры - "инновационной", представляющей собой отличительную черту современного постиндустриального общества. Планомерное формирование в социуме креативного мышления является основой для получения его членами неформального знания, жизненно необходимого для повышения уровня конкурентоспособности экономики страны. Общество, основанное на знаниях, может устойчиво функционировать и развиваться только тогда, когда эти знания носят системный характер и опираются на принципы гуманизма. Мы убеждены в том, что в перспективе это позволит создать постиндустриальную интеллектуальную систему управления, основанную на принципах меритократии (от латинского meritus - достойный и греческого kratos - власть), то есть власти разумных. 36
Государство пока далеко не всегда поддерживает честный труд и точную отчетность. Отсюда и ухищрения различного рода и широкий их масштаб. Отсюда и масштаб теневой экономики до 40% от общего ее объема.
Приходится, соответственно, размышлять на тему, что лучше: плановая или рыночная экономика.
При плановой экономике возможность мобилизации всех ресурсов в нужном направлении - великое преимущество. Правда, важно правильно выбирать цель.
Сегодня у нас в стране хаос, отсутствуют цивилизованные правила взаимоотношений между субъектами экономики, обеспечивающие справедливые изменения в отношениях собственности. 37
Нужна более совершенная экономическая система, способная действовать более оперативно, допускающая и элементы жесткого планирования, меры, обязательные для всех субъектов экономики. Примерно на таких принципах функционирует сегодня экономика Китая, сохранившая положительные черты планового хозяйства и достаточно хорошо использующая механизмы рыночной системы. Такая система может называться системой планируемой рыночной экономики.
Собственность может принадлежать как государству, так и частным лицам. В малом и среднем бизнесе, а также в предприятиях, функционирующих на конкурентном рынке, государство не участвует. На монопольных предприятиях и предприятиях, которые выпускают сложную наукоемкую продукцию, вся собственность должна принадлежать государству. Органы управления и главные менеджеры должны выбираться собственниками демократическим путем.
Государство должно обладать правом вмешиваться в деятельность любого из субъектов экономики, регламентировать качественные параметры продукции, устанавливать величины обязательных взаимных поставок, государственный заказ не только на оборонную продукцию, но и на продукты первой необходимости, для удовлетворения государственных потребностей. Выполнение предприятиями этих требований должно экономически поощряться.
Следует исключить возможность накопления богатства в руках отдельных кланов путем, как это делается в странах с социальной рыночной экономикой, декларирования доходов, прежде всего олигархических структур. Соответствующие органы должны иметь право проверять данные о доходах и взыскивать их принудительно.
Кризис в экономике России имеет тенденцию к сохранению. Небольшие сдвиги имеют место лишь в отдельных отраслях, на отдельных предприятиях. На остальных по-прежнему застой. Увеличение объема ВВП связано, прежде всего, с ростом цен на нефть на мировом рынке. Объемы производства не растут и при наличии спроса, поскольку недостаточна денежная масса для обеспечения товарообменных операций. Запрет, введенный на бартерный товарообмен, привел к необоснованному расширению института посредников. Отсутствие доступных кредитов для товаропроизводителя - еще один ограничитель роста экономики. Проблемы в социальной сфере могут быть разрешены только при условии передачи используемых на эти цели бюджетных средств населению по месту работы, в виде дополнительного дохода.
Система выборов должна обеспечивать возможность избрания в представительные органы подлинных представителей разных слоев общества. Выборы по партийным спискам - плохая система. Нельзя согласится и с существующей практикой выборов губернаторов, при которой допускаются и шантаж, и подкуп, происходят долгие судебные разбирательства. Отмена результатов выборов решениями судов вообще не допустима, поскольку перечеркивает мнение избирателей, избирательных комиссий разных уровней. Депутатов следует избирать только по одномандатным избирательным округам, а округа создавать не по месту жительства избирателей, а по месту работы. Необходимо сокращение бюджетных расходов, в частности, идущих на строительство офисных зданий, на приобретение дорогостоящего имущества, автомобилей, на содержание аппарата госструктур, прежде всего за счет сокращения его численности. Сэкономленные при этом средства необходимо использовать для обновления производства, для улучшения работы предприятий. 38
1 Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, Всемирная конференция по науке "Наука для XXI века: новые обязательства". Париж: ЮНЕСКО. 2004. С. 94
2 Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, Всемирная конференция по науке "Наука для XXI века: новые обязательства". Париж: ЮНЕСКО. 2004. С. 117
3 Суслов Ю.Е. Диалектические предпосылки и теоретические основания рациональности социально-экономических систем. СПб.: СПбГИПТ, 2005. С. 119
4 Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, Всемирная конференция по науке "Наука для XXI века: новые обязательства". Париж: ЮНЕСКО. 2004. С. 94
5 Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, Всемирная конференция по науке "Наука для XXI века: новые обязательства". Париж: ЮНЕСКО. 2004. С. 103
6 Бунчук М.А. Инновационная и технологическая политика в социальном рыночном хозяйстве // Наука и науковедение. Международный научный журнал. 2003. N 2. С. 12
7 Никитенко П.Г., Андреев И.Л. Цивилизационный процесс под углом ноосферного зрения. В 3-х книгах. Мн.: ИООО "Право и экономика", 2002. С. 118
8 Суслов Ю.Е. Диалектические предпосылки и теоретические основания рациональности социально-экономических систем. СПб.: СПбГИПТ, 2005. С. 273
9 Бунчук М.А. Инновационная и технологическая политика в социальном рыночном хозяйстве // Наука и науковедение. Международный научный журнал. 2003. N 2. С. 63
10 Источник: по данным Стат. ежегодника России за 2004 г.
11 Источник: по данным Стат. ежегодника России за 2004 г.
12 Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, Всемирная конференция по науке "Наука для XXI века: новые обязательства". Париж: ЮНЕСКО. 2004. С. 82
13 Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, Всемирная конференция по науке "Наука для XXI века: новые обязательства". Париж: ЮНЕСКО. 2004. С. 93
14 Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, Всемирная конференция по науке "Наука для XXI века: новые обязательства". Париж: ЮНЕСКО. 2004. С. 101
15 Регионы России. Госкомстат РФ. - М., 2003. - Т. 1.
16 Источник: по данным Стат. ежегодника России за 2004 г.
17 Суслов Ю.Е. Диалектические предпосылки и теоретические основания рациональности социально-экономических систем. СПб.: СПбГИПТ, 2005. С. 280
18 Источник: по данным Стат. ежегодника России за 2004 г.
19 Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, Всемирная конференция по науке "Наука для XXI века: новые обязательства". Париж: ЮНЕСКО. 2004. С. 217
20 Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, Всемирная конференция по науке "Наука для XXI века: новые обязательства". Париж: ЮНЕСКО. 2004. С. 232
Информация о работе Роль высоких технологий и развитие национальных экономических систем