Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 23:42, курсовая работа
На основе изложенного, сформирована цель работы – рассмотрение роли малых промышленных предприятий в современной рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить теоретические подходы к определению малых промышленных предприятий.
2) Проанализировать функционирование малых промышленных предприятий.
3) Выявить проблемы и перспективы малых промышленных предприятий.
Введение _______________________________________________________3
Глава 1. Теоретические подходы к определению малых промышленных предприятий ____________________________________________________5
1.1. Понятие малых промышленных предприятий________________5
1.2. Цели создания малых предприятий_________________________6
1.3. Социально-экономические функции малых промышленных предприятий______________________________________________________8
Глава 2. Функционирование малых промышленных предприятий____14
2.1. Виды малых промышленных предприятий в современной экономике России________________________________________________14
2.2. Характеристика экономической деятельности малых промышленных предприятий_______________________________________15
2.3. Место и роль малого предприятия в рыночной экономике_____18
Глава 3. Проблемы и перспективы малых промышленных предприятий____________________________________________________22
3.1. Опыт функционирования малых промышленных предприятий в разных странах___________________________________________________22
3.2. Текущие проблемы сектора малых промышленных предприятий_____________________________________________________24
3.3. Меры поддержки малых промышленных предприятий________27
Заключение______________________________________________________34
Список литературы_______________________________________________37
Говоря о малом бизнесе, мы можем наглядно проследить его роль и функции в период становления этого сектора в нашей стране, при переходе от административно-командной экономики к рыночному хозяйству. Уже в одном из первых документов-постановлений №790 от 8 августа 1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» - говорится, что переход к регулируемым рыночным отношениям требует ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменение потребительского спроса. [6]
Развитие малых предприятий должно было способствовать быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала. Они позволяют расширить сферу приложений труда, создать новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий.
В. Афанасьев в статье, посвященной становлению малого бизнеса в России, отмечает следующие функции малого бизнеса в рыночной экономике.
Малый бизнес:
- придает рыночной экономике необходимую гибкость;
- мобилизует значительные
- вносит вклад в формирование
конкурентной среды (особенно для
нашей высоко
- осуществляется прорыв по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса;
- решает проблемы занятости;
- смягчает социальную
Не менее важны социальные функции малого бизнеса:
- смягчение социальной
- демократизация рыночных
- формирование активного
- ослабление имущественной
- расширение социальной базы реформ;
- многие люди раскрывают и
используют свой творческий
- используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров и др.)
- осуществляется произвольное обучение, «обкатка» молодых кадров;
- в сфере услуг удовлетворяются потребности людей в общении.
Отличительной особенностью малого предпринимательства в ряду других форм организации предпринимательской деятельности является его более высокая социальная значимость по сравнению с другими категориями бизнеса.
Очевидно, что значение способности малого предпринимательства выступать в качестве механизма социальной адаптации, безусловно, возрастает в периоды роста социальной напряженности, вызванной переходным состоянием экономики или кризисами. Однако, помимо этого в переходных экономиках становление и развитие данного сектора тесно связано с такими трансформационными процессами, как формирование среднего класса и становление частного сектора, когда появляются новые категории занятых (работающие не по найму, самостоятельно занятые и т.д.)
В качестве основного экономического признака малого предпринимательства можно выделить его особую роль в модели рыночной экономической экономике.
Основное экономическое свойство малого предпринимательства обусловливает следующие экономические функции, производные от него:
- обеспечение значительной
- мобилизация разрозненных
- обеспечение динамизма
- обеспечение конкурентной
- создание рабочих мест с
относительно низкими капитальн
- улучшение прямых и обратных
связей между секторами
- повышение уровня
- снижение совокупных издержек на производство того или иного продукта за счет развития субподрядных отношений между крупными и мелкими предприятиями;
- повышение разнообразия
- развитие техники и технологий,
приспособленной к
И экономические, и социальные свойства малого предпринимательства играют важную роль в рыночной экономической системе, однако опыт свидетельствует о том, что в условиях переходных экономик малый бизнес приобретает некоторые дополнительные свойства, которые в значительной мере нивелируют социальные издержки реформ, а именно:
- в период структурной
- малый бизнес способствует
сокращению неравенства, являясь
источником дополнительных
- малый бизнес создает условия
для обучения предпринимательст
- малый бизнес отличается
Экономические свойства малого предпринимательства позволяют хозяйственной системе функционировать в более динамичном и гибком режиме и с меньшими капитальными затратами. Социальные свойства малого предпринимательства расширяют возможности трудоустройства населения, сокращая при этом безработицу, и делают существующую в экономике систему рабочих мест более гибкой и разнообразной, что позволяет малому бизнесу выступать одним из факторов подержания социальной стабильности. [8]
Итак, малые промышленные предприятия создаются с многочисленными целями, направленными на улучшение экономики страны, трудоустройство населения. Развитие новых городов, возрождение промыслов и др.
Малые предприятия
играют важную как социальную,
так и экономическую роль.
Поддержание экономического и
социального равновесия
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАЛЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Виды малых предприятий в современной экономике России
В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.
• Коммунанты. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
• Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.
• Эксплеренты. Предприятия этой группы — так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.
2.2 Характеристика экономической деятельности малых промышленных предприятий
Малые предприятия наиболее динамично осваивают новые виды продукции и экономические ниши, развиваются в отраслях, менее привлекательных для крупного бизнеса, имеют высокую оборачиваемость оборотных средств, способны осуществлять активную инновационную политику. Малым предприятиям свойственны гибкость и высокая приспособляемость к изменениям рыночной конъюнктуры.
Наряду со всем этим для малых предприятий характерны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, ограниченность собственных ресурсов, повышенный риск в острой конкурентной борьбе.
Объективную характеристику экономической деятельности малого предприятия можно дать на основе анализа, который должен идти по следующим направлениям:
1. Состояние и развитие малых предприятий.
При этом следует
Рассмотрение состояния и развития малых предприятий ведется в разрезе территорий, отраслей и видов деятельности. Это позволяет делать выводы об отношении местной администрации к развитию предприятий малого бизнеса, о том, каким отраслям и видам деятельности отдается предпочтение, где необходим углубленный анализ причин неудовлетворительного развития малого предпринимательства, каково положение конкретных регионов в развитии малых предприятий по отраслям, видам деятельности.
2. Малые предприятия и проблемы рынка рабочей силы.
При этом, анализируются следующие вопросы: характеристика численности занятых на предприятиях малого бизнеса; изменение места малых предприятий по численности занятых в общей численности работающих; изменение средней численности занятых на одном хозяйствующем субъекте малого предпринимательства; изменение величины заработной платы занятых на малых предприятиях; соотношение зарплаты на малом предприятии и на предприятиях, не включаемых в категорию малых; первичная и вторичная занятость на малых предприятиях; влияние изменения численности занятых на предприятиях малого бизнеса на безработицу в данном регионе. Указанные показатели анализируются в территориальном и отраслевом разрезах, а также по видам деятельности.
3. Структурные изменения о деятельности малых предприятий.
Это направление анализа должно ответить на следующие вопросы: изменение удельного веса объема продукции, произведенной на малых предприятиях, в общем объеме ее производства; изменение удельного веса численности занятых в малом бизнесе в общей численности работающих; изменение удельного веса объемов производства по основному виду деятельности в общем объеме произведенной на малых предприятиях продукции. Анализ ведется в разрезе территорий, отраслей и видов деятельности, что дает возможность делать выводы о структурных изменениях в деятельности малых предприятий, о формировании многоукладности в экономике, для чего используются данные первого направления анализа об изменении количества хозяйствующих субъектов и второго направления анализа о численности занятых в малом предпринимательстве, о значимости величин рассматриваемых показателей, их различиях по территориям, отраслям, видам деятельности, отклонениям от средних по России.
4. Оценка эффективности деятельности малых предприятии.
Данное направление включает анализ следующих показателей: динамики производительности труда, удельного веса балансовой прибыли в расчете на I рубль реализуемой продукции, величины балансовой прибыли в расчете на одного работающего, производство продукции в расчете на 1 рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов, материальные затраты в расчете на 1 рубль производимой продукции. Эти и некоторые другие показатели эффективности рассчитываются по малым предприятиям в сопоставлении с аналогичными показателями средних и крупных предприятий.
5. Воспроизводственный аспект деятельности малых предприятий.
Это направление анализа призвано осветить следующие вопросы: динамика объема инвестиций в основные фонды и в прирост оборотных средств; изменение соотношений объемов капитальных вложений и балансовой прибыли; динамика соотношений инвестиций на 1 рубль прибыли и соотношений величины инвестиций на 1 рубль заработной платы на малых предприятиях и на предприятиях, не относимых к категории малых.
Информация о работе Роль малых промышленных предприятий в современной рыночной экономике