Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 01:32, курсовая работа
Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулировании экономики - один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Государственное регулирование - это не просто организационно-управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связанно с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления. Тесно связано государственное регулирование с экономической теорией, экономической географией, муниципальным менеджментом, экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и др. В широком смысле слова, государственное регулирование включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учёт, контроль. В современной экономике государственные программы реализуются посредством конкурсов, идей, проектов, а также смешанных механизмов финансирования: субсидии, льготы, тарифы, компенсации, цены.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Регулирование рынка...................................................................................4
1.1Объекты и субъекты государственного регулирования..........................4
1.2Основные инструменты государственного регулирования рынка.........9
Глава 2. Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка..........................................................................................................................14
2.1Роль цен в регулировании рынка.............................................................14
2.2Роль тарифов в регулировании рынка.....................................................17
2.3Роль льгот в регулировании рынка..........................................................18
2.4Роль субсидий в регулировании рынка...................................................20
2.5Роль компенсаций в регулировании рынка............................................23
Заключение................................................................................................................25
Список литературы...................................................................................................27
соответствии с действующим законодательством.
Налоговые льготы используются государством для:
18
Формы предоставления налоговых льгот:
Налоговый кредит – налоговая льгота, предоставляющая собой отсрочку налогового платежа в связи с осуществлением предприятием (организацией)инвестиционного проекта или реализацией тех или иных требований со стороны государственной власти. Предоставляются в форме заключения кредитного соглашения с налоговой службой (инспекцией) или администрацией. В нем оговариваются размеры и сроки предоставления налогового кредита, условия его возврата, в том числе размеры процентной ставки по кредиту.[6]
Проблема в том, что льготы в их нынешнем виде ужасно мешают планировать бюджет. Например, если посчитать все обязательства федерального бюджета перед льготниками, получится сумма, сопоставимая с доходами
19
государственной казны: более 2 трлн рублей. Это деньги, которые государству пришлось бы тратить, если бы все россияне захотели пользоваться положенными им льготами. Реальные расходы бюджета меньше в несколько раз - в среднем в стране ежегодно на льготы тратится не более 500 млрд. рублей. Под сокращение попадут льготы для ветеранов и инвалидов, а также часть льгот для государственных служащих: милиционеров, судей, прокуроров, надзирателей тюрем, сотрудников спецслужб и даже жителей Крайнего Севера.
2.4Роль субсидий в регулировании рынка
Субсидии – вид пособия в денежной или натуральной форме, предоставляемого государством либо другим учреждением юридическим и физическим лицам. Субсидия не предполагает последующего возврата получателем.
Государственная субсидия – целевое безвозвратное пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счет средств государственного бюджета либо специальных государственных фондов предприятиям, организациям, местным органам власти, а также отдельным лицам и другим государствам.
Основная цель субсидий – поддержка малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также производств, находящихся в состоянии реконструкции либо кризиса. Субсидии активно используются в целях стабилизации уровня цен на товары первой необходимости и коммунальные услуги в условиях инфляции.
Различают прямое и косвенное субсидирование.
Прямые государственные субсидии направляются на финансирование
20
капиталовложений в приоритетные отрасли экономики, прежде всего в капиталоемкие отрасли промышленности, в сельское хозяйство, на развитие
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Косвенное субсидирование осуществляется в основном средствами налоговой и кредитно-денежной политики:
страхование депозитов и др.
Государственное субсидирование частным корпорациям предоставляется, как правило, на цели санирования. В отдельных странах (например, Великобритании) широко используется государственное субсидирование частным компаниям для финансирования капитальных вложений.
Система субсидий является важной формой финансовых связей центра и местных органов власти. Субсидии выдаются на финансирование строго обусловленных программ и предполагают долевое участие местных бюджетов. Выдаче субсидий предшествует тщательное изучение расходов местных бюджетов и источников их покрытия. В условиях хронического дефицита местных бюджетов субсидии выступают важным источником формирования их доходов, достигая от ¼ до ½ финансовых ресурсов местных бюджетов. [7] Общие субсидии выделяются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они
21
дают местным властям определенную свободу в использовании средств, содержат меньшее количество ограничений и установок, по существу близки к дотациям. Целевые субсидии выделяются на финансирование капитальных вложений и на покрытие текущих расходов. Система субсидий является важным средством финансового контроля и давления на местные органы власти. Используя субсидии, центральное правительство определяет не только направление и характер расходования предоставленных средств, но и собственных ресурсов местных органов.
Экспортная субсидия – финансовое содействие, оказываемое правительством или другим государственным органом экспортеру (производителю экспортного товара).
Важнейшие из форм экспортных субсидий:
В правилах Всемирной торговой организации субсидиями считаются:
22
В нашей стране общая государственная поддержка осуществляется как
на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
2.5Роль компенсаций в регулировании рынка
Компенсация – возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долга, вознаграждение.
Внешнеторговая компенсация – вид компенсации, состоящей в том, что страна, увеличивающая пошлины на ввоз определенных товаров, должна снизить пошлины на ввоз других товаров для возмещения убытков экспортеров. Компенсация за обесцененные деньги – денежная компенсация потерь реальной стоимости вкладов, которые понесли вкладчики вследствие инфляции. [8]
Пенсионная система должна обеспечивать достойный уровень жизни граждан пожилого возраста. К 2024 году средний размер трудовых пенсий по старости должен возрасти до величины, обеспечивающей минимальный воспроизводственный потребительский бюджет пенсионера (2,5 прожиточного минимума пенсионера). При этом в целях решения проблемы более справедливой оценки ранее приобретенных пенсионных прав граждан уже в 2010 году следует произвести их переоценку по следующей формуле: пенсионные права, приобретенные до 2002 года, индексируются на 10 процентов плюс 1 процент за каждый год трудового стажа, заработанного до 1991 года. В итоге уже в 2010году средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8тыс. рублей в месяц. Должна быть ликвидирована бедность
23
среди пенсионеров, в том числе за счет социальных доплат к пенсиям, размер которых оказывается меньше прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации. Получит господдержку и агропромышленный комплекс: более 6 миллиардов рублей будет направлено на проведение закупочных и товарных интервенций сельхозпродукции. Почти 29,5 миллиарда рублей бюджет выделяет на строительство и приобретение жилья для военнослужащих, поддержку вынужденных переселенцев, компенсацию за наем жилья сотрудникам МЧС. [9]
24
Заключение
Исследовав роль и значение таких основных средств государства, как: цены, тарифы, льготы, субсидии, компенсации в регулировании национального рынка, можно сделать следующие выводы:
Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного производства. Ему требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться, с помощью льгот и компенсаций: об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.
В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.
Среди важных элементов регулирования, созданных в России, следует отметить деятельность Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, с помощью цен, льгот, субсидий, Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, различных ассоциаций товаропроизводителей и др.
Страна должна иметь мощный частный сектор и надёжную поддержку со стороны государства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.
25
Государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.
В силу специфики России и ряда объективных препятствий процесс формирования широкой сети действенных механизмов государственного
регулирования потребует еще значительного периода времени. Но уже теперь можно говорить о формировании функциональных направлений регулирования экономики государством. Экономические функции современного государства многообразны и сложны.
26
Список Литературы
27
Приложение
Рис.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами
Рис. 2. Воздействие на рыночное равновееие акцизного налога при уплате его покупателями
28
Рис. 3. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации
Рис. 4. Фиксированная цена
29
Информация о работе Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка