По состоянию на 1 января
2004 года действующие в Республике
Беларусь налоги и другие обязательные
платежи в бюджет в зависимости
от выполняемых функций и источника
уплаты могут быть объединены
в 9 укрупненных групп.
• Налоги и сборы,
включаемые юридическими лицами
в выручку от реализации товаров;
• Налоги на прибыль
и доходы;
• Налоги, сборы и
отчисления, относимые юридическими
лицами на себестоимость;
• Сборы, относимые
юридическими лицами на финансовые
результаты;
• Налоги и сборы,
уплачиваемые юридическими лицами
за счет средств, остающихся
в их распоряжении;
• Налоги на доходы,
полученные в отдельных сферах
деятельности;
• Упрощенная система
налогообложения в которую входят:
-Другие налоги и сборы;
-Платежи во внебюджетные
фонды. [4; с.105-109]
Необходимо отметить,
что в 1992 году налоговая система
формировалась в условиях нарастающего
экономического кризиса, который
обострил проблему мобилизации
доходов в государственный бюджет,
и потому налоговая политика
того периода приобрела исключительно
фискальный характер, который выразился
в чрезмерном изъятии доходов
у налогоплательщиков и в недостаточно
эффективных способах его осуществления.
С 1992 года проводились многочисленные
корректировки налогового законодательства,
которые несколько уменьшали
уровень налоговых изъятий, но
принципиально не улучшали саму
налоговую систему.
Налоговое законодательство
государства, как и любая другая
отрасль законодательства, представляет
собой совокупность нормативных
правовых актов, принятых или
изданных уполномоченными на
то органами и применяемых
при регулировании налоговых
отношений.
Налоговое законодательство
Республики Беларусь включает
в себя:
• Налоговый Кодекс
государства и принятые в соответствии
с ним законы, регулирующие вопросы
налогообложения;
• Декреты, Указы
и распоряжения Президента Республики
Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
• Постановления Правительства
Республики Беларусь, регулирующие
вопросы налогообложения и принимаемые
на основании и во исполнение
Налогового Кодекса, налоговых
законов и актов Президента
Республики Беларусь;
• Нормативные правовые
акты республиканских органов
и государственного управления,
органов местного управления
и самоуправления, регулирующие
вопросы налогообложения и издаваемые
в случаях и пределах, предусмотренных
Налоговым Кодексом, а также принятыми
в соответствии с ним законами,
регулирующими вопросы налогообложения,
актами Президента Республики
Беларусь и Постановлениями Правительства
Республики Беларусь.
Налоговый кодекс упорядочивает
финансовые отношения налогоплательщика
и государства. Налогоплательщику
он указывает меры его обязанности,
а государственному налоговому
органу – меру дозволенного
поведения. Кодекс выполняет роль
важнейшего механизма непрямого
государственного воздействия на
товаропроизводителей в интересах
всего общества. Он является выразителем
налоговой политики, от обоснованности
которой во многом зависит
общественный прогресс и рост
благосостояния населения. [2; с.52]
Общее управление налогами
в Республике Беларусь возложено
на высшие органы государственной
власти – парламент, аппарат
Президента, правительство. Они определяют
основные принципы налогообложения, разрабатывают
налоговую политику. Парламент как законодательный
орган в соответствии с Конституцией рассматривает
законы о налогах, сборах и обязательных
платежах.
Оперативное управление
процессом налогообложения возложено
на Министерство финансов и
его органы на местах, Министерство
по налогам и сборам и его
территориальные инспекции, Комитет
государственного контроля, Государственный
таможенный комитет, которые действуют
в пределах своей компетенции
в соответствии с действующим
законодательством. Управление налогообложением
на предприятиях, в учреждениях,
организациях, а также в министерствах
и ведомствах осуществляется
финансовыми отделами и бухгалтерскими
службами. С помощью органов оперативного
управления государство руководит
налогообложением во всех структурных
подразделениях экономики.
Кроме указанных финансовых
и налоговых органов вопросами
налогового управления занимаются
банки и другие кредитные учреждения.
Одними из основных
элементов налоговой системы
государства являются субъекты
налоговых отношений. Налоговый
Кодекс Республики Беларусь обозначает
под этим термином, во-первых, непосредственных
плательщиков налогов, сборов (пошлин),
а во-вторых, иных обязанных лиц,
деятельность которых связана
с процессом налогообложения:
налоговых агентов, законных и
уполномоченных представителей
налогоплательщика.
Плательщиками налогов,
сборов (пошлин) признаются организации
и физические лица, на которых
возложена обязанность уплачивать
налоги, сборы (пошлины).
Под организациями-налогоплательщиками
понимаются юридические лица
Республики Беларусь, иностранные
юридические лица и международные
организации, простые товарищества,
хозяйственные группы. Иностранные
организации не являются налоговыми
резидентами Республики Беларусь
и несут налоговую обязанность
только по деятельности, осуществляемой
в Республике Беларусь, или по
доходам от источников в Республике
Беларусь и по имуществу, расположенному
на ее территории.
Под физическими лицами
– налогоплательщиками понимаются
граждане Республики Беларусь, граждане
либо подданные иностранного
государства, лица без гражданства
(подданства).
Под иными обязанными
лицами – субъектами налоговых
отношений Налоговый Кодекс Республики
Беларусь понимает налоговых
агентов, законных и уполномоченных
представителей налогоплательщика.
Объектами налогообложения
в Налоговом Кодексе признаются
обстоятельства, с наличием которых
у плательщика налоговое законодательство
связывает возникновение налогового
обязательства по уплате налога,
сбора, пошлины.
Кажущаяся размытость
этого определения объясняется
многообразием событий, устанавливаемых
в качестве объектов налогообложения,
при уплате налогов, сборов, пошлин.
К объектам налогообложения Налоговый
Кодекс относит обороты по
реализации товаров (работ, услуг)
на территории Республики Беларусь
и за ее пределы, прибыль
и доходы, имущество плательщика,
ввоз товаров на таможенную
территорию Республики Беларусь
и другие вещи и явления,
определенные налоговым законодательством
в качестве объектом налогообложения.
Именно многообразие состава объектов
налогообложения и послужило основанием
для объединения их под общим понятием
«обстоятельства». [5; с.37-55]
Что касается особенностей
налогообложения, то для Республики
Беларусь они имеются и касаются
внутринациональных принципов экономики,
отвечающие мировым стандартам
и получившие свое развитие
в свете сложившихся социально-экономических
отношений в государстве. В
частности, не допускается:
• установление налогов,
нарушающих единое экономическое
пространство и единую налоговую
систему государства;
• установление налогов,
которые прямо или косвенно
ограничивают свободное перемещение
в пределах республики капитала,
товаров, денежных средств или
ограничивают законную деятельность
налогоплательщиков;
• установление дополнительных
налогов или использование повышенных
либо дифференцированных ставок
налогов в зависимости от форм
собственности, организационно-правовой
формы хозяйствующих субъектов,
гражданства физического лица.
2.2 Анализ структуры и
динамики налоговых доходов (за
период с 2006 года по 2010 год)
Доходная часть бюджета
формируется за счет налоговых
и неналоговых поступлений, но
главным образом, за счет налоговых
поступлений. В 2006 году их удельный
вес составил 92,8% от общего объема
доходов. И в течение последних
5 лет этот показатель варьируется
на этом уровне, т.е. изменения
не существенные, в течение каждого
года изменения не более одного
процента(1%).
К налоговым платежам
относят налоги на доходы и
прибыль, налоги на собственность,
налоги на товары и услуги,
налоговые доходы от внешнеэкономической
деятельности (ввозные и вывозные
таможенные сборы, пошлины, оффшорный
сбор, прочие поступления от внешнеэкономической
деятельности), а также налоги, сборы
(пошлины) и другие обязательные
платежи.
Наиболее существенную
часть всех налогов составляют
налоги на доходы и прибыль,
налоги на товары и услуги
и налоговые доходы от внешнеэкономической
деятельности (ввозные и вывозные
таможенные сборы, пошлины, оффшорный
сбор, прочие поступления от внешнеэкономической
деятельности). Их суммарный объем
на 2010 год составил 40,574 трлн. рублей,
а это 83,4% от всего дохода
бюджета. Что касается налога
на доходы и прибыль, то здесь
относительная стабильность в
сравнении с налогом на товары
и услуги и с налоговыми
доходами от внешнеэкономической
деятельности, где показатели меняются
от 8 до 13% ежегодно, при этом они
«скачут» вверх и вниз. Стабильность
налога на доходы и прибыль
заключается в постепенном и
плавном росте, за последние
5 лет показатель вырос на 3,1%.
Анализ структуры доходной
части республиканского бюджета
показывает, что основная часть
его доходов составляют косвенные
налоги (см. Таблица 1).
Так же хотелось
бы указать, что до 2006 года включительно
в налоговые доходы входили
налоги на фонд заработной
платы (обязательные отчисления
в государственный фонд содействия
занятости, чрезвычайный налог),
но в последующие годы они
были отменены. В 2006 году доход
от этого налога составил 675,4 млрд. рублей,
что в свою очередь составило 2,3% от удельного
веса в доходах бюджета.
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось
бы сказать, что эта тема
действительно является важной
не только на сегодняшний день,
но и вообще. Ведь налоги окружают
нас повседневно. То, что мы
приобретаем, используем или производим
– облагается налогами, то, где
мы живем и что получаем
ежемесячно, работая, – облагается
налогами. Налоги на сегодняшний
день – частичка нашей жизни,
благодаря которой мы можем
жить в современном, цивилизованном
обществе, не боясь никаких варваров,
ведь часть доходов с уплаты
налогов идет и на содержание
армий, охраняющих нас.
Налоговая система
- один из главных элементов
рыночной экономики. Она выступает
главным инструментом воздействия
государства на развитие хозяйства,
определения приоритетов социального
и экономического развития.
Налоги в экономической
структуре государства выступают
как объективная реальность и
как материальная база для
выполнения государством функций
по управлению обществом.
Известно, что бюджетно-налоговая
система оказывает мощное воздействие
на состояние национальной экономики
в любой стране. Пожалуй, в первую
очередь это касается влияния
налогов на конкурентоспособность
продукции, работ, услуг на
рынках, где в условиях развивающейся
глобализации всем приходится
сталкиваться с ведущими производителями
экономически развитых стран.
Налоговые системы развитых рыночных
государств, кроме фискальной функции
наполнения бюджета, успешно выполняют
функции регулирования экономического
и социального развития и внешнеэкономических
связей. Несмотря на это для
них являются актуальными вопросы
переложения налогов, снижения
налогового бремени, гармонизации
налоговых взаимоотношений, устранения
двойного налогообложения.
В процессе исследования
системы налогообложения было
определено, что основными ее
целями являются: пополнение государственного
бюджета, создание условий для
инвестирования сбережений, обеспечение
конкурентоспособности продукции,
стимулирование накопления капитала
и сбережений, сдерживание личного
потребления капитала.
За период своего
существования система налогообложения
Республики Беларусь существенно
изменилась, но в силу разных
причин она имеет существенные
недостатки. Все эти недостатки
рано или поздно будут исправлены,
это лишь вопрос времени.
В работе были рассмотрены
различные моменты, касающиеся
налогообложения в общем и
конкретно налогообложения в
Республике Беларусь.
Была дана классификация
налогам. Указаны их основные
виды. Также были указаны и
основные функции налогообложения,
дана их характеристика.
При анализе налогообложения
в Республике Беларусь был
выявлен механизм действия данной
системы, который имеет свои (внутринациональные)
особенности, такие как недопущение
установления налогов, нарушающих
единое экономические пространство
и единую налоговую систему
государства; установления налогов,
которые прямо или косвенно
ограничивают свободное перемещение
в пределах республики капитала,
товаров, денежных средств или
ограничивают законную деятельность
плательщиков. Было рассмотрено
налоговое законодательство и
основные его части. Также был
произведен анализ доходов бюджет
и с указанием доли доходов
с налогообложения за период
с 2006 года по 2010 год.