Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2012 в 22:31, реферат

Краткое описание

Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране - централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………….............1
1.Роль государства в рыночной экономике………………………………….3
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику………….….3
1.2. Задачи государственного регулирования………………………….……5
2. Функции государственного регулирования……………………………....6
3.Методы государственного регулирования рыночной экономики…..…..12
3.1. Требования к методам регулирования экономики………………….....12
3.2. Воздействие на рыночный механизм………………………………...…12
Заключение……………………………………………………………...…….16
Список литературы………………………………………………………...…17

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 44.05 Кб (Скачать файл)

Введение

Проблема государственного вмешательства в экономику является  основной  для любого  государства,  независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.  Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться  государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства,  существует достаточно широкий спектр  теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается,  что эффективной может быть  только  экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных,  например  китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов,  так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.

Разновидность хозяйства,  в котором существовала  крайне  высокая степень государственного монополизма,  была построенная в  нашей стране - централизованно управляемая  экономика.  В ее основе лежало планирование,  т.е. централизованное решение вопросов о том,  в каком количестве и  что производить,  какие при  этом  должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и  капитал, какова должна быть оплата труда  и т.д.  Здесь о регулировании  говорить не приходится:  государству  просто некого регулировать. В таком  случае речь идет о замещении всего  многообразия  форм собственности  и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?", одной единственной формой собственности - государственной,  а ответ на основной экономический вопрос - строгой  централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Задача составления  сбалансированного плана практически  неразрешима уже в силу своей  колоссальной размерности и статичности. Но даже  в маловероятном случае появления сбалансированного плана - система, где все действия  экономических  субъектов  расписываются  на пять лет вперед,  оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к  изменениям. 

Остается рыночный путь развития.  Но  в  рыночном  хозяйстве  государству  приходится постоянно  корректировать свое влияние.  Перед  государством не стоят такие задачи,  как  непосредственное  производство  и распределение  ресурсов,  товаров  и услуг.  Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами,  капиталом и  произведенными товарами,  как это делается в распределительной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль государства  в сфере  экономики.

Прежде всего, необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование:

Государственное регулирование  экономики представляет собой систему  опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов  и тем самым на экономику в  целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

1.1 Причины государственного  вмешательства в экономику.

Целесообразно рассмотреть  причины государственного вмешательства  в экономику. Еще в XVIII в. А. Смит определил следующие функции правительства:

  • обеспечение национальной обороны;
  • отправление правосудия;
  • организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
  • образование юношества;
  • сбор налогов для оплаты нужд государства.

По мере развития рыночных хозяйств возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной экономической политики.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к  ним добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые  в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вмешиваться.

Стоит отметить, что среди  экономистов нет единого мнения о том, в ка­кой мере и в какой  форме государству следует это  делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и  функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.

В плановой экономике государство  играет решающую роль в определении  всех экономических пропорций. При  построении системы государственного регулирования экономики здесь  господствует принцип «максимальной  возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций  является рынок. Государственное регулирование  играет вспомогательную роль. Оно  строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно  государственное регулирование.

Представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие – рынком, не совпадают. Поэтому степень государственного вмешательства  в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством.

 

 

 

 

 

1.2 Задачи  и функции государственного регулирования

Государственное регулирование  экономики решает различные задачи, выступающие на первый план в тот или иной период. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержание внешнеэкономического равновесия путем активизации или сдерживания экспорта либо импорта разных товаров или капитала. 

Роль государства в  рыночной экономике проявляется  через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Как правило, государство  корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму  и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение  неэффективно. Государство берет  на себя ответственность за создание равных условий для соперничества  предпринимателей, для эффективной  конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится  о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так  как рыночный механизм не в состоянии  должным образом удовлетворять  коллективные потребности людей. Участие  государства в экономической  жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально  справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему  также принадлежит сфера фундаментальных  научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства:   

а) Функции обеспечения  правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной  движущей силы в рыночной среде;

б) Функции перераспределения  доходов, корректировки распределения  ресурсов, обеспечения экономической  стабильности, экономического роста.

Рассмотрим эти функции подробнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции государственного  регулирования

  • Стимулирование сбалансированного экономического роста

Одна из важнейших функций — стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

  • Обеспечение занятости

Особо следует выделить функцию  обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной  рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право  на труд для тех, кто может и  хочет работать. Для эффективной  работы рынка требуется оптимальной  резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных  проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей  силы с целью поддержания определенного  уровня занятости, материального обеспечения  людей, утративших рабочие места  или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост рас­ходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

  • Регулирование цен

В сферу деятельности государства  входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку  динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В  свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

  • Создание правовой основы

Одной из основных функций  государства является  создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п.

  • Распределение ресурсов

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием проектов.

Можно выделить социально-ориентированное  распределение ресурсов. Государство  организует производство продуктов  и услуг, которым не занимается частный  сектор. Оно создает условия для  развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике