Роль малого бизнеса в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
- проследить формирование и развитие малого предпринимательства в экономике России;
- определить тенденции развития малого предпринимательства;
-рассмотреть методы государственной поддержки предпринимательства в России;
- проследить развитие малого предпринимательства Юга России, в частности нашей в Ростовской области.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая малый бизнес.docx

— 83.57 Кб (Скачать файл)

Любое, малое предприятие независимо от его организационно-правовой формы  не может эффективно функционировать  без соответствующей базы: правовой, материальной, технической, экономической  и пр.

Исходя из этого, требуется создать  такие социально-экономические предпосылки  в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса  и в определенной степени устранить  его недостатки.

3   Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:

- увеличение числа собственников,  а значит, формирование среднего  класса;

- рост доли экономически  активного населения, что увеличивает  доходы граждан и сглаживает  диспропорции в благосостоянии  различных социальных групп;

- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей,  для которых малый бизнес становиться  первичной школой самореализации;

- создание новых рабочих  мест с относительно низкими  капитальными затратами, особенно  в сфере обслуживания;

- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а  также представителей социально  уязвимых групп населения;

- подготовка кадров за  счет использования работников  с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию  на месте работы;

- разработка и внедрение  технологических, технических и  организационных новшеств;

- косвенная стимуляция  эффективности производства крупных  компаний путем освоения новых  рынков, которые солидные фирмы  считают недостаточно емкими;

- ликвидация монополии  производителей, создание конкурентной  среды;

- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы  невостребованными, а также более  эффективное их использование;

- улучшение взаимосвязи  между различными секторами экономики. 

Таким образом, важно оценить  значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без  существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров  и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу. 

 

 

2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ  РОССИИ  3 

 

Конец ХХ века для России ознаменовался  вступлением на путь демократических  реформ. При этом важнейшим направлением реформирования экономики явился переход  к рыночным отношениям.

Путь перехода от авторитарного  к демократическому государству  оказался нелегким. Не меньше трудности  представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые 10 лет преобразований не принесли ожидаемых экономических  результатов, производство в стране сократилось вдвое, а отдельных  отраслях, таких, как легкая промышленность, - 6-7 раз. Тяжело отразился на положение  страны развал СССР, последствием которого стал разрыв хозяйственных связей. 10-летний опыт отечественных рыночных реформ, а также практика развитых стран свидетельствуют, что существенный рывок в экономике невозможен без развития малого бизнеса.

Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси в  торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно  считать торговцем и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится  к годам привлечения Петра I, когда  по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору была семья Демидовых[3].

Дальнейшее развитие предпринимательства  сдерживалось существованием крепостного  права. Новые возможности для  предпринимателей открылись после  реформы 1861 г. Началось строительство  железных дорог, была реорганизована тяжелая  промышленность, оживилась акционерная  деятельность. Развитию е переустройству промышленности в то же время способствовал  иностранный капитал. В 90-е годы ХIХ  в. в России окончательно сложилась  индустриальная база предпринимательства, а в начале ХХ в. Предпринимательство  становится массовым явлением.

В тот период формируется  рынок рабочей силы, развивается  акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные  банки – коммерческий, земельный  и другие. К началу ХХ в. В российской экономике 2/3 всей промышленной продукции  производилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных форм предпринимательской деятельности. Особо высокие доходы приносили вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны, например, «Продамет», «Продвагон», «Продуголь».

Однако после окончания  Первой Мировой войны и по завершении двух революций – Февральской  и Октябрьской в России обозначился  курс на ликвидацию рыночных экономических  связей. Были национализированы все  крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество  всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление в  предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика – НЭП (1921-1926). Однако, с конца 20-х  годов предпринимательство вновь  сворачивается, и лишь в 90-е годы началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон  « О собственность в РСФСР», в декабре 1990 г. – Закон « О  предприятиях и предпринимательской  деятельности». С того момента, когда  частная собственность и предпринимательская  деятельность были восстановлены в  своих правах, началось развитие акционерных  обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.

В начале 1990 года предприятия  малого бизнеса образовались чаще всего  путем отделения от государственных  предприятий-учредителей. В 1991 г. это  были, как правило, товарищества с  ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частной долевой собственности[4].

Реже встречаются малые  предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

Нередко местные власти совместно  с другими предприятиями выступают  учредителями малых предприятий. Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых  помещений на условиях аренды.

В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса  включен в качестве одного из важнейших  в программу демонополизации  национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение  монопольных производств:

1.         выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;

2.         выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;

3.         создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.

Таким образом, предприятия  малого бизнеса можно создавать, во - первых путем выделения структурных  единиц из состава объединений и  предприятий, цехов, производств, других форм собственности.

Развитие любой формы предпринимательства  зависти от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности  конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В  большей степени эти факторы  воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна  к конкретным условиям хозяйственной  конъюнктуры и для которой  личные черты конечный результат  экономических решений.

По состоянию на 1 января 2005 г. в  России насчитывалось 843 тыс. предприятий  малого бизнеса ( 2000 г.- 841,7; 2001 -861,1; 2002 г.-868.0; 2003 г. -890,6; 2004 г.-879,3).В 2004 г. ими произведено  продукции ( работ, услуг) на сумму 852,7 млрд. рублей. В этой сфере было занято 6483,5 тыс. человек.

За последние годы количество предприятий  малого бизнеса вначале несколько  возросло, а затем вернулось к  уровню 2000 г. Абсолютное и относительное  увеличение произошло лишь в торговле в общественном питании (рост за 2000-2005 гг. с 359,3 до 388,1 тыс., или с 42,7% до 46%), в  здравоохранении ( с 11,0до 17,4 тыс., или  с 1,3% до 2,1%), в операциях с недвижимым имуществом ( с 3,9 до 14,2 тыс., или 0,5% до 1,7%), в жилищно-коммунальном хозяйстве (с 2,8 до 5,2 тыс., или 0,3 до 0,6%) и в некоторых  других отраслях экономики[5].

Вместе с тем в промышленности имеет место абсолютное и относительное  снижение числа предприятий малого бизнеса (со 131,9 до 125,10 тыс., или с 16,40 до 14,5%).

Существенным недостатком следует  считать абсолютное и относительное  снижение числа предприятий малого бизнеса в науке и научном  обслуживании (с 46,7 до 28,5 тыс., или с 5,5 дот 3,4%)и в сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (с 10,8 до 5,6 тыс., или с 1,3 до 0,7%).

В ближайшее время в  Росси нужно обновить 40 млн. рабочих  мест, поскольку предприятия, создающие  эти рабочие места, функционируют  неэффективно, а оборудование на них  устарело. На создание одного рабочего места в крупной корпорации требуется 100-150 долларов. За счет малого бизнеса  это можно сделать быстрее  и дешевле.

Как показывает практика, малый  бизнес в России пока отстает от развитых стран. Это свидетельствует  о том, что в нашей стране имеются  большие резервы роста малого бизнеса.

 

8  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В РОССИИ  

 

3.1 Состояние малого бизнеса  в России и проблемы его  развития

В настоящее время почти треть  населения России так или иначе  связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысяч малых предприятий - это  несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в российских условиях. Это делает малый бизнес весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь сосредоточиваются наиболее квалифицированные и образованные люди, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности.

Рисунок 3.1. Количество малых предприятий  на 1000 жителей в 2005 году[6]

 

Однако, по данным Госкомстата РФ, по состоянию на 1 апреля 2005 года на территории Российской Федерации действовало 866 тыс. малых предприятий (по сравнению  с их количеством на 1 января 2005 г  рост составил 0,4 процента)[7].

Из общего количества малых предприятий 90 процентов составили предприятия  частной формы собственности. В 1 квартале 2005 года малыми предприятиями  было произведено товаров и услуг  по всем видам деятельности на сумму 66,0 млрд. рублей, по основному виду деятельности - на 57,8 млрд. рублей (82 % от общего объема производства)[8].

Анализ которой дает основания  констатировать факт, что при росте  числа малых предприятий увеличивается  и количества числа занятости, тем  самым малый бизнес является единственной сферой деятельности, где создаются  рабочие места и наблюдается  рост производства.

Анализируя показатели деятельности малых предприятий за последние 2 года, можно с полной уверенностью сказать, что сегодня это наиболее динамично развивающийся сектор экономики. Сектор малого бизнеса в  России представляет собой достаточно мощную экономическую и политическую силу.

По данным Госкомстата России в 2004 году в Российской Федерации функционировали 844,4 тысячи малых предприятий: 91,5 % - с частной формой собственности  и 8,5 % - со смешанной российской. Во второй половине 2004 года на малых предприятиях работали 8,3 миллиона человек, в том  числе на постоянной основе - 6,2 миллиона.

Сложившаяся за последние 3 года отраслевая структура малых предприятий  практически не меняется. Большая  часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного  питания (43% от общего количества малых  предприятий), строительство и промышленность (32%).

Почти половина работавших на малых  предприятиях трудилась в промышленности и строительстве (49%), в треть - в  торговле и общественном питании (30%). Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России, с 1995 года выросла в 7 раз и на 1 июля 2005 года составила 3,5 млн. человек. С  учетом временно занятых и членов семей бизнесменов 18 % населения  России так или иначе связаны  с малым бизнесом; 25-26 млн. человек  частично или полностью существуют на доходы от деятельности в сфере  малого бизнеса.

По предварительным данным Госкомстата  России в 2005 году по сравнению с 2004 годом  среднесписочная численность работающих на малых предприятиях выросла на 3,3 %, в том числе в промышленности - на 4,16 %, сельском хозяйстве - на 1 %, в  науке и научном обслуживании - на12,7 %. Объем продукции, произведенной  малыми предприятиями (в фактических  ценах) увеличился на 31,8 %, в том числе  промышленной продукции - на 18,95 %, транспорта и связи - на 45 %. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за этот период возросла на 8,3 %, в том числе в  промышленности -на 25,7 %, строительстве- на 48 %, транспорте и связи - на59,6 %[9].

Исходя из этих показателей можно  заключить, что малое предпринимательство  переходит от стартового этапа к  этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и  устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных  связей, активизация их производственной и инновационной деятельности. Меняется отраслевая структура малого бизнеса  в сторону увеличения промышленного  производства. Таким образом, по оценке Госкомстата России, в 2004 году именно за счет расширения промышленного производства малыми и совместными предприятиями  впервые в промышленности произошел  рост производства на 0,8 %.

Для малого бизнеса характерно небольшое  количество работников. На одно предприятие  в среднем приходится 7 человек  постоянно занятых, при этом наибольшее число - в строительстве (12человек), наименьшее - в науке и научном  обслуживании (4 человека).

Малое предпринимательство создает  ныне 10-12 % ВВП (всероссийского валового продукта). На его долю приходится пятая  часть подрядных строительных работ. В 2005 году малыми предприятиями оказано  услуг и произведено продукции  только по основному виду деятельности на сумму около 300 млрд. рублей или 7 % от всего объема оказанных услуг  и произведенной продукции страны.

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике России