Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является, прежде всего, формирование общего представления о системе налогообложения, о видах налогов, о современном уровне налогообложения в Республике беларусь, о их влиянии на государственный бюджет, указание недостатков системы и поиск возможных путей по реформированию и совершенствованию механизма налогообложения. Исходя из целей, можно определить следующие задачи:
1. Определить сущность налогообложения, его основные функции, а также рассмотреть существующие виды налогов;
2. Выявить практическое применение системы налогообложения и ее специфику в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РОЛЬ И МЕСТО НАЛОГОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1Сущность, функции и виды налогов 5
1.2 Роль налогов в формировании бюджета государства 10
2. ОЦЕНКА РОЛИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12
2.1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 12
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых доходов (за период с 2006 года по 2010 год) 16
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 19
3.1 Проблемы налогообложения в Республике Беларусь 19
3.2 Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 39.36 Кб (Скачать файл)

 По состоянию на 1 января 2004 года действующие в Республике  Беларусь налоги и другие обязательные  платежи в бюджет в зависимости  от выполняемых функций и источника  уплаты могут быть объединены  в 9 укрупненных групп. 

 • Налоги и сборы,  включаемые юридическими лицами  в выручку от реализации товаров; 

 • Налоги на прибыль  и доходы;

 • Налоги, сборы и  отчисления, относимые юридическими  лицами на себестоимость; 

 • Сборы, относимые  юридическими лицами на финансовые  результаты;

 • Налоги и сборы,  уплачиваемые юридическими лицами  за счет средств, остающихся  в их распоряжении;

 • Налоги на доходы, полученные в отдельных сферах  деятельности;

 • Упрощенная система  налогообложения в которую входят:

-Другие налоги и сборы; 

-Платежи во внебюджетные  фонды. [4; с.105-109]

 Необходимо отметить, что в 1992 году налоговая система  формировалась в условиях нарастающего  экономического кризиса, который  обострил проблему мобилизации  доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика  того периода приобрела исключительно  фискальный характер, который выразился  в чрезмерном изъятии доходов  у налогоплательщиков и в недостаточно  эффективных способах его осуществления.  С 1992 года проводились многочисленные  корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали  уровень налоговых изъятий, но  принципиально не улучшали саму  налоговую систему. 

 Налоговое законодательство  государства, как и любая другая  отрасль законодательства, представляет  собой совокупность нормативных  правовых актов, принятых или  изданных уполномоченными на  то органами и применяемых  при регулировании налоговых  отношений. 

 Налоговое законодательство  Республики Беларусь включает  в себя:

 • Налоговый Кодекс  государства и принятые в соответствии  с ним законы, регулирующие вопросы  налогообложения; 

 • Декреты, Указы  и распоряжения Президента Республики  Беларусь, содержащие вопросы налогообложения; 

 • Постановления Правительства  Республики Беларусь, регулирующие  вопросы налогообложения и принимаемые  на основании и во исполнение  Налогового Кодекса, налоговых  законов и актов Президента  Республики Беларусь;

 • Нормативные правовые  акты республиканских органов  и государственного управления, органов местного управления  и самоуправления, регулирующие  вопросы налогообложения и издаваемые  в случаях и пределах, предусмотренных  Налоговым Кодексом, а также принятыми  в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения,  актами Президента Республики  Беларусь и Постановлениями Правительства  Республики Беларусь.

 Налоговый кодекс упорядочивает  финансовые отношения налогоплательщика  и государства. Налогоплательщику  он указывает меры его обязанности,  а государственному налоговому  органу – меру дозволенного  поведения. Кодекс выполняет роль  важнейшего механизма непрямого  государственного воздействия на  товаропроизводителей в интересах  всего общества. Он является выразителем  налоговой политики, от обоснованности  которой во многом зависит  общественный прогресс и рост  благосостояния населения. [2; с.52]

 Общее управление налогами  в Республике Беларусь возложено  на высшие органы государственной  власти – парламент, аппарат  Президента, правительство. Они определяют  основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент как законодательный орган в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах.

 Оперативное управление  процессом налогообложения возложено  на Министерство финансов и  его органы на местах, Министерство  по налогам и сборам и его  территориальные инспекции, Комитет  государственного контроля, Государственный  таможенный комитет, которые действуют  в пределах своей компетенции  в соответствии с действующим  законодательством. Управление налогообложением  на предприятиях, в учреждениях,  организациях, а также в министерствах  и ведомствах осуществляется  финансовыми отделами и бухгалтерскими  службами. С помощью органов оперативного  управления государство руководит  налогообложением во всех структурных  подразделениях экономики. 

 Кроме указанных финансовых  и налоговых органов вопросами  налогового управления занимаются  банки и другие кредитные учреждения.

 Одними из основных  элементов налоговой системы  государства являются субъекты  налоговых отношений. Налоговый  Кодекс Республики Беларусь обозначает  под этим термином, во-первых, непосредственных  плательщиков налогов, сборов (пошлин), а во-вторых, иных обязанных лиц,  деятельность которых связана  с процессом налогообложения:  налоговых агентов, законных и  уполномоченных представителей  налогоплательщика. 

 Плательщиками налогов,  сборов (пошлин) признаются организации  и физические лица, на которых  возложена обязанность уплачивать  налоги, сборы (пошлины).

 Под организациями-налогоплательщиками  понимаются юридические лица  Республики Беларусь, иностранные  юридические лица и международные  организации, простые товарищества, хозяйственные группы. Иностранные  организации не являются налоговыми  резидентами Республики Беларусь  и несут налоговую обязанность  только по деятельности, осуществляемой  в Республике Беларусь, или по  доходам от источников в Республике  Беларусь и по имуществу, расположенному  на ее территории.

 Под физическими лицами  – налогоплательщиками понимаются  граждане Республики Беларусь, граждане  либо подданные иностранного  государства, лица без гражданства  (подданства).

 Под иными обязанными  лицами – субъектами налоговых  отношений Налоговый Кодекс Республики  Беларусь понимает налоговых  агентов, законных и уполномоченных  представителей налогоплательщика. 

 Объектами налогообложения  в Налоговом Кодексе признаются  обстоятельства, с наличием которых  у плательщика налоговое законодательство  связывает возникновение налогового  обязательства по уплате налога, сбора, пошлины. 

 Кажущаяся размытость  этого определения объясняется  многообразием событий, устанавливаемых  в качестве объектов налогообложения,  при уплате налогов, сборов, пошлин. К объектам налогообложения Налоговый  Кодекс относит обороты по  реализации товаров (работ, услуг)  на территории Республики Беларусь  и за ее пределы, прибыль  и доходы, имущество плательщика,  ввоз товаров на таможенную  территорию Республики Беларусь  и другие вещи и явления,  определенные налоговым законодательством  в качестве объектом налогообложения.  Именно многообразие состава объектов налогообложения и послужило основанием для объединения их под общим понятием «обстоятельства». [5; с.37-55]

 Что касается особенностей  налогообложения, то для Республики  Беларусь они имеются и касаются  внутринациональных принципов экономики,  отвечающие мировым стандартам  и получившие свое развитие  в свете сложившихся социально-экономических  отношений в государстве. В  частности, не допускается: 

 • установление налогов,  нарушающих единое экономическое  пространство и единую налоговую  систему государства; 

 • установление налогов,  которые прямо или косвенно  ограничивают свободное перемещение  в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или  ограничивают законную деятельность  налогоплательщиков;

 • установление дополнительных  налогов или использование повышенных  либо дифференцированных ставок  налогов в зависимости от форм  собственности, организационно-правовой  формы хозяйствующих субъектов,  гражданства физического лица.

 

2.2 Анализ структуры и  динамики налоговых доходов (за  период с 2006 года по 2010 год) 

 

 Доходная часть бюджета  формируется за счет налоговых  и неналоговых поступлений, но  главным образом, за счет налоговых  поступлений. В 2006 году их удельный  вес составил 92,8% от общего объема  доходов. И в течение последних  5 лет этот показатель варьируется  на этом уровне, т.е. изменения  не существенные, в течение каждого  года изменения не более одного  процента(1%).

 К налоговым платежам  относят налоги на доходы и  прибыль, налоги на собственность,  налоги на товары и услуги, налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности (ввозные и вывозные  таможенные сборы, пошлины, оффшорный  сбор, прочие поступления от внешнеэкономической  деятельности), а также налоги, сборы  (пошлины) и другие обязательные  платежи. 

 Наиболее существенную  часть всех налогов составляют  налоги на доходы и прибыль,  налоги на товары и услуги  и налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности (ввозные и вывозные  таможенные сборы, пошлины, оффшорный  сбор, прочие поступления от внешнеэкономической  деятельности). Их суммарный объем  на 2010 год составил 40,574 трлн. рублей, а это 83,4% от всего дохода  бюджета. Что касается налога  на доходы и прибыль, то здесь  относительная стабильность в  сравнении с налогом на товары  и услуги и с налоговыми  доходами от внешнеэкономической  деятельности, где показатели меняются  от 8 до 13% ежегодно, при этом они  «скачут» вверх и вниз. Стабильность  налога на доходы и прибыль  заключается в постепенном и  плавном росте, за последние  5 лет показатель вырос на 3,1%.

 Анализ структуры доходной  части республиканского бюджета  показывает, что основная часть  его доходов составляют косвенные  налоги (см. Таблица 1).

 Так же хотелось  бы указать, что до 2006 года включительно  в налоговые доходы входили  налоги на фонд заработной  платы (обязательные отчисления  в государственный фонд содействия  занятости, чрезвычайный налог), но в последующие годы они  были отменены. В 2006 году доход  от этого налога составил 675,4 млрд. рублей, что в свою очередь составило 2,3% от удельного веса в доходах бюджета.

 

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 В заключение хотелось  бы сказать, что эта тема  действительно является важной  не только на сегодняшний день, но и вообще. Ведь налоги окружают  нас повседневно. То, что мы  приобретаем, используем или производим  – облагается налогами, то, где  мы живем и что получаем  ежемесячно, работая, – облагается  налогами. Налоги на сегодняшний  день – частичка нашей жизни,  благодаря которой мы можем  жить в современном, цивилизованном  обществе, не боясь никаких варваров, ведь часть доходов с уплаты  налогов идет и на содержание  армий, охраняющих нас. 

 Налоговая система  - один из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает  главным инструментом воздействия  государства на развитие хозяйства,  определения приоритетов социального  и экономического развития.

 Налоги в экономической  структуре государства выступают  как объективная реальность и  как материальная база для  выполнения государством функций  по управлению обществом. 

 Известно, что бюджетно-налоговая  система оказывает мощное воздействие  на состояние национальной экономики  в любой стране. Пожалуй, в первую  очередь это касается влияния  налогов на конкурентоспособность  продукции, работ, услуг на  рынках, где в условиях развивающейся  глобализации всем приходится  сталкиваться с ведущими производителями  экономически развитых стран.  Налоговые системы развитых рыночных  государств, кроме фискальной функции  наполнения бюджета, успешно выполняют  функции регулирования экономического  и социального развития и внешнеэкономических  связей. Несмотря на это для  них являются актуальными вопросы  переложения налогов, снижения  налогового бремени, гармонизации  налоговых взаимоотношений, устранения  двойного налогообложения. 

 В процессе исследования  системы налогообложения было  определено, что основными ее  целями являются: пополнение государственного  бюджета, создание условий для  инвестирования сбережений, обеспечение  конкурентоспособности продукции,  стимулирование накопления капитала  и сбережений, сдерживание личного  потребления капитала.

 За период своего  существования система налогообложения  Республики Беларусь существенно  изменилась, но в силу разных  причин она имеет существенные  недостатки. Все эти недостатки  рано или поздно будут исправлены, это лишь вопрос времени. 

 В работе были рассмотрены  различные моменты, касающиеся  налогообложения в общем и  конкретно налогообложения в  Республике Беларусь.

 Была дана классификация  налогам. Указаны их основные  виды. Также были указаны и  основные функции налогообложения,  дана их характеристика.

 При анализе налогообложения  в Республике Беларусь был  выявлен механизм действия данной  системы, который имеет свои (внутринациональные) особенности, такие как недопущение  установления налогов, нарушающих  единое экономические пространство  и единую налоговую систему  государства; установления налогов,  которые прямо или косвенно  ограничивают свободное перемещение  в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или  ограничивают законную деятельность  плательщиков. Было рассмотрено  налоговое законодательство и  основные его части. Также был  произведен анализ доходов бюджет  и с указанием доли доходов  с налогообложения за период  с 2006 года по 2010 год. 

Информация о работе Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь