Роль и особенности функционирования малых предприятий в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление роли и особенностей функционирования малых предприятий в современных условиях, и рассмотрение принципов действия данных предприятий на примере ООО «Волжаночка».

Содержание

Введение…………………………………………………………..…..….. 3
1. Сущность малых предприятий и их место в современной экономике……………………………………………………………….... 5
1.1. Понятие, роль и особенности функционирования малых предприятий…………………………………………………………….... 5
1.2. Проблемы современного малого бизнеса в России…………………… 10
2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия ООО «Волжаночка», особенности его создания и функционирования…..... 14
2.1. Экономическая характеристика деятельности малого предприятия ООО «Волжаночка»……………………………………………………...14
2.2. Управление предприятием ООО «Волжаночка»……………………… 18
3. Комплекс мер по поддержке малого предпринимательства……….…. 23
Заключение………………………………………………………………. 30
Список литературы……………………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

Роль и особенности функционирования малых предприятий в современных условиях.docx

— 102.17 Кб (Скачать файл)
 

Введение…………………………………………………………..…..…..

3

1.

Сущность  малых предприятий и их место в современной экономике………………………………………………………………....

5

1.1.

Понятие, роль и  особенности функционирования малых  предприятий……………………………………………………………....

5

1.2.

Проблемы современного малого бизнеса в России……………………

10

2.

Технико-экономическая  характеристика малого предприятия  ООО «Волжаночка», особенности его создания и функционирования….....

14

2.1.

Экономическая характеристика деятельности малого предприятия ООО  «Волжаночка»……………………………………………………...

14

2.2.

Управление предприятием ООО «Волжаночка»………………………

18

3.

Комплекс мер  по поддержке малого предпринимательства……….….

23

 

Заключение……………………………………………………………….

30

 

Список литературы……………………………………………………....

32


СОДЕРЖАНИЕ 
Введение

СОДЕРЖАНИЕ 
Введение

 

В России за последние годы были созданы условия для масштабного развития такой наиболее динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой для определения размерности российских предприятий (крупные, средние, малые) используются такие показатели как численность производственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов.

Малый бизнес,  характеризующийся гибкостью и приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям, должен стать движущей силой в преодолении последствий экономического кризиса и формировании и развитии конкурентных преимуществ российских товаров и услуг.  

Конкурентоспособность малого бизнеса формируется в процессе конкурентной борьбы между предпринимателями. Конкуренция принуждает предпринимателей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик товаров и услуг, улучшению организации производства и управления, снижению издержек, формированию конкурентных преимуществ. Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а, следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.

В то же время развитие технологий, науки и техники сопровождается  изменениями спроса, на которые не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.

Но самая важная значимость малых предприятий заключается в решении ряда социальных аспектов, таких как, например, создание условий для увеличения числа рабочих мест. Кроме того, в условиях повышения общей образованности населения все больше граждан стремится к более полному проявлению своих индивидуальных способностей. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия собственного дела, своего бизнеса, которое по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также способствует созданию и развитию малых предприятий.

Целью данной курсовой работы является выявление роли и особенностей функционирования малых предприятий в современных условиях, и рассмотрение принципов действия данных предприятий на примере ООО «Волжаночка».     

 

 

1. Сущность  малых предприятий и их место в современной экономике

 

1.1. Понятие, роль и особенности функционирования малых предприятий

Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

В нашей стране, согласно законодательству, под малыми предприятиями понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25 %. Данное условие является критерием независимости предприятий.

Кроме того, численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
  • в оптовой торговле  – 50;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании  – 30;
  • в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50.

Важно отметить, что согласно российскому законодательству к субъектам малого бизнеса относятся также предприниматели без образования юридического лица, так как к ним применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

  Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия на наш взгляд является очевидным, например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. Дело в том, что универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно определять предприятия по видам, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

Многопрофильные малые предприятия, которые осуществляют несколько видов деятельности, определяются по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.

Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным и другим. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены.

Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Понятие малого предприятия всегда применяется к каким-либо конкретным видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, что для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

В то же время вид малого предприятия не предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и другими лицами; государственными, арендными, совместными предприятиями; общественными организациями и т.д.

Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами. Таким образом, если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это вовсе не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия в таком случае – кооператив. Могут быть и другие варианты.

Однако индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

Среди функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические, которые определяются его ролью как работодателя, производителя продукции и услуг, катализатора научно-технического прогресса, налогоплательщика, а также агента рыночных отношений.

   Не менее значимы социальные функции. Через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В малом бизнесе часто используется труд социально уязвимых групп населения (женщины, учащиеся, молодые специалисты, инвалиды, пенсионеры, беженцы и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Небольшие предприятия, прежде всего, в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (которого они лишены, например, в супермаркетах).

Уже сегодня актуальна экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. При сравнительном насыщении рынка малый бизнес занимается доработкой продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производством мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

Важно учесть, что малые фирмы занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.

   Но также важно отметить, что крупное производство не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Бизнес в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.

В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

  Вторая особенность – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

  Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

  Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

  Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования вследствие своей непосредственной включённости в производственный процесс и все связанное с его организацией.

  Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем определяется прямая вовлечённость последних во всю деятельность предприятия.

  Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если субъекты крупного бизнеса получают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

  Как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

Анализ особенностей малого бизнеса позволяет выделить такие его преимущества перед средним и крупным бизнесом, как:

  • быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  • высокая степень независимости в действиях;
  • гибкость и оперативность в принятии в принятии управленческих решений;
  • способность быстро воспринимать новые идеи;
  • относительно невысокие расходы на управление бизнесом;
  • оперативная реакция на изменения конъюнктуры рынка;
  • способность обходиться меньшими капиталовложениями в расчёте на одного работающего;
  • собственники малых предприятий более склонны к сбережению, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха.

Информация о работе Роль и особенности функционирования малых предприятий в современных условиях