Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 22:41, реферат
Актуальность темы исследования связана с тем, что сегодня для России особенно остро стоят вопросы определения экономического поведения крупных предприятий в быстроизменяющихся условиях переходного периода и выработки ими эффективной стратегии адаптации в этих условиях.
Главной причиной возникновения крупных предприятий в России явилось наличие обширного рынка, массовые потребности которого в ряде товаров способны полностью обеспечить только крупные предприятия.
Крупные предприятия являются основой экономического потенциала страны. Занимая всего лишь небольшую долю в общей численности предприятий, они создают большую часть национального богатства страны.
Введение
1 Понятие крупных предприятий, их классификация и признаки
2 Преимущества и недостатки крупных предприятий
3 Значение и роль крупных предприятий в экономике России
4 Проблема эффективности крупных предприятий
Заключение
Список литературы
Поэтому доля крупных в общем числе предприятий резко упала ( до 2,9% в 1996 г.). Но и до настоящего времени фактически весь производственный потенциал по-прежнему сосредоточен на заводах-гигантах. В 1999 г. на крупных предприятиях работали 2/3 занятых в промышленности людей, ими выпускалось 3/4 всей продукции. Иначе говоря, крупные предприятия - это все что у нас есть. Другой промышленности Россия просто не имеет. И от эффективности их использования зависит судьба экономики страны.
Крупные компании постепенно превратились в неотъемлемую часть отечественной экономики, достижения которой на отдельных этапах ее развития определяла именно успешная деятельность гигантов.
Крупные предприятия сегодня - это наиболее ценная часть экономического потенциала России. Сумев выстоять в годы затяжного экономического кризиса 90-х годов, многие отечественные крупные фирмы выработали гибкую стратегию приспособления к принципиально новым условиям работы и в настоящее время осуществляют стратегию роста.
Однако, не смотря на это, рыночной экономике необходимы как крупные, так и малые предприятия. Малое предприятие:
- быстро реагирует на новые потребности, не допуская существования дефицита;
- поддерживает конкуренцию в экономике, не допуская монополизации рынков и власти;
- развивает «дух предпринимательства», позволяя многим людям использовать свой шанс;
- считается многими опорой демократии, обеспечивая политическую, экономическую и личную независимость.
Крупное предприятие:
- делает возможным массовое производство, удешевляя товары и делая их доступными для всех слоев населения;
- является основным проводником научно-технического прогресса, внедряя передовые технологии в производство;
- способствует ускорению экономического роста страны.
4 Проблема эффективности крупных предприятий
Проблема эффективности крупных предприятий, которые неизбежно придают рынку олигополистический характер, особенно важна для экономики России.
Таким образом, проблема современной российской экономики, состоит не столько в том, чтобы не допустить ее развития по олигополистическому сценарию (в силу преобладания крупных предприятий это вряд ли осуществимо), сколько в том, чтобы фирмы-олигополисты действовали эффективно и были конкурентоспособными по международным стандартам.
Из трех основных направлений инвестиций наиболее благополучно обстоят дела с первым - созданием мощного производственного потенциала. Российские предприятия в среднем оснащены много лучше компаний развивающихся стран, имеют более эффективные технологии и высокую производственную культуру.
Лучшие же наши заводы не уступают фирмам развитых государств, а порой и превосходят их. Значительные проблемы, впрочем, есть и с производственным потенциалом - он плохо адаптирован к запросам потребителя.
Советские предприятия никогда не могли управлять стратегическими инвестициями.
В отличие от производственного потенциала компаний, действовавших в рыночной экономике, крупномасштабное производство советских гигантов не было результатом их собственной инвестиционной деятельности. Государство само строило заводы и лишь потом передавало их в управление администрации создаваемых пpедпpиятий.
Все крупные пpиpащения мощностей в дальнейшем также осуществлялись централизованно. Такая своеобразная роль пользователя, но не создателя основных производственных мощностей вела к тому, что советские крупные пpедпpиятия не могли сами управлять стратегическим объемом своего производства - находить сферы массового спроса и гибко удовлетворять его, организуя выпуск дешевой, доброкачественной, массовой продукции.
Нужны ли новые крупные производственные мощности, всегда решалось за пределами пpедпpиятия. В отличие от своего западного аналога, советский гигант не мог обеспечить свой рост и процветание за счет стремительного наращивания выпуска приглянувшегося массовому потребителю товара.
Хронические дефициты самых разных продуктов были прямым следствием такого положения. К сожалению, в условиях жесткого экономического кризиса большинство предприятий и в рыночную эпоху не имеют возможности осуществить необходимые инвестиции для перехода на выпуск пользующейся высоким спросом продукции.
Их производственный потенциал в основном остается прежним, с той печальной оговоркой, что по сравнению с советскими временами он дополнительно постарел.
И все же один путь совершенствования производственного потенциала активно используется российскими предприятиями даже в нынешних тяжелых условиях.
Простаивающие мощности, запас квалифицированной рабочей силы, уменьшение остроты старой проблемы нехваток сырья и полуфабрикатов - все это создает объективные предпосылки для перепрофилирования производственных мощностей. Это инвестиции, не требующие (точнее, почти не требующие) затрат.
Для успеха на этом пути нужны не столько финансовые ресурсы, сколько верный выбор точки приложения усилий - их концентрация на продукте, который действительно нужен рынку.
Свою знаменитую «ГАЗель» - по-существу, единственную крупную удачу отечественного автомобилестроения за годы реформ - ГАЗ смог поставить на конвейер потому, что этот конвейер уже существовал, только был рассчитан на выпуск тяжелых грузовиков, которые сейчас мало кому нужны.
Для сравнения: начало выпуска новой модели («десятки») АвтоВАЗом, осуществленное не методом перепрофилирования, а с помощью классических инвестиций обошлось заводу более чем в 1 млрд. долл. и поставило этого флагмана отрасли на грань банкротства.
Крупные предприятия с их высокопроизводительным и, что особенно важно, дорогостоящим оборудованием только тогда эффективны, когда их производственные мощности не простаивают.
Продукция фирмы должна иметь устойчивый рынок. А это означает, что предприятию необходимы обширная снабженческая и сбытовая сеть, мощные управленческие структуры, проектно-конструкторские подразделения и т.д.
Выдержать связанные с этим огромные расходы могут лишь очень большие фирмы.
Иными словами, значительная часть экономии на масштабах производства возникает на уровне не отдельной технологической установки или завода, а всей фирмы в целом. Как правило, не фирмы-олигополисты являются первопроходцами в изобретении революционно новых продуктов и технологий.
Но именно они первыми строят на базе этих технологий гигантские заводы и обеспечивают их эффективную эксплуатацию (лидерство в инвестициях по внедрению изобретений). А потому именно им обычно удается добиться существенного снижения затрат. Крупные предприятия потенциально могут быть весьма эффективными.
Для достижения успеха на рынке крупная фирма должна осуществить взаимосвязанные инвестиции в трех направлениях:
1) создание крупного
2) создание общенациональной
(а затем и интернациональной)
сбытовой и маркетинговой сети;
3) создание дееспособного управленческого аппарата (инвестиции в менеджмент).
Крупные производственные мощности открывают путь к экономии на масштабах производства. Мощная сбытовая и маркетинговая сеть обеспечивает загрузку производственных мощностей. А инвестиции в менеджмент позволяют эффективно организовать работу сложного организма гигантской компании.
Заключение
По итогам проведенного исследования, можно сказать, что крупные предприятия играют большую роль в экономике России, поскольку незаменимы на своем месте. Обладая мощным производственным потенциалом и выпуская стандартную продукцию среднего качества в больших объемах, крупные предприятия удовлетворяют потребности основной массы потребителей по доступной цене.
Крупное предприятие делает возможным массовое производство, удешевляя товары и делая их доступными для всех слоев населения; является основным проводником научно-технического прогресса, внедряя передовые технологии в производство; способствует ускорению экономического роста страны.
Крупные предприятия сегодня - это наиболее ценная часть экономического потенциала России. Любое крупное предприятие может воздействовать на социальное развитие и экономику в страны в целом, а также на наполняемость государственного бюджета.
Деятельность крупных предприятий имеет как преимущества, так и недостатки. Основным преимуществом крупных предприятий можно с точностью назвать получение экономии на масштабах производства. Используя возможность емкого рынка, крупные предприятия сосредоточивают свои усилия на выпуске массовой профилирующей продукции. По отношению к малым предприятиям крупные предприятия гораздо устойчивее благодаря своей экономической мощи, имеют значительный годовой доход.
В качестве недостатков можно выделить неэффективность, неуправляемость, неспособность динамично реагировать на состояние рынка, негибкость, игнорирование которых делает компанию уязвимой для конкурентов. Но, несмотря на наличие слабых сторон в своей деятельности, крупные предприятия прочно удерживают доминирующие позиции в экономике страны.
Список литературы
1 Артамонов В.С. Микроэкономика. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 604 с.
2 Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика. М.: Финансы и статистика, 2010. – 259 с.
3 Кушнир И.В. Экономика предприятия М.: Финансы и статистика, 2008 г. – 214 с.
4 Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 204 с.
5 Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го ангг.изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 972 с.
6 Сажина М.А. Экономическая теория: учеб. для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 672 с.
7 Чечевицына Л.Н. Микроэкономика, Экономика предприятия (фирмы). 2000.
8 Экономическая теория. Учебное пособие. - М.: РИОР. – 2008. – 208 с.
9 Коготов В. В. Критерии идентификации крупных предприятий в национальной экономике // Экономический журнал. 2011. №23. С.90-102.
10 Юданов А.Ю. Актуальные для российской экономики разделы теории // http://www.yudanov.ru
Информация о работе Роль крупных предприятий в экономике России и проблема их эффективности