Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 19:54, курсовая работа
Уже многие компании оценили важность целенаправленного развития и стали выделять на это средства и время. Почти каждая более-менее крупная компания имеет специалистов, ответственных за инвестиционный и финансовый анализ, перспективное развитие. Специалисты этого профиля, как правило, входят в состав отдельных групп, имеющих «выход» на уровень руководства. Причины, обусловившие такое внимание к этой области, — рост конкуренции и ее ужесточение, падение нормы прибыли, стремление руководства организаций к стабильности и снижению риска.
Портфельный анализ. Матрица БКГ
Таблица 3.1 – Данные, характеризующие емкость рынка основных нефтепродуктов, продажи НК Роснефть и ее основных конкурентов
Вид продукции |
Год |
Емкость рынка, тыс. тонн |
Продажи НК Роснефть, тыс. тонн |
Продажи НК Роснефть, % |
Продажи ведущего конкурента, тыс. тонн |
Производство авто бензинов |
2007 2008 |
23 408,2 23 455,0 |
6 640,2 6 554,5 |
28,4 28,0 |
2 663,9 2 605,3 |
Производство дизельного топлива |
2007 2008 |
44 248,8 45 576,3 |
14 430,4 14 719,0 |
32,6 32,3 |
8 189,0 7 881,8 |
Производство сжиженных углеводородных газов |
2007 2008 |
6154,8 6 653,3 |
450,6 370,4 |
7,3 5,6 |
1 328,7 1 368,6 |
Производство топочного мазута |
2007 2008 |
40 618,4 42 040,0 |
14 250,4 14 706,4 |
35,0 34,9 |
7 386,9 7 032,4 |
На основе приведенных данных, я составили матрицу БКГ, которая приведена ниже. Размер окружностей, обозначающих продукцию, зависит от доли на ранке.
Из матрицы видно, что сжиженные углеводородные газы являются наименее выгодной продукцией, так как занимают нижний правый квадрант матрицы. В этом квадранте находятся так называемые «Собаки». Они имеют слабые перспективы роста, отстающие позиции на рынке и нахождение позади лидеров на кривой опыта ограничивает размер их прибыли. За исключением особых случаев к слабеющим собакам БКГ рекомендует применять стратегию сбора урожая, сокращения или ликвидации, в зависимости от того, какой вариант может принести наибольшие выгоды.
Рис. 3.2 - Матрица БКГ для продукции НК Роснефть:1 – топочный мазут, 2 – дизельное топливо, 3 – авто бензины, 4 – сжиженные углеводородные газы
Дизельное топливо и авто бензины занимают одно из лучших положений в матрице. Они находятся в квадранте «Дойные коровы». Топочный мазут, имея более высокий темп роста спроса, чем авто бензины и дизельное топливо, сдвинулся выше и находится как в квадранте «Дойные коровы», так и в «Звезды».
На основе анализа внутренней и внешней среды, SWOT-анализа, портфельной матрицы Бостонской Консалтинговой Группы я составила стратегию поведения и развития НК Роснефть.
Ниже приведена матрица, построенная на основе данных SWOT-анализа НК Роснефть.
Таблица. Стратегические альтернативы
Возможности – сильные стороны |
Возможности – слабые стороны |
Наращивание объемов добычи нефти и газа и производства нефтепродуктов, несмотря на тяжелую экономическую обстановку;расширение деятельности на международном рынке |
Развитие вертикальной интеграции газового и сбытового бизнеса; снижение долговой нагрузки; изменение структуры капитала в пользу частных инвестиций |
Угрозы – сильные стороны |
Угрозы - слабые стороны |
Разработка собственной газо- и нефтетранспортной системы; совершенствование аппарата управления |
Избежание спорных моментов в управлении с государством; поиск новых газо- и нефтетранспортных систем; избежание повышения долговой нагрузки |
Из матрицы БКГ следует, что верная долгосрочная стратегия компании должна использовать дополнительные средства, поступающие от дойных коров, для финансирования увеличения долей рынка захватчиков ресурсов - молодых звезд. Таким образом, благодаря средствам от реализации дизельного топлива и авто бензинов можно перевести топочный мазут в категорию «Звезд», от которых можно получить значительные прибыли. Однако в таком случае этому продукту следует уделять большее внимание, так как он легко может стать «Проблемой».
Согласно БКГ, «Проблемы» должны быть первыми кандидатами на ликвидацию, если: 1) они не могут поддерживать уровень своей прибыльности и существовать за счет собственных средств; 2) требуемое от материнской компании вливание капитала достаточно умеренное.
Также в портфеле Роснефти есть продукты категории «Собаки». Считается, что «Собаки» должны оставаться в составе портфеля только до тех пор, пока они вносят соответствующий вклад в деятельность фирмы в целом. Сильные «Собаки» могут даже обеспечить достаточный приток средств и приемлемый средний уровень прибыльности. Но чем ниже и правее «Собака» оказывается в матрице БКГ, тем очевиднее, что она связывает активы компании, которые можно было бы разместить более выгодно. БКГ рекомендует применять в отношении таких «Собак» стратегию сбора урожая. Если использование такой стратегии более не оправдано, то слабая «Собака» должна быть удалена из состава портфеля.
Обобщая, можно сказать, что наиболее оптимальной для НК Роснефть будет являться стратегия устойчивого роста и развития вертикальной интеграции.
Планирование является одной из важнейших функций управления любым предприятием.
В современных условиях становления рыночных отношений планирование приобрело качественно новые черты и особенности. Это обусловлено огромными масштабами обобществления производства; расширением горизонта планирования, необходимостью увязки вопросов планирования с маркетинговыми исследованиями, специализацией и кооперированием производства, наличием тесных межфирменных связей с включенными в единый технологический процесс поставщиками оборудования, транспортных средств, запасных частей и комплектующих изделий. Очень важно учитывать требования научно-технического прогресса - быстро осваивать новейшие достижения науки и техники.
В целом, планирование на предприятии – это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, касающихся всех отделов, подотделов и подразделений организации и определяющих, во-первых, стратегию, тактику и практику деятельности фирмы, во-вторых, прогноз развития внешнего окружения, в-третьих, цели функционирования, а также и другие факторы.
Процесс внутрифирменного планирования включает:
формирование общих целей (стратегии) развития предприятия;
определение конкретных целей и задач предприятия и его отдельных подразделений на определенный период перспективы;
установление путей и средств их достижения;
обоснование потребности в производственных ресурсах и источников их обеспечения;
контроль за достижением поставленных целей и задач посредством сопоставления плановых показателей с фактическими.
Мировой опыт подсказывает,
что в качестве универсального инструмента
внутрифирменного планирования целесообразно
использовать такой документ, как бизнес-план.
В отличие от технико-экономического обоснования
бизнес-план, как показал первый опыт его
применения в менеджменте российских
компаний, охватывает практически все
проблемы, с которыми хозяйствующий субъект
сталкивается на рынке, помогает менеджерам
в разработке и выборе оптимальных вариантов
управленческих решений.
Список
литературы
1.Алексеева
М.М. Планирование деятельности
2. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М., Издательский дом ”Дашков и К”, 2000.
3.Финн Р. Планирование и успех. М., Финпресс, 1999.
4.Финансы: Толковый словарь. Москва. Инфра-М. "Весь Мир". 1998
5.Бухалков, М.И.Внутрифирменное планирование: Учебник / М.И.Бухалков.- М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
6. Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по напр. и спец. «Менеджмент»/ О.С. Виханский – М.: Гардарика, 1998.-321с.
7. Волкоганова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник/ О.Д. Волкоганова, А.Т. Зуб -М.: Форум: ИНФРА-М,2004.-256с.
8. Дэвид Г. Бэнгз. Руководство по составлению бизнес-плана. Серия «Маркетинг и менеджмент за рубежом» / Пер. с англ./ Дэвид Г. Бэнгз. - М.: Финпресс, 1998.-578с.
9.Ефремов, B.C. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование / B.C. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. -№2.-С.23-25.
10. Идрисов, А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций / А.Б. Идрисов. – М.: Юнити,1997.- 434с.
11. Костюков, А.Н. Финансы в управлении предприятия / А.Н. Костюков. - М.: Финансы и статистика, 1995.- 334с.
12. Миронова, А.В. Сущность процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях/А. В. Миронова// Вестник МГТУ. -2006.-№4.-С.647-650.Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Роль планирования в управлении предприятием