Роль и место США в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:07, реферат

Краткое описание

Аннотация. Вопрос о положении США в современной мировой системе обретает все большую остроту. Нет сомнений, что пик влияния США на окружающий мир уже проходит, возникают новые конфигурации и подсистемы взаимоотношений. Но означает ли это, что образуется существенный вакуум или же снижение влияния США сопровождается усилением элементов их наследия в мировой политике и экономике? Ответить на этот вопрос, следуя формальным показателям, сложно, потому что США создали в качестве центрального элемента мировой политики группу развитых демократических стран, которые по-прежнему определяют вектор движения всего мира.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль и место США в мировой экономике_Хабибулиной Юлии 1392.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на эти крупномасштабные усилия по либерализации торговли, в конце века в Конгрессе росла  политическая оппозиция либерализации  торговой сферы. Несмотря на то, что  Конгресс ратифицировал НАФТА, это соглашение продолжало вызывать критику со стороны отдельных отраслей и политиков, которые считали его несправедливым.

Более того, Конгресс отказался предоставить президенту особые полномочия на ведение  переговоров, которые считаются  крайне необходимыми для достижения новых торговых соглашений. Переговоры по таким торговым соглашениям, как НАФТА велись в условиях соблюдения процедуры быстрого принятия решений, при которой Конгресс отказывался от части своих прав и полномочий, обещая проголосовать по вопросу о ратификации в течение строго определенного периода времени и принимая на себя обязательство воздерживаться от попыток внесения поправок в предлагаемый договор. В условиях отсутствия процедуры быстрого принятия решений в Соединенных Штатах должностные лица других стран, отвечающие за торговлю, неохотно шли на переговоры с США и не хотели подвергать себя риску вызвать нападки со стороны политической оппозиции своих стран. В отсутствие процедуры быстрого принятия решений стали не столь активными усилия американцев по продвижению вперед в деле заключения Соглашения о свободной торговле между Северной и Южной Америками и расширения рамок НАФТА путем включения в него Чили. В результате, достижение дальнейшего прогресса в принятии других мер по либерализации торговли представлялось сомнительным.

    1. Особенности банковской системы США.

Современная банковская система США сформировалась в 1980 году под воздействием Закона о Федеральной  резервной системе и принятого  Закона о дерегулировании депозитных учреждении и монетарном контроле. До этого момента Соединенные Штаты оставались единственной среди экономически развитых держав страной, где централизованной организации не существовало.

 Банковская  структура состояла из огромного  множества мелких независимых  банков, сфера деятельности которых  ограничивалась весьма незначительной территорией; число банков к 1860 году достигло 3000, в 1913 году их было свыше 20000, около 7000 из них были эмиссиональными национальными банками, а остальные действовали по законам своих штатов, и не имели права на эмиссию банкнот. Такая банковская свобода существенно отличалась от ее европейской трактовки. 

Американские банки были практически лишены какой-либо возможности  построения системы отделений. Банковская фирма, учрежденная в одном штате, не обладала возможностью распространения своих операций за его пределы ни через открытие отделений в другом штате, ни каким-либо другим способом. После принятия национального закона о банковской деятельности право на открытие отделений было сохранено лишь за теми банками, которые вошли в состав национальной банковской системы, уже имея свои отделения. Поэтому положение большинства банков, действовавших вне крупных городов, в той или иной степени приближалось к положению местных монополий.  

В область деятельности банков попали не только традиционные, но и новые виды операций, которые раньше были прерогативой специализированных финансовых институтов: страховой бизнес, инвестиционные операции, брокерские сделки. Банковская сфера «изобрела» новые формы финансирования структурной перестройки экономики: лизинг, факторинговые сделки, консультационный и информационный сервис, кредитование комплектного строительства промышленных объектов «под ключ» с последующим участием в прибылях. Так, 45% финансирования лизинга и 75% объема факторинговых операций обслуживают крупные коммерческие банки.

Главным направлением изменений  в структуре кредитно-банковской системы США стала универсализация  самых мощных финансовых институтов. Они ломают традиционные ограничения  в межштатной экспансии, перегородки  между депозитно-кредитными и инвестиционными операциями, сложившиеся принципы устройства банковских и небанковских финансовых учреждений и их государственного регулирования.

Повышение эффективности  кредитно-банковской сферы страны сопровождается бумом слияний финансовых учреждений. За 80 - 90-е гг. число коммерческих банков США сократилось более чем на 3 тыс. Они переросли в более крупные коалиции, контроль которых распространяется не только на отдельные отрасли, но и на всю национальную экономику. Теперь друг с другом конкурируют нью-йоркская (восточная) и калифорнийская (западная) укрупненные финансовые группы нового типа, делящие позиции внутри многих крупных корпораций разных отраслей и сфер. Вместо нефтяных, стальных, автомобильных «королей» появились магнаты другого типа: их собственность не привязана к определенным отраслям, анонимна в связи с использованием промежуточных финансовых институтов, владеющих акциями и распространяется на экономический потенциал национальных масштабов.

Экономический рост США на рубеже столетий породил ряд серьезных структурно-функциональных проблем в дальнейшем развитии банковской системы США. К их числу относится и проблема эффективного поддержания оборота денежной наличности. Данные официальной американской статистики свидетельствуют о том, что в течение 90-х годов общий объем ежедневно обращающейся денежной наличности в американской экономике увеличился почти в 2 раза: если в 1990 г. он составлял 246,8 млрд. долл., то в 1998 г. достиг величины порядка 460 млрд. долл. Прогнозы развития платежной системы США показывают, что, несмотря на внедрение новых средств расчетов, наличность в ее прямом проявлении — банкноты, монеты и различные чековые платежные средства - не только в перспективе не выйдут из обращения, но и как прежде будут составлять важнейшие компоненты национальных платежных систем. Абсолютный рост денежной наличности, находящейся в обороте, сопровождался и ее относительным увеличением (примерно на 1,5% в период. 1990-1998 гг.), что напрямую связано с высоким уровнем развития американской экономики, повышением уровня жизни практически всех слоев общества, общим ростом численности населения США. В ближайшее время следует ожидать ежегодного увеличения объема наличности на 7% для территории США и 13% для внешних потребителей американской валюты.

В 90-е годы продолжало увеличиваться  и значение чеков как платежных  средств. Так, например, в 1996 г. на территории США было выписано примерно 65 млрд. чеков на общую сумму 75 трлн. долл. По оценкам американских экспертов, количество чеков ежегодно увеличивается на 3%8

Поэтому организационная  структура национальной системы  налично-денежного обращения США  и в дальнейшем останется в  целом прежней. Ее развитие будет  происходить за счет внедрения новых  форм и методов обработки денежной наличности и внедрения в соответствующих подразделениях Федеральной резервной системы (ФРС) передовых технических решений, позволяющих достичь эффективного и бесперебойного функционирования национальной платежной системы.

      1. Структура и операции Федеральной резервной системы

Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит:  
            1) из 12 федеральных резервных банков  
            2) из большого количества банков-членов. 

Согласно федеральному резервному акту 1913г. все банки — члены Федеральной резервной системы должны были: 

а) внести 6% собственных  капиталов в качестве паевого  взноса в основной капитал федеральных  резервных банков; 

б) держать в последних  свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования. 

Федеральные резервные банки были обязаны иметь резерв в золоте и законных платежных средствах в размере 35% своих депозитов. Таким образом, пассивы федеральных резервных банков состоят: 

1) из собственных капиталов,  созданных за счёт паевых взносов банков-членов; 

2) из банкнотной эмиссии; 

3) из банковских депозитов,  представляющих собой резервы банков — членов ФРС. 

Организация ФРС способствовала экономии наличных денег и в другом отношении — благодаря развитию безналичных расчетов, которые стали в широких размерах осуществляться через федеральные резервные банки. Сосредоточение в федеральных резервных банках денежных резервов коммерческих банков явилось фактором экономии денег.

Вместе с тем создание ФРС усилило централизацию банковской системы США и господство крупных банков — цитадели финансовой олигархии. С конца 1915 г. по август 1972 г. удельный вес ФРС в общем числе американских коммерческих банков поднялся с 28 до 41%, а в общей сумме их депозитов — с 48, до 78%. Хотя членами ФРС являются многие банки, решающее влияние в ней имеет лишь небольшое число крупных и крупнейших банков.

Операции Федеральной  резервной системы

В августе 1935 г. был принят закон, внесший некоторые организационные  изменения в ФРС. Смысл этого закона заключался прежде всего в дальнейшей централизации банковской системы США. Все штатные банки с депозитами не менее 1 млн долл. были обязаны в определенный срок вступить в члены ФРС; права центральных органов ФРС были значительно расширены: во главе ФРС был поставлен Совет управляющих (в составе членов, назначаемых президентом США на 14 лет), которому дано право определять учетные ставки федеральных резервных банков, изменять нормы обязательных резервов банков-членов, устанавливать нормы кредитования под ценные бумаги, утверждать выбранные резервными банками советы директоров. 

Был создан также особый Комитет по операциям на открытом рынке, причём все федеральные резервные банки должны следовать его указаниям при проведении своих операций на открытом рынке.  
Ресурсы федеральных резервных банков образуются за счёт:

1) эмиссии банкнот - федеральных резервных билетов;

2) приёма депозитов,  главным образом от банков-членов и от Казначейства.

Незначительная часть  средств федеральных резервных банков состоит из их собственных капиталов (оплаченного и добавочного). 

Со времени огосударствления золотых запасов, которое проходило в 1934 году, федеральные резервные банки перестали быть хранителями золотых резервов страны, но в активе их баланса числились золотые сертификаты, представляющие собой бумажные знаки золота, сосредоточенного в государственном Казначействе. 

Главной активной операцией  федеральных резервных банков является покупка государственных ценных бумаг. По сравнению с этим незначительную сумму составляют ссуды федеральных резервных банков банкам-членам. 

Федеральные резервные банки являются по преимуществу кредиторами государства. Но средства, вложенные ими в государственные ценные бумаги, в конечном счете используются в интересах корпораций, так как затрачиваются государством в значительной мере на оплату госзаказов и покупку товаров. Кроме эмиссионных (федеральных резервных) банков, банковская система США включает: 

1) коммерческие банки 

2) инвестиционные банки 

3) взаимно-сберегательные банки 

4) банкирские дома.

  1. США в мировой экономике.

    1. Роль США в международных экономических отношениях

Процесс глобализации в мировой экономике представляет собой закономерный результат интернационализации производства и капитала. Глобализация в значительной степени предстает как количественный процесс возрастания масштабов, расширения рамок мирохозяйственных связей.

США, с одним  из самых высокоэффективных хозяйств в мире, является первой страной  в мировом хозяйстве. На ее долю приходится 25% мирового потребления. Степень самообеспеченности, богатство ресурсной базы в этой стране достаточно высока. Здесь имеются  запасы цветных и драгоценных металлов, природного газа, нефти и каменного угля. Почвы плодородны, а климат благоприятный. В период с 80-х по 90-е годы усилились позиции США в мировой экономике; ее ВВП увеличилось в 1,7 раза. Среднегодовой темп прироста ВВП составил около 3%; этот рост был устойчив. Спад производства в США был только в 1991 году, когда не выделялось высокой нормой сбережений и капиталовложений, предприниматели более эффективно использовали капитал9

США - страна, которая, фактически со времен своего образования, привыкла ощущать себя избранной, особой. Они полностью доминировали в мировой экономики на протяжении 25 лет после окончания второй мировой войны, которая имела опустошительный характер влияния на другие индустриальные страны. Тем временем Соединенные штаты, которые относительно мало пострадали во второй мировой войне, не имели необходимости соревноваться за мировые рынки – управляли большинством из них. Как следствие, у работников компаний страны возникло чувство самоудовлетворения. Главные мировые конкуренты США вынуждены были строить свои экономики практически с ничего, и требовалось определенное время на то, что бы они начали догонять США.

США обладают крупнейшей военной силой современности, осуществляя  контроль (самостоятельно или через систему союзов) практически над всеми ключевыми регионами мира. Наконец, США задали темп и вектор движения всему современному миру своей этикой, политическим мышлением, технологическими прорывами, а главное - гласным, публичным и обстоятельным разбором собственных достижений и провалов, на чем учатся остальные члены международного сообщества.

Утверждение, что "США - единственная сверхдержава", имеет широкое хождение и в  официальных заявлениях американской администрации, и во многих других странах. Практически сразу же после распада Советского Союза был высказан тезис об "однополярном мире" во главе с единственной оставшейся сверхдержавой. Этот тезис связан с определенным видением мира. Он свидетельствует о желании не замечать происходящих в международных отношениях глубоких перемен, вызванных окончанием второй мировой войны.

Утверждение, что "США - единственная сверхдержава" помимо определенного видения эволюции международной системы содержит еще одну установку - о роли самих  США в этой системе. Совершенно очевидно, что эта роль имеет центральный и системообразующий характер: военной силе, политическим и военным союзам, институтам, состоянию экономики и всем остальным сторонам национального могущества США придается исключительное значение как центру нового универсума, как главной оси мироздания.

Информация о работе Роль и место США в мировой экономике