Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:10, курсовая работа
Целью данной работы является определение основных механизмов таможенно-тарифного регулирования внешней экономической деятельности в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить таможенно-тарифные механизмы, как инструменты государственного регулирования внешней экономической деятельности;
Рассмотреть механизмы таможенно-тарифного регулирования в промышленно развитых странах;
Проанализировать таможенно-тарифную политику России в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства на примере отдельных отраслей промышленности;
Выявить основные направления таможенно-тарифной политики России в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД……………………………………………………….4
Таможенно-тарифные инструменты регулирования ВЭД……...........4
Классификация и функции таможенного тарифа…..………………….8
Таможенно-тарифное регулирование в промышленно развитых
странах……………………………………………………………………………12
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………………………………………15
Защита внутреннего рынка России с помощью таможенно-тарифного
регулирования в торговле промышленными товарами…………………….15
Защита национального предпринимательства России с помощью
таможенно-тарифного регулирования в торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием……………………........................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ
ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский
филиал
Кафедра
международных экономических
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Мировая экономика и ВЭД»
на тему:
«Роль
таможенно-тарифной
политики государства
в защите внутреннего
рынка и национального
предпринимательства»
Ростов-на-Дону
2011
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
странах……………………………………………………………
регулирования
в торговле промышленными товарами……………………
таможенно-тарифного
регулирования в торговле сельскохозяйственной
продукцией и продовольствием…………………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………28
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………….. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЕ
Г……………………………………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
Таможенно-тарифная политика – часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров, важнейший и неотъемлемый инструмент решения внутренних задач – перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности, а также защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства.
Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики. Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства.
Актуальность данной темы заключается в том, что политика в сфере таможенно-тарифного регулирования, с одной стороны, выражает интересы национального хозяйства в целом – защита отечественного производителя, бюджет, привлечение инвестиций, поддержание конкурентной среды, а с другой – сохраняет возможности для экономического взаимодействия страны с внешним миром. Главное здесь – оптимальное применение многочисленных инструментов с учетом внутренних и внешних факторов, которые будут рассмотрены в данной работе.
При подготовке данной работы были использованы такие нормативно-правовые документы как Таможенный кодекс РФ от 28.05.20031, закон «О таможенно тарифе»2 и некоторые постановления Правительства РФ, а также статистические данные, опубликованные на сайте Минэкономразвития и Федерального казначейства.
Объектом исследования данной работы является таможенно-тарифная политика как активный фактор формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности.
Предмет данной работы – выявление механизмов таможенно-тарифного регулирования промышленно развитых стран, а также экономических механизмов регулирования внутреннего рынка и национального предпринимательства на примере отдельных отраслей промышленности России.
Целью данной работы является определение основных механизмов таможенно-тарифного регулирования внешней экономической деятельности в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Данная
работа содержит введение, две главы, заключение,
список использованной литературы (16 источников)
и приложения.
1. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД
1.1. Таможенно-тарифные инструменты регулирования внешней экономической деятельности.
В системе обязательных платежей, уплачиваемых в связи осуществлением экспортно-импортных операций, инструменты таможенно-тарифного регулирования – ввозные и вывозные таможенные пошлины – занимают, без преувеличения, доминирующие позиции.
Таможенно-тарифное
регулирование исторически
Наряду с несомненно высоким фискальным значением таможенной пошлины, она продолжает оставаться эффективным инструментом протекционистской политики.
По
своему экономическому содержанию таможенная
пошлина относится к
Важная роль таможенных пошлин связана, прежде всего, с тем, что, воздействуя на цены товаров и отгораживая национальные рынки от мировых, они активно влияют на накопление капитала, темпа развития и норму прибыли отдельных отраслей экономики, нивелируют различия в национальных и международных условиях производства 3.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
1. фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
2.
протекционистскую (защитную), относящуюся
к импортным пошлинам, поскольку
с их помощью государство
3.
балансировочную, которая
Существует
несколько классификаций
Классификация по способу взимания:
а) адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
б) специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну) (Приложение Б);
в) комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну) (Приложение В).
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.
Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.
Классификация по объекту обложения:
а) импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
б) экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.
Классификация по характеру:
а) сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
б) антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;