Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:55, реферат
На современном этапе ни у кого не вызывает сомнения тот факт что здоровая конкурентная среда является важнейшей составной частью здоровой экономики и основой ее динамичного роста. Поддержка и развитие здоровой конкуренции одна из основных функций государства, строящего рыночную экономику, в грамотной и успешной реализации которой заинтересованы все субъекты экономической деятельности и в конечном итоге все общество. Тем не менее, для России само понятие конкуренция продолжительный период истории зачастую ассоциировалось с негативными явлениями, присущими капиталистическому способу производства и связанное с ущемлением интересов трудовых масс и только последние двадцать лет, и в науке и в рамках реализации государственной политики, о конкуренции стали говорить как о механизме, обуславливающем социально –экономическое развитие общества, а соответственно и требующего активного стимулирования как со стороны государства, так и со стороны формирующихся рыночных структур.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ 5
2. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ 7
3. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ 10
4. СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ 12
5. КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОМ ПРОЦЕССЕ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Добившись разорения соперника, победитель, как правило, восстанавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника.
Прежде всего важно уяснить, кто участвует в национальной конкуренции, которая может развертываться внутри отдельных отраслей рынка или во всей рыночной системе.
Широко распространено представление о том, что в рыночном соперничестве принимают участие только отдельные продавцы товаров. Но на самом деле на рыночной арене часто разыгрывается «война всех против всех».
Такое всеобщее сражение ведется на трех фронтах. Один фронт обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся к выгоде от продажи товаров и одновременно не упускают возможности «отбить» покупателей у своих соперников.
Другой фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем готовы «потеснить» других претендентов на нужный им товар.
Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая — купить вещи по меньшей цене.
Многовековой опыт рыночного противоборства учит следующему. Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и способна навязать противнику свою цену.
Кроме того, важно
следующее обстоятельство. Для эффективного
.воздействия конкурирующих
Поле конкурентного противоборства армий продавцов и покупателей, ход их сражения наглядно представлен на рис. 1,
Рис. 1. Кривые спроса и предложения (по цене) где изображены пересекающиеся кривые спроса и предложения.
Здесь рассматриваются обобщенные данные о ценах и количествах продуктов, пригодные для любых рыночных ситуаций.
На рис. 1 отображены три основных уровня рыночной цены. Они характеризуют свойственное свободному рынку стихийное колебание спроса, предложения и цен.
Первый уровень:
нормальная цена. Это — равновесная
цена, которая устанавливается, когда
спрос и предложение уравновеши
Спрашивается: происходит ли в данном случае конкурентное сражение среди всех продавцов и покупателей? Вполне очевидно, что такого сражения нет. Ибо цены, предлагаемые всеми субъектами рынка, совпадают.
Второй уровень: выше величины равновесной цены. В этом случае предложение благ превышает спрос на них. В итоге в рыночном пространстве образуется зона избытка товаров (сектор П2- Р- С2 на рис.1).
Несомненно, что в данный момент конкуренция обостряется в рядах продавцов, что раскалывает их единство. Кто может победить в этом междуусобном сражении? Очевидно, «выигрывает» тот продавец, который реализует продукты по ценам, более близким к равновесной цене. Удешевление продукции расширит сбыт его изделий. Тогда возникает своеобразная «цепная реакция»: расширяется продажа товаров по более низким ценам все возрастающим числом продавцов.
Стало быть, усиление конкуренции среди продавцов способствует понижению чрезмерно высоких цен, увеличивает сбыт продукции, что приводит рыночную цену к равновесному уровню.
Третий уровень: ниже величины равновесной цены. Это означает, что спрос превышает предложение. Следствием того является возникновение зоны дефицита товаров (сектор С1 — Р — П1 на рис. 1).
Тогда, несомненно, усиливается конкуренция среди покупателей. Верх среди них одерживает тот, кто станет покупать товары по более дорогой цене. И в этом случае возникает «цепная реакция», но другого характера. Увеличивается приобретение продуктов все возрастающим числом покупателей за более высокую цену.
Значит, обострение конкуренции среди покупателей влечет за собой повышение очень низких цен, устраняет товарный дефицит, что с иной стороны приводит рыночную цену к уровню равновесной цены.
Сейчас можно сделать обобщающие выводы об экономической роли конкуренции.
Закон конкуренции
оказывает более сильное
Конкуренция выполняет троякую роль. Во-первых, благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения. Во-вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому. В-третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие крах.
Рынок в любой
период времени состоит из решений
участников рынка. Эти решения включают
в себя соответствующие решения
других участников рынка. Решения потребителя купить зависит от решений
предпринимателей-
И по мере развертывания рыночного процесса, в ходе которого один период рыночной неосведомленности сменяется другим, в котором неосведомленность несколько уменьшилась, каждый покупатель или продавец пересматривает свои предложения купить и продать в свете только что полученной им информации об альтернативных возможностях, которые те, кому он хотел бы продать или у кого хотел бы купить, могут ожидать встретить где-либо еще на рынке. В этом смысле рыночный процесс по своей природе является конкурентным. Систематическое изменение в решениях между любыми двумя последовательными периодами делает каждую возможность, предлагаемую на рынке, более конкурентной в последующем периоде по сравнению с предшествующим, т.е. она предлагается с более полной осведомленностью о других возможностях, которые были предложены и с которыми необходимо конкурировать.
Необходимо отметить, что осведомленность о конкурирующих возможностях подразумевает нечто большее, нежели то, что принимающий решения субъект знает о том, что решение не может быть осуществлено, если оно предоставляет для рынка менее привлекательные возможности, чем предложенные его конкурентами. Это также подразумевает, что он знает о том, что должен предложить возможности более привлекательные, чем его конкуренты. Тем самым по ходу рыночного процесса участники постоянно испытывают своих конкурентов, с каждым шагом вперед предлагая возможности чуть более привлекательные, чем их. Его конкуренты, в свою очередь, как только им становится известно с чем они конкурируют, вынуждены еще более подсластить возможности, предлагаемые ими рынку и т.д. В этой борьбе за опережение своих конкурентов (но в то же время избегая создания возможностей более привлекательных, чем необходимо) участники рынка тем самым вынуждаются самим конкурентным рыночным процессом приближаться к границам своей способности прибыльно присутствовать на рынке. Конкуренция среди потребителей за определенный товар может, например, привести к повышению его цены. Каждый потребитель старается не потреблять сверх уровня, при котором предельная покупка лишь стоит того. По ходу этого процесса менее жаждущие потребители предельных единиц первыми выбывают из гонки. Конкуренция среди собственников какого-либо ресурса может привести к снижению цены. Те собственники, для которых его продажа требует больших жертв, будут выбывать из гонки по мере того, как падающая цена будет делать оправданной продажу все меньшего и меньшего количества единиц этого ресурса.
Если бы этот конкурентный процесс дошел до своего конца -- или, другими словами, если бы все решения стали полностью согласованными, -- то каждый участник уже не был бы вынужден улучшать возможности, которые он в данный момент предлагает рынку, так как никто не делал бы более привлекательных предложений. Таким образом, имея полностью согласованные решения, участники могут постоянно период за периодом предлагать похожие возможности остальному рынку. В таких обстоятельствах никому нет необходимости быть немного впереди своих конкурентов (в плане привлекательности предлагаемых возможностей), так как все текущие планы могут быть реализованы без неприятностей. В состоянии рыночного равновесия конкуренция перестает быть активной силой. Прекращение рыночного процесса, которое, характерно для равновесного состояния, будет прекращением конкурентного процесса. Именно опираясь на это представление о конкуренции, где она неотделима от рыночного процесса как такового, ниже я буду критиковать полезность понятий, ограничивающих конкуренцию положением, при котором рыночный процесс остановлен -- состоянием равновесия. Далее позвольте мне пояснить ключевую роль предпринимателя в рыночном процессе.
Определяющая роль конкуренции в рыночной экономике была обобщена А.Смитом в его принципе «невидимой руки», согласно которому отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества «невидимой рукой» рынка. Зависимость доходов товаропроизводителя от степени удовлетворения интересов потребителя заставляет соперничать его с другими товаропроизводителями за ограниченный платежеспособный спрос. Совокупность производителей, как будто движимая "невидимой рукой", активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес. «Конкуренция создает положение, при котором производиться будет, во-первых, все, что хоть кто-нибудь умеет производить, во-вторых, все будет производиться теми, кто может делать это, по крайней мере, столь же дешево, как и еще кто-то; и, в-третьих, все будет продаваться по цене более низкой, какую в принципе мог бы назначить некто, на самом деле данного товара не продающий». Существует несколько трактовок конкуренции.
Конкуренция
(от лат. concurrencia - сталкиваться) –
отношения соперничества за
• Сопоставительная:
конкуренция является
• Функция регулирования: чтобы устоять в конкурентной борьбе, производитель должен предлагать товары, предпочитаемые потребителем. Т.е., ресурсы направляются под влиянием цен в те отрасли, где в них наибольшая потребность.
• Функция
мотивации: фирмы, которые