Роль машиностроения в развитии экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:17, реферат

Краткое описание

Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов). По объему экспорта продукции машиностроения и ее экспортной доле Россия сильно уступает не только промышленно развитым странам, но и многим развивающимся, причем не только новым индустриальным.

Вложенные файлы: 1 файл

роль машиностроения .docx

— 29.71 Кб (Скачать файл)

Сдерживающим фактором развития отечественного автомобилестроения (особенно на совместных предприятиях) является отсутствие линий по производству качественных комплектующих. За последние 6-8 лет в российском производстве комплектующих принципиальных сдвигов  не произошло, т.к. у большинства  производителей нет стимула к  соблюдению мировых стандартов качества ввиду отсутствия на рынке нормальной конкурентной среды.

В России работает всего несколько иностранных  предприятий по производству автокомпонентов. Наиболее известные из них: Борский стекольный завод (соучредитель «Glaverbel»); завод светотехники «Аутомотив Лайтинг» («Automotive Lighting»); производитель электроники «Бош-Саратов» («Robert Bosch»); завод выхлопных систем «Теннеко Аутомотив Волга» («Tenneco Automotive»); «Паккард Электрик Системз - Самарская кабельная компания» («Delphy»).

Поощрение развития автосборочных производств может  не только привести к росту выпуска  автомобилей в России, но и повышению  ее экспортного потенциала в данной области, как это видно на примере  других государств - от Испании и  Бельгии до ЮАР и КНР. Это относится  и к производству автомобильных комплектующих. Практически все страны, за последние 20 лет добившиеся заметных успехов в автомобилестроении, начинали свое восхождение на рынок с поставок комплектующих, впоследствии переходя непосредственно к выпуску автомобилей.

В настоящее время  на экспорт отправляется порядка 12% выпускаемых в России легковых автомобилей, около 25% грузовиков и около 15% автобусов. По сравнению с серединой 90-х годов  экспортная квота по легковым автомобилям  снизилась более чем в 2 раза, в  то время как по грузовым автомобилям  она возросла в 1,5 раза.

Основой конкурентоспособности  отечественных легковых автомобилей  является низкая цена. Возможности  удержания производителями цен  на автомобили на невысоком уровне имеют свои границы.

С учетом реального  течения процессов реструктуризации и реорганизации, роста цен на материалы, энергоносители и ряда других причин, они в основном достигнуты. В этих условиях основным инструментом обеспечения конкурентной привлекательности  становится качество выпускаемых автомобилей. По соотношению цены и качества российские легковые автомобили сейчас конкурентоспособны в низшем сегменте рынков стран СНГ  и ряда развивающихся государств.

Среди грузовых автомобилей  наибольшей популярностью пользуются сегодня автомобили особо малого класса «Газель» и «Соболь» Горьковского автозавода, а также грузовики  различного назначения, выпускаемые  КамАЗом, восстанавливающем свою экспортную программу. Интерес к машинам  КамАЗ в странах третьего мира резко возрос после неоднократных  побед в престижном автомарафоне Париж-Дакар.

В поставках автобусов  на экспорт преобладают микроавтобусы  «Газель» и «УАЗ», автобусы малого класса «ПАЗ» и городские автобусы «ЛиАЗ». Экспорт малых и средних автобусов стал развиваться после вхождения выпускающих их предприятий в холдинг «Русские автобусы» и последовавшей значительной модернизации производств, разработке новых моделей автобусов с учетом требований потенциальных покупателей. В перспективе возможно дальнейшее увеличение поставок таких автобусов - российские производители способны занять свою нишу в рыночном сегменте в странах СНГ, Южной Европы, Северной Африки, развивающихся государствах Азии. Хорошие перспективы для продвижения продукции на рынки этих стран имеет создание в них совместных сборочных производств. Такие производства, например, созданы на Украине, где собираются модификации «Волги», «Соболя», «Газели».

Важнейшими рынками  сбыта российских автомобилей выступают  страны СНГ, восточноевропейские государства, отдельные развивающиеся страны Азии (Турция, Ирак, Вьетнам, Сирия) и  Африки (Египет, Ангола, Эфиопия).

Довольно важная статья российского экспорта машиностроительной продукции - экспорт автомобильных комплектующих. Так, в 2004 г. было экспортировано частей более чем на 400 млн. долл., что составило 32% от стоимостного объема экспорта автомобилей. В географической структуре поставок доминируют Украина (куда в больших объемах поставляются части для промышленной сборки), Белоруссия и Казахстан.

В страны с развитой автомобильной промышленностью  возможен экспорт заготовок (литья, поковок, штамповок и отдельных  компонентов), при условии обеспечении  их высокого качества. Некоторые предприятия  так и поступают, например, «КамАЗ». На данном направлении расширения экспортных поставок продукции автомобильной  промышленности наибольшие перспективы  имеет создание совместных предприятий  отечественных и зарубежных производителей по производству современных комплектующих  изделий. [3]

В ближайшие 8 лет  объем продаж на авторынке РФ вырастет до 2,3 млн. автомобилей в год. Такая  цифра будет соответствовать  ежегодному росту на 6%.

Одновременно импорт иномарок в Россию увеличится с нынешних 300.000 до 700.000 автомобилей в год, а  число выпускаемых в России иностранных  моделей вырастет с нынешних 100.000 в год до 800.000 в год.

К 2014 году доминирующими  на российском рынке станут иностранные  модели, на которые будет приходиться 70% продаж. В настоящее время лидерство  пока за местными заводами (60% продаж).

По мере развития рынка и роста доли иномарок будет  усиливаться присутствие иностранных  смежников в российском автопроме. Сейчас их доля составляет 26%, а уже  к 2010 году вырастет до 43%.

Развитие российского  авторынка в перспективе создаст 66 млн. рабочих мест. Среди них  будут новые места в самой  России, а также и в соседних странах, прежде всего в Восточной  Европе, где 20 крупнейших смежников  мирового автопрома уже открыли 150 различных производств. [5]

2.3 Железнодорожное машиностроение

Экономический кризис 90-х годов привел к резкому  сокращению объемов перевозок и  практически полной остановке закупок  нового тягового подвижного состава  со стороны МПС РФ, многократному уменьшению закупок вагонов и прекращению инвестиций в разработку и внедрение новых технологий локомотиво- и вагоностроения.

Из-за отсутствия заказов  на новый подвижной состав объем  производства грузовых вагонов резко  снизился. Тем не менее, избыток сохранялся до 1999 г. В 2000 г. в связи с ростом объемов перевозок начал ощущаться  дефицит отдельных видов вагонов, что привело к росту производства.

Слому отрицательной  динамики производства в железнодорожном  машиностроении способствовал значительный рост промышленного производства и  экспортного грузопотока, приведший  к увеличению спроса со стороны предприятий  и независимых железнодорожных  операторов.

Принятие МПС  РФ (преобразованном впоследствии в  ОАО «РЖД»), рассчитанной до 2010 года масштабной программы модернизации и обновления подвижного состава  придало росту выпуска железнодорожной  техники высокие темпы. Они сегодня - одни из самых высоких не только в машиностроении, но и в отечественной промышленности в целом.

Основной производитель  электровозов в России - Новочеркасский электровозостроительный завод (Ростовская область). Тепловозы выпускают Брянский машиностроительный завод, Коломенский тепловозостроительный завод (Московская область) и «Людиновотепловоз» (Калужская область).

Отечественные производители  грузового подвижного состава способны в большинстве случаев удовлетворять  потребности железных дорог.

Выпуск грузовых вагонов в 2004 году на 5% превысил максимальные показатели, зафиксированные в первой половине 1970-х годов. При продолжающемся росте внутреннего спроса на вагоны становятся затруднительными их поставки на внешние рынки, где они также  пользуются спросом.

Уже сейчас на экспорт  поставляется около 20% выпускаемой  железнодорожной техники. По соотношению  цена/качество российская продукция  может успешно конкурировать  с товарами ведущих зарубежных фирм. Выпускаемый отечественными производителями  подвижной состав, иногда уступая  зарубежному в отдельных качественных характеристиках, обладает в несколько раз меньшей стоимостью.

Подавляющая часть  экспортных поставок приходится на страны СНГ, а также нетребовательные рынки  отдельных стран. Для закрепления  на мировом рынке российские компании должны повысить качество продукции  и предоставить должный уровень  торгового сервиса и послепродажного  обслуживания.

Российское железнодорожное  машиностроение обладает большим экспортным потенциалом, но нуждается в инвестициях  и государственной поддержке. Предприятиям необходимо расширение производственных мощностей и обновление оборудования. [3]

 

 

 

Список  литературы

1. Борковский А.Н.  Прогноз внешней торговли РФ  на период до 2025 года//Внешнеэкономический  бюллетень-2003-№12;

2. Кучина Е. Проблемы  обеспечения конкурентоспособности  продукции машиностроения//Маркетинг-2006-№2;

3. Сергеев В.  Экспортные возможности российского  машиностроения//РИСК-2006-№1;

4. Смирнов Е.  Внешнеэкономический потенциал  российского машиностроительного  комплекса//Международная экономика-2005-№9;


Информация о работе Роль машиностроения в развитии экономики России