Роль институциональных изменений на рынке образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировав систему образовательных услуг РФ, выявить ее основные экономические проблемы и определить возможные пути их решения.
Задачи исследования:
1. Дать анализ поведения субъектов на рынке образовательных услуг, необходимо:
А) Определить структуру факторов, которые влияют на принятие решений людьми по поводу целесообразности получения образования, а следовательно, и относительно объема инвестиций в человеческий капитал;
Б) Рассмотреть факторы, которые определяют поведение государства на рынке образования;
В) Оценить особенности формирования предпочтений относительно образовательных услуг с учетом региона России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1 АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ…………
1.1 ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА…………………………….
1.2 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ………………………………………….
1.3 ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ……………………………………………………
1.4 НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ……………….
1.5 СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ……………………………..
1.6 ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ…………………………………………………

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………………..
3РОЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РФ……………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ микроэкономика.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Достаточно острой и дискуссионной является проблема мобилизации частных средств в систему образования, которая наталкивается сегодня на серьезные ограничения, обусловленные низкими доходами более чем 70% российских семей. По имеющимся косвенным оценкам, сегодня только 25-30% семей принимают участие в финансировании образования своих детей. Доля семей, проявляющих интерес к инвестированию в образование, растет по мере завершения их детьми общего образования и достигает пика к 10-11-м классам средней школы.

Предполагается, что по мере роста реальных доходов населения доля семей, способных инвестировать в образование, может возрасти к 2010 г. до 40-45%. При этом семьи, относящиеся к 5-7-му децилям по доходам, будут способны вкладывать в образование лишь очень ограниченные средства - от 3 до 10 тыс. руб. в год. Учесть эти средства и скоординировать их использование с исполнением федерального и местных бюджетов образования возможно путем связывания их с персонифицированным государственным финансированием в качестве добровольных и прозрачных дополнений к такому финансированию.

С учетом введения стимулирующих механизмов бюджетного финансирования, налоговых льгот на частные инвестиции в образование (в частности, уменьшения налогооблагаемой базы с учетом затрат на образование) и темпов роста доходов к 2010 г. можно прогнозировать значительное увеличение средств, поступающих в образовательную сферу от семей.

Большие резервы содержатся и в организации эффективного использования средств бизнес - сообщества как основного потребителя квалифицированных кадров. Сегодня средства предприятий (ориентировочно 10 млрд. руб. в 2000 г.), поступающие в сферу образования, условно можно разделить на два потока. Первый - оплата тех образовательных программ, в котоҏыҳ заинтересованы сами предприятия (в основном короткие программы дополнительного профессионального образования и подготовка персонала в средних и начальных профессиональных учебных заведениях); второй - спонсорские средства.

Спрос со стороны предприятий на образовательные услуги может возрасти по мере оживления реального сектора экономики. При относительно сбалансированных темпах роста по отраслям можно ожидать повышения спроса на образование с их стороны. Дополнительный эффект может дать введение налоговых льгот (зачисление всех затрат на образование в затраты на производство товаров, работ и услуг и исключение спонсорских средств из налогооблагаемой базы). Прогнозируется, что спонсорские средства будут расти менее быстрыми темпами, их объем к 2010 г. может составить не более 10-15 млрд. руб. С учетом заказов на научные разработки и НИОКР объем средств предприятий, поступающих на образование, может составить до 50-60 млрд. руб. (0,5% ВВП).

 

Дополнительные доходы системы образования складываются из коммерческой, необразовательной деятельности (продажа собственной продукции вузами, ПТУ и техникумами, сдача в аренду помещений учебных заведений и др.).

При поиске путей решения поставленных выше проблем необходимо учитывать резкие демографические изменения. Так, если до 2003 г. еще продолжался рост выпуска учащихся из общеобразовательной школы, то в 2004-2008 гг. произошло резкое сокращение числа учащихся в общеобразовательной школе, а с 2008 г. этот процесс в полной мере затронул и высшие учебные заведения.

 

К ресурсам развития или скорее оптимизации системы образования можно отнести и такие новые институциональные явления, часть из котоҏыҳ проходит эксперементальную проверку в рамках мероприятий по модернизации образования, как:

* персонификация бюджетного финансирования, заключающаяся в сочетании нормативного финансирования в расчете на одного учащегося и дифференцированно-персонифицированного бюджетного финансирования студентов в рамках государственных гарантий получения образования, которое может осуществляться в различных формах (образовательная субсидия, именное финансирование и т.п.), в зависимости от сопряженных целей и задач, решаемых государством при развитии системы образования;

* введение налоговых  льгот на частные инвестиции  в образование, предусматривающее  уменьшение налогооблагаемой базы подоходного налога на расходы по оплате образовательных услуг, освобождение от налогообложения благотворительных пожертвований на развитие образования, уменьшение налогооблагаемой базы юридических лиц по налогу на прибыль за счет включения расходов на подготовку или переподготовку кадров в состав производственных затрат.

Еще одной не менее важной предпосылкой развития системы образования является становление академической и финансовой независимости образовательных учреждений, т. е. полная и последовательная реализация правового статуса учебного заведения, отраженного в Законе РФ "Об образовании". Именно в сфере образования, опираясь на накопленный опыт экономической и академической автономии вузов, можно отработать новые экономические принципы функционирования всех организаций социально-культурной сферы. К этим принципам относятся:

- постепенное уравнивание в правах государственных и негосударственных учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию;

- контрактные формы отношений  с государством и частными заказчиками, в том числе с непосредственными получателями образовательных услуг;

- государственная аккредитация  и общественная государственная  система контроля качества образования;

- переход от выделения средств по статьям расходов бюджетной классификации к финансированию одним показателем (исполнение государственного именного финансового обязательства);

- расширение прав учебных  заведений по распоряжению финансовыми  ресурсами (в общем образовании - при участии попечительских советов);

- предоставление образовательным  организациям права самостоятельного  утверждения сметы расходов и  соответственно ее изменения;

- прозрачность и доступность  для общественно-государственного  контроля всей финансовой деятельности  образовательной организации, включая разработку единых форм отчетности и ежегодную публикацию финансовых отчетов;

- создание простых в  исполнении, унифицированных и понятных  процедур расходования средств, основанных на конкурсном отборе  поставщиков товаров, работ и  услуг;

- эффективное использование недвижимого имущества, переданного собственником учебному заведению в уставных целях, гарантированное исключение возможности изъятия из оборота образовательной сферы объектов собственности, закрепленных за государственными и муниципальными учебными заведениями. Утверждение данных подходов не только распространит на все учебные заведения принципы свободы академической и хозяйственной организации, которые позволили выжить в 1990-е годы российским вузам, но и устранит противоречия между бюджетностью и хозяйственной самостоятельностью таких учреждений.

Из перечисленных предпосылок и ресурсов развития системы образования видно, что в управлении ее развитием наряду с содержательными вопросами образования, находящимися в ведении педагогической науки, большое значение имеет управление путем реорганизации и совершенствования экономических отношений в сфере образования.

 Сегодня представляется целесообразной такая реорганизация экономических отношений в системе общего образования, которая предполагает разделение бюджетного финансирования образовательных учреждений институциональное финансирование (т. е. прямое финансирование учебных заведений из бюджетов всех уровней) и бюджетные средства, поступающие в систему от учащихся. Это означает, что учебные заведения финансируются за счет средств бюджета пропорционально количеству учащихся (нормативное финансирование) в размерах обеспечивающих условия и объем предоставления образовательных услуг, необходимых для реализации минимальных требований федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Норматив бюджетного финансирования является гарантированным и фиксирует минимальный объем финансовых средств в год на одного учащегося, обеспечивающих реализацию прав граждан на бесплатное общее образование. Дополнительные образовательные услуги за рамками стандарта являются платными для всех учащихся. Для учащихся из малообеспеченных семей эти расходы полностью или частично должны компенсироваться в форме социальной поддержки.

Такой подход будет способствовать стабилизации экономического положения системы общеобразовательных учреждений, усилению гарантий реализации конституционных прав граждан на получение образования, упорядочению привлечения средств в систему образования.

Для задействования этих механизмов необходимо, помимо введения нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений, упорядочить существующие межбюджетные отношения, внедрить механизм двухуровневого бюджетного финансирования и передать государственные полномочия в сфере образования с соответствующими ресурсами на нижестоящий бюджетный уровень, перейти от системы безличных и незащищенных трансфертов к субвенциям и субсидиям для дотационных регионов и муниципалитетов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что российская система образования по-прежнему в большинстве своем излишне теоретизировала и скудно нацелена на практическое применение, недостаточно гибка в современных условиях. Например, в большинстве случаев, после получения диплома о высшем образовании, специалисту приходится нести дополнительные затраты (материальные, временные) на переобучение, то есть можно поставить под сомнение эффективность инвестиций в человеческий капитал по целому ряду российских учебных заведений. В то же время, существует нехватка специалистов по широкому кругу областей, подтверждением чему может служить, например, значительный рост в последние годы числа иностранных менеджеров в ряде компаний, стратегии развития котоҏыҳ ориентированы на международные стандарты.

Согласно Государственной программе развития российского образования до 2025 г., от 15 мая 2013 г., образование предполагается реформировать в три этапа:

1. На первом этапе (2013-2015 гг.) основные мероприятия Программы будут направлены на создание на всех уровнях образования условий для равного доступа граждан к качественным образовательным услугам, обеспечение вывода инфраструктуры школьного образования на уровень, отвечающий современным требованиям

2. На втором этапе (2016-2018 гг.) планируется реализовывать мероприятия для обеспечения нового качества и конкурентоспособности российского образования, а также на распространение лучших практик из регионов-лидеров на все регионы страны. Планируется, что переход на эффективный контракт с педагогическими работниками, модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации обеспечат на этом этапе качественное обновление педагогического корпуса. На этом же этапе планируется сформировать основные компоненты целостной национальной системы оценки качества образования, которая должна стать основой саморегуляции системы образования и деятельности отдельных институтов. Речь идет о формировании с участием общественности независимой системы оценки качества работы образовательных организаций, включая введение публичных рейтингов их деятельности. Планируется, что уже на этом этапе во всех регионах будут сформированы современные сети организаций общего, дополнительного и профессионального образования.

3. На третьем этапе (2019-2020 гг.) реализации Программы акцент будет сделан на развитии сферы непрерывного образования, развитии образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ. Планируется, что в результате мероприятий этапа сеть образовательных организаций, федеральные государственные образовательные стандарты, система информационной открытости и оценки учебных достижений будут обеспечивать максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Можно сказать, что проблема реформы образования распадается несколько основных направления. Из которых на наш счет выберем два наиболее важных.

1. Реформа образовательного  процесса;

2. Реформа системы оплаты  труда работников бюджетной сферы.

Вывод: безусловно, России необходима реформа образования. При существующей системе нельзя рассчитывать на существенное наращивание человеческого капитала, который в принциᴨе определяет ᴨерсᴨективы развития всей экономики. Многие исследователи отмечают, что наиболее важным ресурсом экономики является человеческий ресурс, обладание которым в масштабах страны определяет ее позицию в мире. Конечно, важен еще фактор использования данного ресурса, то есть насколько государство может дать людям возможность реализации накопленного потенциала. Однако в случае растраты этого потенциала на его восстановление могут уйти годы, а первую проблему можно решить в значительно более короткие сроки. Итак, при бездействии Правительства в данном направлении конкурентоспособность России в мире ежегодно будет уменьшаться.

По мнению Генерального директора Русского экономического общества Деʜᴎϲа Муханова, реформу образования, прежде всего, необходимо проводить в разрезе кардинального улучшения качества, а именно того, кто и как преподает в российских учебных заведениях, насколько это применимо в реальной жизни и соответствует реалиям сегодняшнего времени.

Итак, реформа российской системы образования должна состоять из выполнения следующих мероприятий:

1. Реальное а не номенальное повышение зарплаты и ужесточение требований к преподавателям. Необходима ᴨереаттестация преподавательского состава, в результате которой 10-20% из них лишатся права преподавания, привлечение сᴨециалистов для преподавания из реальных отраслей экономики;

2. Борьба с коррупцией в учительской и профессорско-преподавательской среде;

3. Инвестиции в материальную  базу образования (здания, спортивные  сооружения, компьютерное оборудование  и т.д.);

4. Совершенствование методов  преподавания с учетом специализации, необходимость оценки учебников независимыми специалистами;

Информация о работе Роль институциональных изменений на рынке образовательных услуг