Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 16:56, реферат
Начав когда-то формироваться как «окно в Европу», Северо-Западный район (Ленинград) в советское время стал опорной базой индустриализации страны и в последующем всегда отличался высоким уровнем экономического развития. В территориальном разделении общественного труда он традиционно выступал с продукцией сложного машиностроения, поставляя другим районам и на экспорт современного технологическое оборудование для различных отраслей хозяйства, изделия электротехники, приборостроения и электроники, морского судостроения.
Введение
1. Роль в экономике страны стр.4
1.1. Главные отрасли хозяйства стр.5
2. Регулирование занятости в регионе стр. 10
2.1. Теоретические подходы к методам и формам регулирования
Занятости стр. 10
2.2. Роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения стр. 14
Заключение стр.19
Список использованной литературы
Отрасли легкой промышленности выпускают различные ткани, швейные и трикотажные изделия, обувь, фарфор, другую продукцию. Большинство крупнейших предприятий сосредоточено в Санкт-Петербурге. Известно, например, его производственное объединение «Скороход» в составе нескольких обувных фабрик, являющееся одним из значительных предприятий такого рода. Выделяются производством продукции народного потребления Псков и Великий Новгород. В Псковской области создана крупная промышленность по первичной переработке льна.
Особое значение приобретает электроэнергетическое хозяйство. Район – крупный потребитель электроэнергии. Её вырабатывают тепловые электростанции, сжигающие под своими котлами преимущественно привозные энергоносители. Для более надежного обеспечения района электричеством под Санкт-Петербургом (г. Сосногорск) была сооружена одна из самых мощных в стране АЭС, на которой введен новейших реактор повышенной безопасности – эталон атомной энергетики.
Территориальная структура промышленности характеризуется высоким индустриальным уровнем Санкт-Петербурга и Ленинградской области и относительно низким по сравнению с ними развитием промышленного производства других регионов.
Ленинградская область
вместе с Санкт-Петербургской
Небольшая по объему промышленность Новгородской и Псковской областей в значительной степени интегрируется с индустрией Санкт-Петербурга.
Географическое положение
Калининградской области у
Развитие сельского хозяйства в значительной мере определяется природными и экономическими условиями. Оно должно в максимальном степени удовлетворять районные потребности в картофеле, овощах, мясе, молочных и других продуктах. Район не обеспечивает себя сельскохозяйственной продукцией и завозит её из Центрального Черноземья.
Отраслью межрайонного значения является льноводство. В перспективе такой отраслью может стать растущее молочно-мясное и молочное скотоводство.
Для Северо-Запада как крупного промышленного района характерно развитие природного сельскохозяйственного производства, особенно проявляющегося в зоне Санкт-Петербургской городской агломерации.
Широко развиты транспортная инфраструктура и экономические связи. По железным дорогам перевозятся главным образом массовые грузы – лесоматериалы, металл, топливо, продукция машиностроения и др.
Через Санкт-Петербургский морской порт – самый крупный в Балтийском бассейне, а также Калининградский порт во многие страны следует на экспорт продукция российских предприятий. Здесь же перерабатываются импортные грузы. Доля района в России по импорту в 2,6 раза выше, чем по ВРП (по экспорту только в 1,1 раза). Тесные экономические связи осуществляются с Польшей, Германией, Финляндией и другими странами. Контейнеровозы успешно работают на линиях Санкт-Петербург - Лондон и Санкт-Петербург- Гамбург- Роттердам.
Частично восполнить потерю отошедших к государствам Балтии морских портов и создать им конкурентный противовес для отечественных экспортный и следующих в Россию импортных грузов призваны строящиеся в Ленинградской области новые порты в Усть-Луге, Бухте Батарейной (близ г. Ломоносова) и Приморске (северное побережье Финского залива).
2. Регулирование занятости в регионе
2.1. Теоретические подходы к методам и формам
регулирования занятости
В экономической теории существуют различные теории, обосновывающие государственную политику в области занятости, анализирующие причины безработицы и намечающие меры борьбы с ней.
Классическая теория рассматривает рыночные отношения как саморегулирующуюся экономику, обеспечивающую полную занятость, и провозглашает политику невмешательства со стороны государства. Наличие безработицы объясняется высоким уровнем заработной платы. Если рассматривать рынок труда как рынок обычного товара, то при условии, что цена на товар выше цены равновесия, возникает превышение предложения рабочей силы, т.е. безработица. Профсоюзы и коллективные договоры препятствуют колебаниям зарплаты на рынке и тем самым способствуют росту безработицы.
Кейнсианская теория занятости базируется на том, что совокупный спрос в обществе управляет объемом производства, а значит, и спросом на рабочую силу. Следовательно, безработица возникает из-за недостаточного спроса. Основным инструментом государства в борьбе с безработицей, по Кейнсу, является финансовая политика. Повышая государственные расходы, понижая налоги, можно увеличить в экономике совокупный спрос. Это приведет к увеличению спроса на рабочую силу и соответственно к снижению уровня безработицы. Таким образом, кейнсианский анализ концентрируется вокруг проблемы совокупных расходов как основы, определяющей национальное производство и занятость. Простейшая кейнсианская модель показывает, что в экономике может возникнуть либо инфляция, либо безработица.
Связь между безработицей и инфляцией получила развитие и логическое обоснование в работах Филлипса (кривые Филлипса). Возникновение такого явления в экономике в 70—80-е гг. XX в., как стагфляция (одновременный рост и безработицы, и инфляции), привело к необходимости пересмотреть теоретические положения относительно занятости.
В новых условиях хозяйствования роль государства в регулировании занятости заметно повышается и усложняется. Растет значение государственного прогнозирования сдвигов на рынке труда для своевременного воздействия на возможные от проведения структурной, научно-технической, региональной политики последствия, ведущие к массовой безработице. Меры государственного воздействия на рынок труда на национальном, региональном и муниципальном уровнях различаются в условиях стабильно функционирующей рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики и в условиях становления экономики смешанного типа, что на современном этапе характерно для России. Вместе с тем существуют и универсальные ключевые элементы, лежащие в основе механизма государственного регулирования занятости. К ним относятся:
• экономические методы (льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.);
• организационные методы (создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров и т.п.);
• административно-
Меры государственного воздействия на рынок труда: в зависимости от области воздействия различают меры косвенного и прямого влияния.
Меры прямого, непосредственного воздействия осуществляются путем реализации государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют выборочную направленность и воздействуют в основном на динамику предложения труда.
Меры косвенного влияния направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использование макроэкономических рычагов воздействия (как правило, на условия регулирования спроса на труд).
В зависимости от выбора мер государственного воздействия в политике занятости можно выделить три варианта политики в области регулирования трудовых отношений: активный, умеренно-пассивный и пассивный. Активный вариант политики занятости предполагает интенсивное использование инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой и бюджетной политики. Пассивный вариант политики занятости сводится в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости. Основными путями решения проблемы занятости в регионе являются: регулирование развития системы рабочих мест; регулирование спроса на рабочие места; развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
В развитых странах Запада государственные расходы на программы обеспечения занятости составляют заметную долю ВВП (2,0—5,5%). При этом важное место в инструментарии государственной политики занимают меры активного регулирования, направленные на предупреждение возникновения массовой безработицы. Следовательно, при разработке программ занятости важно обосновать соотношение активного и пассивного регулирования, т.е. важно не просто выделить средства, но и определить, кому отдавать деньги.
Специфическим для современной России фактором является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения.
Важным моментом государственного воздействия на проблему занятости может стать введение в практику государственного воздействия на экономику экспертизы инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств государственного бюджета, по критерию влияния их на уровень занятости в стране и регионе.
В связи с этим необходимо применять механизм экономического стимулирования работодателей за проведение таких мероприятий, как: сохранение квалифицированного персонала, создание новых рабочих мест, поощрение частных инвестиций, направленных на создание новых рабочих мест. Большое внимание в период структурной трансформации экономики должно уделяться реализации мероприятий, направленных на решение вопросов вторичной занятости, сезонной занятости женщин и молодежи, развитию системы профессиональной ориентации подростков, поддержке молодежного и женского предпринимательства и занятости, проблеме трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев.
Общественные работы как один из путей решения проблемы безработицы. Общественные работы могут стать одним из действенных методов трудоустройства безработных и важным инструментом смягчения социальной напряженности. Сдерживающим фактором в развитии общественных работ стали изменения, внесенные в Положение об организации общественных работ, согласно которым безработные граждане на период участия в общественных работах снимаются с учета в органах службы занятости. Поэтому для многих работодателей и безработных новые условия участия в общественных работах стали менее привлекательными. Отрицательно сказывается на участии в общественных работах продолжительная задолженность по выплате пособия, несвоевременная выплата заработной платы, ограниченность перечня видов общественных работ. Можно выделить следующие направления развития системы общественных работ:
• совершенствование нормативно-правовой базы организации общественных работ;
• расширение перечня общественных работ;
• предоставление налоговых льгот работодателям, организующим общественные работы;
• полное информирование незанятого населения, работодателей, органов местного самоуправления по вопросу участия в общественных работах;
• повышение заработной платы на рабочих местах в сфере общественных работ.
Дальнейшее развитие общественных работ существенно сдерживается из-за несовершенства нормативно-правовой базы. Гражданам, направленным на общественные работы, необходимо сохранять пособие по безработице и не снимать их с учета; следует также установить действенные налоговые льготы, повышающие заинтересованность работодателей в организации общественных работ. Представляется необходимым также принять федеральную программу общественных работ: как известно, именно национальный размах общественных работ во многом способствовал выводу из кризиса экономики и значительному сокращению армии безработных в годы Великой депрессии в США.
2.2. Роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения
Перспективным направлением обеспечения высокого уровня занятости населения является развитие малого бизнеса. Главной особенностью малого бизнеса выступает незначительный размер предприятий, что делает их, с одной стороны, гибкими, а с другой — незащищенными перед форс-мажорными обстоятельствами. Малые предприятия сильно подвержены внешним воздействиям, что нередко приводит их к краху. Ограниченность имущественных и финансовых ресурсов, небольшие размеры уставного капитала, недостаточная информированность, отсутствие эффективного механизма судебной защиты негативно сказываются на развитии малых предприятий.
Среди мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса, следует особо выделить расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам путем использования механизмов лизинга и франчайзинга4.
Преимущества лизинга как формы финансирования производства заключаются в том, что для максимизации конечных результатов деятельности предприятия важно не право собственности на средства производства, а право их использования для получения дохода. Преимущества лизинга особенно ярко проявляются в отраслях с высокой долей основного капитала.
Прогрессивной формой организации и развития малого бизнеса служит франчайзинг, при котором один предприниматель предоставляет другому право использовать свои средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак), передает ему охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау) и оказывает консультационное содействие в организации бизнеса. Быстрое распространение франчайзинга объясняется его пластичностью и гибкостью, обусловленной способностью малого предприятия, вооруженного современными методами ведения бизнеса, технологиями и инфраструктурой, быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка.