Роль и значение экономики общественного сектора в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:49, реферат

Краткое описание

Под общественным сектором экономики страны, как правило, понимают государственный сектор, представляющий и обслуживающий интересы всего населения. Государство является основным институтом, организующим и координирующим взаимоотношения граждан и социальных групп в стране и обеспечивающим условия для их совместной деятельности. Органы государственной власти, используя свои организационные формы (законодательные, исполнительные и судебные), управляют делами общества. Предполагается, что государственный сектор призван представлять интересы членов общества, поэтому его принято называть общественным сектором.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Общественный сектор экономики разных стран……………………………4
1.1 Основные понятия, структура………………………………….………………………………..……..4
1.2 Общественный сектор в странах со смешанной экономикой…………………………………………………………………….….6
1.3 Общественный сектор экономики Японии.……………………………………………………….…………………....9
1.4 Общественный сектор экономики Германии…………………………………………………………………………11
Заключение ………………………..…………………………………………….13
Библиографический список….…………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Obschestvenny_sektor_ekonomiki[1].doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный  гуманитарный университет»

(РГГУ)

Филиал в г. Домодедово

 

 

 

 

Кафедра экономико-управленческих дисциплин

 

 

 

 

Алпатова Ольга Александровна

        Роль и значение экономики  общественного сектора в зарубежных странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент 3 курса

гр. ФКЗ-3У(1)

 

 

Преподаватель:

д.э.н., профессор Сафонов Е. Н.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домодедово, 2014 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Общественный сектор  экономики разных стран……………………………4

1.1 Основные понятия, структура………………………………….………………………………..……..4

1.2 Общественный сектор в странах со смешанной экономикой…………………………………………………………………….….6

1.3 Общественный сектор экономики Японии.……………………………………………………….…………………....9

 1.4 Общественный сектор экономики Германии…………………………………………………………………………11

Заключение ………………………..…………………………………………….13

Библиографический список….…………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

 

 

Под общественным сектором экономики страны, как правило, понимают государственный сектор, представляющий и обслуживающий интересы всего  населения. Государство является основным институтом, организующим и координирующим взаимоотношения граждан и социальных групп в стране и обеспечивающим условия для их совместной деятельности. Органы государственной власти, используя свои организационные формы (законодательные, исполнительные и судебные), управляют делами общества. Предполагается, что государственный сектор призван представлять интересы членов общества, поэтому его принято называть общественным сектором. 
            Рассмотрение вопросов, связанных с общественным сектором экономики, необходимо для понимания того, как органы власти могут с должной эффективностью достигать целей проводимой ими социально-экономической политики и как находить наиболее рациональное соотношение между государственным и частным секторами экономики. Важную роль играет анализ государственных расходов — направления использования денежных средств, издержек и выгод, оптимального налогообложения, общественного выбора. Необходимо также объяснить, почему государство занимается одними видами деятельности и не занимается другими, почему перечень видов деятельности, которыми занимается государство, не одинаков в различных странах, как складываются тенденции развития

 

1. Общественный сектор  экономики разных стран.

1.1 Основные понятия, структура.

 

Совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор хозяйства. Общественный сектор экономики – это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

Общественный сектор–  это не только совокупность государственных  предприятий и организаций, находящихся  в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.

Общественный сектор представляет собой такую область  экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:

рынок не действует или  частично действует, следовательно, преобладает  нерыночный способ координации экономической  деятельности, нерыночный тип организации  обмена деятельностью;

производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями  с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с  общественными благами, которые  в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех  случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики.                Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой – существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

Масштабы общественного  сектора характеризуется как размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых средств). Общественный сектор традиционно занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики. Согласно закону Вагнера (сформулированного еще в конце Х I Х века) доля общественного сектора в экономике постоянно увеличивается в исторической перспективе. Немецкий экономист связывал эту закономерность с процессом завоевания публичными товарами частного рынка.

В новых условиях хозяйствования, когда государство выступает  как один из субъектов рынка, а  в общественном секторе начинают взаимодействовать наряду с государственными и общественные, некоммерческие, частные, смешанные организации возникает необходимость изменения организационно-функциональной конструкции государственных финансов, которая позволит, сохраняя регулирующую роль государства, обеспечить баланс между объемом общественных потребностей и возможностями их удовлетворения.

В первом случае речь идет о спросе на общественные блага, во втором случае об их предложении. Реальное существование этих по природе рыночных явлений в нерыночном общественном секторе обуславливает необходимость  установления равновесия между ними. Другими словами необходим нерыночный механизм балансирования, включенного в рыночный экономический оборот общественного сектора. В рыночном секторе подобным механизмом является процесс свободного ценообразования, в результате которого устанавливается равновесие между спросом и предложением на частные блага. Но и в этом случае рыночное равновесие строится на косвенных институциональных ограничениях, обозначаемых государством (налоги, субсидии, лимитирование уровня цен).

В общественном секторе  регулирующий механизм имеет принципиальную иную конструкцию и специфику, обусловленную особенностями спора и предложения общественных благ. Природа общественных благ обуславливает необходимость равномерного удовлетворения спроса на них. Предложение же общественных благ отличается тем, что реализуется государственными и общественными организациями, хотя большую часть затрат на получение этих благ несет на себе потребители, то есть члены общества в виде налогов, добровольных платежей. В первом случае речь идет о принуждении экономических агентов участию в производстве общественных благ, во втором случае о добровольном участие их в этом процессе. На обеспечение равновесия между спросом и предложением на общественные блага влияет в большой степени та часть указанного процесса, которая реализуется в государственном секторе, так как значительный объем общественных благ производится именно здесь. Такого рода механизм балансирования в отечественной литературе называют финансово-бюджетным, которое устанавливается между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие». Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения, общественных благ, и с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъектов хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ.

 

 

 

1.2 Общественный сектор в странах со смешанной экономикой.

 

Существуют различные  способы оценки масштабов общественного сектора и степени его воздействия на экономику. Наиболее простой и распространенный метод заключается в изучении показателей, публикуемых национальной статистикой. К их числу относятся: объем доходов и расходов государственного бюджета в абсолютном выражении и его соотношение с основными макроэкономическими показателями (например, с валовым внутренним продуктом - ВВП); численность государственных служащих, их распределение по уровням и структурам управления; размеры государственной собственности; удельный вес государственных предприятий в основных показателя отраслей экономики; число некоммерческих организаций и ряд других показателей.

Масштабы государственного влияния на экономику в разных странах различны. Если в Китае  доходы консолидированного бюджета не превышают 8% от ВВП, то в таких странах, как Швеция, Франция и Италия этот показатель находится в районе 40%. В отдельные годы доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, в разных странах была еще выше.

Масштабы государственной собственности в различных отраслях экономики также существенно отличаются. Например, для таких стран, как Великобритания, Франция и Германии, характерен в среднем достаточно высокий удельный вес предприятий государственной собственности в промышленности. Напротив, в Японии и США доля государственных предприятий почти во всех отраслях промышленного производства не превышает 25%.

В России удельный вес  промышленных предприятий государственной  формы собственности в объеме производства составляет около 8%. С середины 90-х годов этот показатель сократился более чем на 1,5 процентных пункта. Государственные предприятия имеют наибольшую долю в объеме промышленной продукции таких отраслей, как машиностроение и металлообработка (18,4% в 2006 г.), промышленность строительных материалов (11,3%) и электроэнергетика (10,7%).

 

Таблица №1 «Удельный  вес предприятий государственной  и муниципальной формы собственности  в основных показателях по отраслям промышленности (в процентах к  итогу)»

 

1995

2006

 

объем промышленной продукции

численность промышленно-производственного  персонала

объем промышленной продукции

численность промышленно-производственного  персонала

Вся промышленность

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

       

государственная

9,7

15,9

8,1

13,2

муниципальная

1,3

1,9

1,2

2,4

Из всей промышленности по отраслям:

       

электроэнергетика

100

100

100

100

государственная

10,3

13,1

10,7

11,3

муниципальная

3,4

9

8,7

18,8

топливная промышленность

100

100

100

100

государственная

3,9

11,1

1,7

3,8

муниципальная

0

0,1

0

0,2

черная металлургия

100

100

100

100

государственная

0,3

0,5

0,1

0,4

муниципальная

0

0

0

-

цветная металлургия

100

100

100

100

государственная

5,6

8,7

6,9

12,3

муниципальная

0

0

0

-

химическая  и нефтехимическая промышленность

100

100

100

100

государственная

10

17,2

4,8

7,5

муниципальная

0,3

0,4

0

0,1

машиностроение  и металлообработка

100

100

100

100

государственная

18,3

23,5

18,4

20,8

муниципальная

0,6

0,6

0,2

0,5

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

100

100

100

100

государственная

9,5

13,1

6,3

13

муниципальная

0,9

1,3

0,4

1,5

промышленность  строительных материалов

100

100

100

100

государственная

12

10,7

11,3

9,9

муниципальная

7

3,7

1,1

1,1

легкая промышленность

100

100

100

100

государственная

7

6,1

4,6

7,3

муниципальная

1,1

3,6

1,2

3,2

пищевая промышленность

100

100

100

100

государственная

8,8

9,8

4,3

6

муниципальная

1,1

1,6

0,9

1,9

Информация о работе Роль и значение экономики общественного сектора в зарубежных странах