Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:53, курсовая работа
фискальной политики Республики Беларусь.
Для достижения представленных целей были поставлены следующие задачи:
- изучить цели и инструменты фискальной политики;
- изучить виды фискальной политики;
- изучить налоговый мультипликатор и эффективность фискальной политики;
Введение………………………………………………………………………
Глава 1 Понятие, цели и виды фискальной политики……………………..
1.1 Цели и инструменты фискальной политики………………………….
1.2 Виды фискальной политики……………………………………………
1.3 Налоговый мультипликатор и эффективность фискальной
политики………………………………………………………………….
Глава 2 Реформирование налогообложения и особенности фискальной политики………………………………………………………………………
2.1 Направление реформирования налогообложения в Республике Беларусь……………………………………………………………………..
2.2 Особенности фискальной политики Республики Беларусь………….
2.3 Оценка направления фискальной политики при реформировании
налогообложения в Республике Беларусь……………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….
Практически невозможно точно рассчитать влияние изменения параметров фискальной политики на совокупные расходы, а тем более на реальную экономику. Так, добиться стимулирующего воздействия можно путем увеличения государственных закупок, социальных трансфертов и снижения налогов [3, с.94].
Одна из серьезных проблем реализации фискальной политики – эффект вытеснения. Так как рост государственных расходов приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Их продажа усиливает конкуренцию на рынке ссудного капитала и повышает процентную ставку. Ее рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления. Из этого следует, что государственные расходы вытесняют частные – в этом и состоит эффект вытеснения.
Помимо эффекта вытеснения результативность стимулирующей политики ослабляет инфляция спроса, которая может быть следствием увеличения совокупных расходов.
Существует также проблемы,
связанные с действием
Не следует забыть о том, что фискальная политика может быть подвержена влиянию политического цикла. Решения об изменении налогов, государственных расходах принимаются политиками, что позволяет использовать инструменты фискальной политики в предвыборных целях.
Для того, что бы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить её результаты. Наиболее часто с этой целью анализируется состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетного дефицита, излишков. Однако судить по данным показателям о действительности проводимой дискреционной политики достаточно сложно [3, с.114].
Чтобы развести выше указанные причины и получить возможность оценить правительством принимаемых фискальных мер, используется бюджет полной занятости. Который показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости.
Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки.
Связь между государственными расходами и налогами поступлениями в казну можно показать графически. Государственные расходы на текущий год есть величина постоянная, не зависящая от объема совокупного дохода. Поэтому кривая государственных расходов G будет иметь вид горизонтальной прямой (рис.1.4 ). Сумма налогов, получаемых государством, пропорциональна объему дохода. Соответственно, кривая налоговых поступлений T будет восходящей.
Рисунок 1.4 – Бюджетные дефициты, излишки и бюджеты полной занятости.
Примечание – Источник: [3, с.114].
Изменение бюджета полной занятости показывает, каким образом проводимая фискальная политика влияет на изменение совокупных расходов. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствует о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупных расходов. И наоборот, уменьшение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики. Цель которой – сокращение совокупных расходов.
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАННИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Пути реформирования налогообложения в Республике Беларусь
Беларусь, как и другие восточноевропейские страны и страны СНГ, имела на начальном этапе реформирования экономики достаточно высокий по международным стандартам уровень налогообложения.
Налоговая система Беларуси подверглась многочисленным корректировкам. За прошедшее время произошло снижение ставок практически по всем основным налогам, немного улучшалась структура налогообложения за счет объединения определенных налогов.
Преобладание косвенных
налогов в доходах
Сложившееся в Беларуси налоговая система формирует налоговое бремя, оказывающее достаточно сильное давление на экономику. Поэтому основное направление совершенствования налоговой системы республики и приближения ее к уровню налогообложения – это снижение налоговой нагрузки. Общий показатель налоговой нагрузки на экономику – это доля налоговых доходов государственного бюджета в валовом внутреннем продукте страны. Совокупная налоговая нагрузка в Республике Беларусь на 2011 год составила 30 %.
Таблица 2.1 – Налоговая нагрузка на экономику в Республике Беларусь
Показатели |
в % к ВВП |
Отклонение, п.п., (+/-) | |
2010 г |
2011 г. | ||
Налоговая нагрузка |
31,0 |
30,0 |
-1,0 |
косвенные налоги |
14,0 |
11,7 |
-2,3 |
прямые налоги |
7,5 |
10,2 |
+2,7 |
смешанные налоги |
2,9 |
2,6 |
-0,3 |
прочие налоговые доходы, сборы, пошлины |
6,6 |
5,5 |
-1,1 |
Примечание – Источник: [7].
В динамике налоговой нагрузки на экономику республики в 2011г. произошли изменения: она снизилась с 31,0 до 30,0, % к ВВП. Это снижение произошло в первую очередь за счет уменьшения платежей и применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость.
Несмотря на то, что определенные движения в области отчислений в бюджетные фонды происходят, проблема их существования в налоговой системе остается острой. Введение целевых фондов не должно идти отдельно от общей налоговой политикой. Для этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы каждого платежа, последствий их ведения и применения на национальной территории. Появляется необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей, применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа поэтапной отмены целевых платежей, вместе с налоговой политикой.
Для достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития), проводятся корректировки налоговой системы.
Таким образом, в основе изменений лежат три основных направления:
В 2008 г. бюджетно-налоговая
политика была направлена на повышение
эффективности налоговой
В области налоговой политики существует налоговая реформа, которая обеспечит уменьшение налоговой нагрузки, повышение рациональности, стабильности налоговой системы.
Налогообложения на длительный период должны быть закреплены в Налоговом кодексе Республики Беларусь. Причем налоговая система должна обеспечивать стабильность общего уровня налоговой нагрузки не менее чем на пять лет.
2.2 Особенности
фискальной политики
В Республике Беларусь фискальная система, направленная на функционирование в рыночных условиях. В период нахождения нашей страны в составе Советского Союза осуществлялись определенные меры финансового регулирования со стороны государства, но поскольку в социалистической экономике считалось невозможным появление кризисов и связанных с ними проявлений нестабильности, действие фискальной политики просто исключалось.
Фискальная политика Республики Беларусь имеет следующие направления:
В Республики Беларусь Министерством
финансов введены бюджетные
Классификация доходов бюджета
позволяет четко разграничивать
налоговые и неналоговые
Таблица 2.2 – Основные доходные источники консолидированного бюджета Республики Беларусь, % от дохода бюджета.
Вид налога |
Год | |||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Налог на добавленную стоимость |
8,8 |
8,8 |
9,9 |
9,7 |
Налог на доходы и прибыль |
8,6 |
7,0 |
7,2 |
6,8 |
Акцизы |
3,0 |
2,6 |
2,6 |
2,0 |
Подоходный налог |
3,2 |
3,1 |
3,3 |
3,4 |
Налоговый доход от ВЭД |
8,2 |
5,8 |
3,5 |
5,5 |
Примечание – Источник: [11, с.24 – 30].
Расходы по бюджету на 2011 г. представлены по функциональной классификации, особенностями которой: сокращение количества разделов и подразделов функциональной классификации расходов, а также отражение целевых бюджетных фондов в составе разделов и подразделов функциональной классификации по соответствующим отраслям (табл.2.3).
Таблица 2.3 – Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к ВВП.
Расходы |
Год | |||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Общегосударственные расходы |
8,3 |
5,9 |
6,2 |
5,8 |
Национальная экономика |
12,7 |
11,9 |
7,5 |
5,7 |
Охрана окружающей среды |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
Жилищные и коммунальные услуги |
2,4 |
2,2 |
2,4 |
2,3 |
Здравоохранение |
3,9 |
3,9 |
3,9 |
3,8 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
1,1 |
1,0 |
1,1 |
0,9 |
Образование |
5,1 |
4,9 |
5,1 |
5,0 |
Социальная политика |
12,5 |
13,5 |
3,0 |
2,8 |
Примечание – Источник: [11, с.25-31].
Показателями стабильности и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета – не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик – не более 50 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга – не более 30 % объема доходов бюджета.
Показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в доступных границах и не близки к критическим значениям.
В таблице 2.4 показана динамика изменения бюджетного дефицита.
Таблица 2.4 – Динамика дефицита консолидированного бюджета Республики Беларусь.
Информация о работе Роль налоговых реформ в реализации целей фискальной политики