Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 21:49, курсовая работа
Экономический рост – это увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, повышение жизненного уровня населения. Актуальность темы заключается в том, что в современной экономике роль человека сильно возросла по сравнению с прошлым веком, что находит выражение в сильном влиянии человеческого капитала на экономический рост и развитие экономики страны. Человеческий капитал позволят качественно улучшать производственные процессы и создает предпосылки для интенсивного развития экономики, снижая роль экстенсивного экономического роста.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1…..................................................................................................5
Глава 2…………………………………………………………………15
Глава 3…................................................................................................26
Заключение……………………………………………………………36
Список литературы…...........................................................................39
Особенности накопления человеческого капитала в России заключаются в предъявлении рынком новых требований к качеству рабочей силы. Когда на российском рынке труда впервые появились высокие требования к образованию и профессиональному опыту, тогда накопление человеческого капитала фактически началось тогда заново – если не «с нуля», то с довольно низкой отметки. Это было вызвано тем, что в период радикальных экономических реформ в России резко обесценились знания, опыт и навыки, полученные людьми в системе советского образования и в процессе производственной деятельности в советской же системе хозяйствования.
В настоящее время в человеческий капитал инвестируются значительные средства на тех уровнях. На государственном уровне в виде образования, здравоохранения и т.д. На уровне предприятий – в виде направления сотрудников за счет предприятия на платные тренинги, семинары, конференции с целью повышения их квалификации или организация внутрипроизводственных тренингов и семинаров. Наконец, третий уровень представляет инвестиции в человеческий капитал непосредственно его собственником в виде получения дополнительного образования, самостоятельного повышения квалификации и получения новых профессиональных навыков. Все эти вложения в конечном итоге увеличивают специальный человеческий капитал работника.
Формальное образование, прежде всего – высшее, является главной формой инвестиций в человеческий капитал. Причем реальный размер этого капитала определяется не столько наличием соответствующего диплома, сколько приобретенными знаниями, умениями, навыками и социальными связями. Современную заработную плату можно представить в виде двух составных частей: первая представляет собой уровень дохода, который человек получал бы, не имея высшего образования, а вторая – это размер дохода на инвестиции, сделанные в получение образование. Инвестиции в образование включают в себя прямые затраты на обучение и альтернативную выгоду от упущенных во время учебы доходов. Согласно данному подходу, реальная ценность образования для владельца человеческого капитала и в целом для экономики и общества проявляется в том, что работник с более высоким уровнем образования, а следовательно, с большим размером человеческого капитала, имеет более высокие доходы.
По мнению многих экономистов и социологов, 15-20 лет назад в нашей стране наличие вузовского диплома мало отражалось на материальном положении его обладателя. В настоящее время доходы людей с высшим образованием примерно в 1,4–1,5 раза выше доходов людей со средним и средним специальным образованием28.
Таким образом, в России обладание вузовским дипломом обеспечивает определенный прирост в заработках. Стоит заметить, что развитых странах такой прирост в уровне дохода обычно составляет от 50 до 100%.
Наличие человеческого капитала влияет не только на получение более высокого дохода, но и повышает шансы на получение должности на более выгодной вакансии.
Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ) в 2008 году было проведено исследование в 153 населенных пунктах РФ. Целью было выявление уровня занятости людей с высшим образованием.
«Из 1195 опрошенных в возрасте от 22 до 55 лет постоянно или временно работают 941 человек, или в среднем по выборке 78,7%. В том числе, среди имеющих высшее образование в данной группе работают 88,1%, среднее специальное – 71,7%, среднее – 69,8%. Среди опрошенных в возрасте от 18 до 60 лет, имеющих высшее образование, меньше всего официально безработных: они составляют всего 1,1% от их числа, в то время как среднее количество безработных составило 29 человек или 2,4%. Количество безработных среди имеющих среднее образование составило 4,2%, среднее специальное – 2,8%»29.
Таким образом, в российских условиях более высокий уровень образования и следовательно больший размер человеческого капитала действительно значительно усиливает конкурентные позиции работников на рынке труда. Следует отметить, что это является основным конкурентным преимуществом на рынке труда. Вторым по списку идет профессиональный опыт.
Помимо получения формального образования, важнейшей формой инвестиций в человеческий капитал является накопление работником практического производственного опыта, т.е. профессиональная подготовка. В развитых странах общий объем инвестиций в профессиональную подготовку и повышение квалификации примерно сопоставим с объемом инвестиций в формальное образование.
Необходимо отметить различие между специальной и общей профессиональной подготовкой. Специальная профессиональная подготовка и повышение квалификации финансируется за счет средств предприятия и наделяет сотрудников профессиональными навыками, умениями и знаниями, которые пригодятся им конкретно на этом предприятии. Поэтому основной доход от специальной профессиональной подготовки получает непосредственно компания, которая финансировала обучение. Таким образом, уходя с предприятия работник вряд ли сможет воспользоваться накопленным в ходе такой подготовки человеческим капиталом. Общая профессиональная подготовка позволят человеку получать знания, умения и навыки в определенной сфере деятельности и могут найти применение на различных предприятиях. Инвестирование в общую профессиональную подготовку человек осуществляет сам, но в будущем затраты увеличение человеческого капитала будут компенсированы более высокой заработной платой. Следует отметить, что в России одинаково популярны оба этих подхода к наращиванию человеческого капитала. Также российские предприятия осуществляющие инвестиции в человеческий капитал стремятся организовывать такие условия работы, чтобы сотрудники не уходили с предприятия, так как это ведет к потере вложенных средств. Наибольшей популярностью среди российских компаний пользуются корпоративные тренинги, тим-билдинг, коучинг и групповые занятия узкой направленности.
Однако следует отметить общее низкое количество работников, которые проходили профессиональную подготовку по собственной инициативе. Это было выявлено в ходе проведенного ВЦИОМ исследования.
«На вопрос «Приходилось ли вам за последние три года получать профессиональную подготовку?» чуть меньше 2/3 (64,8%) от общего числа работающих респондентов трудоспособного возраста от 18 до 60 лет ответили отрицательно. Этот показатель немного ниже результатов, полученных в ходе предыдущих исследований. Так в 2007 году на аналогичный вопрос ответили отрицательно 67,1% опрошенных в возрасте от 18 до 60 лет»30.
Небольшая тенденция в положительную сторону имеется, однако она все равно существенно ниже желаемой. Основным видом профессиональной подготовки, которую проходили люди по собственный инициативе и за свой счет, являются курсы повышения квалификации по профессии. Нужно отметить, что профессиональная подготовка в Москве становиться все более популярна. Правда, в крупных городах люди чаще меняют профессию или получают вторую, смежную, а в небольших городах – повышают квалификацию по уже имеющейся.
Казалось бы, конкурентная рыночная среда должна в большей степени, чем «бюджетная», стимулировать работников к повышению своего профессионального уровня. Однако «опрошенные работники бюджетной сферы за последние три года получали профессиональную подготовку намного чаще (54,1%), чем в среднем по группе (29,8%)»31.
Можно дать следующее объяснение этому факту: многие работники не чувствуют необходимости в повышении своей «капитализации» путем получения профессиональной подготовки, и поэтому ожидают, что обучение будет проведено по инициативе и на средства работодателя. Но частные фирмы, особенно небольшие, не стремятся вкладывать деньги в развитие своих работников. Тогда как в бюджетной сфере существуют специальные программы в рамках которых необходимо обязательное повышение квалификации. В данном случае инвестором профессионального обучения нередко выступает именно государство.
Согласно теории человеческого капитала зарплаты работников растут с возрастом, потому что в молодости велики инвестиции в образование, профессиональный опыт и подготовку, но постепенно эти вложения сокращаются, и работники начинают получать доходы от своего человеческого капитала. При этом накопление человеческого капитала продолжается за счет формирования профессиональных навыков и накопления опыта, а вместе с этим увеличивается уровень доходов.
В России средний максимум доходов приходится на возраст 31-35 лет, после чего доходы практически перестают расти, в худшем случае начинают снижаться. Данная тенденция – максимум доходов в возрасте 31-35 лет и затем резкое снижение – особенно характерна для людей, имеющих высшее образование представлена на рисунке 4. (см. диаграмму «Тренды динамики средней заработной платы в зависимости от возраста и образования»).
Рис. 4. Динамика доходов в зависимости от возраста и образования32
Расстояние между верхней и нижней пунктирными линиями указывает на дополнительный уровень дохода за счет наличия высшего образования. При этом в к 60 она сокращается. Это вызвано тем, что вся рабочая сила в РФ представлена теми, кто начал накапливать человеческий капитал в советское время, до начала рыночных реформ, и теми, кто накапливал свой капитал и ступил на трудовой путь уже в условиях рынка.
Российские работники в возрасте 30-35 лет получили образование и начали трудовую деятельность на рубеже 80-90 годов прошлого века. Они успели накопить достаточный объем знаний и приобрести необходимые профессиональные навыки, поэтому наиболее высоко оценены современной экономикой и работодателями. Тогда как с работниками, чей человеческий капитал накапливался в советское время, произошла обратная ситуация. Их капитал и инвестированные в него средства обесценились, поэтому им труднее найти высокооплачиваемую работу. Вызвано это отчасти «грузом» советского образования и профессионального опыта, что мешает работе в условиях рынка.
Но следует отметить динамику занятости в зависимости от возраста и образования на рисунке 5. В старшей возрастной группе процент работающих остается примерно таким же, как и в остальных группах.
Рис. 5. Динамика занятости в зависимости от возраста и образования33
Подводя итог отметим, что законы накопления человеческого капитала действуют и в России: более образованные и квалифицированные специалисты и у нас имеют большие шансы получить престижную и высокооплачиваемую работу.
Поскольку в 90-е годы значительная часть человеческого капитала обесценилась, это накопление началось фактически заново. Поэтому, если в развитых странах самыми «капитализированными» на рынке труда сегодня являются представители старшего поколения, то в России – работники в возрасте 30-35 лет. Можно предположить, что «нормальная» картина восстановится примерно через четверть века – когда нынешние 35-летние сами достигнут предпенсионного возраста...
Заключение
Для конструирования модели поведения экономического человека в наших условиях необходимо изучение состояния обыденного и научного общественного сознания, экономической и социальной среды хозяйствования человека, целей экономической деятельности и способов их достижения.
Методологические подходы к экономическому поведению человека, основанные на сближении экономики и психологии, развивают идеи, дающие новые, более приближенные к реальности варианты описания экономического поведения человека.
Поведение «экономического человека» определяется не только естественными, но и социальными условиями, а следовательно, не только общественными законами биологии, космосом, и всей системы законов естествознания. Отличие же экономических законов от законов природы в том, что первые проявляются обычно через деятельность людей, которые обладают сознанием, в среднем как тенденции и носят (большинство из них) исторически преходящий характер.
Структура и особенности потребностей современного человека, представляются в виде сложной системы целей, каждая из которых преследует удовлетворение конкретных потребностей. При этом потребности группируются в материальные, духовные и социальные и все вместе они направлены на достижение главной цели производства. Таким образом, потребности человека выступают основным мотивом экономической деятельности в целом.
Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Ключевыми факторами долгосрочного экономического развития являются технический прогресс и инновационность. Именно с ними связаны надежды на реализацию прорывного сценария развития российской экономики. Одним из главных условий такого развития является повышение роли человеческого капитала, как главного фактора экономического роста.
С точки зрения современного бизнеса человеческий капитал представляет собой комбинацию следующих факторов:
– качества, которые человек привносит в свою работу: ум, энергия, позитивность, надежность, преданность;
– способность человека учиться: одаренность, воображение, творческий характер личности, смекалка («как делать дела»);
– побуждения человека делиться информацией и знаниями: командный дух и ориентация на цели.
Несмотря на то, что знания всегда были одним из важнейших условий развития производства, уникальность современного этапа заключается именно в накоплении человечеством знаний в таком количестве, в котором они перешли в новое качество, превратившись в главный фактор производства.
Значение капитала, вложенного в материальные ресурсы, снижается. Эффективность сельского хозяйства, пищевой промышленности все меньше определяется материальными активами: размерами землевладения, производственными зданиями, машинами, техникой; в большей степени ценность предприятий формируют «нематериальные ресурсы» – идеи, предприимчивость и творчество персонала, стратегически-интеллектуальное объединение партнеров и т.д. Главное, на что расходуются ресурсы, – это генерация идей, поиск информации, ее обработка, быстрое практическое их применение для производства продукции и получения прибылей.
Если мы действительно хотим ускорить экономический рост, ликвидировать бедность и перейти от сырьевого развития к инновационному, необходимо уже сегодня начать создание системы, которая стимулировала бы инвестирование в человеческий капитал. Накопление человеческого капитала и последующее его использование позволит решить рассмотренные в курсовой работе проблемы экономического роста в России.
Среди особенностей накопления и финансовых вливаний в человеческий капитал в России необходимо отметить положительные тенденции к росту числа работников, увеличивающих свой человеческий капитал путем повышения квалификации и приобретения новых профессиональных навыков. Это определенно является плюсом. В то же время общая низкая культура среди работников и работодателей в отношении рефинансирования человеческого капитала является ограничивающим условием для интенсивного экономического роста. В современных условиях человеческий капитал в России является главным фактором интенсивного экономического роста. Именно за счет увеличения человеческого капитала возможны уход от экспортно-ориентированной экономики и увеличение доли обрабатывающего и наукоемкого производства в экономике страны.