Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 14:17, реферат
Взаимодействие Китая и России в настоящее время можно назвать особым этапом сотрудничества двух великих держав. Российско-китайское сотрудничество, по словам многих экспертов, прослеживается в ключевых областях глобального политического и экономического влияния. В мировых делах КНР все чаще становится для России союзником в отстаивании интересов верховенства мирового права, поддержании стратегической стабильности, создании справедливого и равноправного мирового политического и экономического порядка.
Введение...................................................................................................................3
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество: эволюция, современное состояние и направление развития.................................................5
Заключение.............................................................................................................15
Список использованной литературы...................................................................16
Однако новым, прежде мало ожидавшимся явлением последних лет, стало так называемое облагораживание экспорта в Россию, которого китайской стороне удалось добиться существенным увеличением поставок разнообразной машинотехнической продукции не только бытового, но и производственного назначения, в том числе легковых и грузовых автомобилей. Десять лет назад вряд ли можно было предположить, что Россия будет покупать в Китае легковые и грузовые автомобили и автобусы, производимые по иностранным технологиям, которые по ценам так успешно конкурируют с материнскими образцами, что российские покупатели готовы пренебречь их более низким качеством. Более того, китайские компании создают в России автосборочные предприятия.
В числе других товаров, закупаемых в Китае, важнейшей статьей выступают игрушки. Китай выступает крупнейшим в мире продуцентом и экспортеров игрушек. Несмотря на многочисленные сообщения о низком качестве и даже вредности китайской продукции для детей, ее поставки на мировой рынок, включая Россию, неуклонно возрастают. Указанные тенденции в товарной структуре взаимных поставок еще ярче проявляются в сведениях ГТУ Китая. Они показывают еще более высокий удельный вес российских сырьевых товаров в импорте Китая. За 2009-2010 гг. на долю топливно-энергетических товаров, по китайским данным, пришлось 50,5%, а древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 17,6%, т.е. в сумме более 2/3 закупок.
В то же время доля машинотехнической продукции не превысила 1,3%. Столь низкие относительные показатели по этой группе товаров обусловлены не только более высоким удельным весом сырьевых товаров, но и тем, что китайская статистика не учитывает закупки военно-технической продукции. В результате абсолютные размеры российского экспорта машин, оборудования и средств транспорта, по данным ФТС, оказались в 2006-2007 гг. на 2,65 млрд долл., или в 6,6 раза больше, чем их импорт по данным ГТУ. Сведения по китайскому экспорту машино- технической продукции в Россию за те же два года меньше показателей ФТС по ее импорту уже на 6,67 млрд долл. Кроме различий в методах учета, других объяснений мы предложить не можем. В результате их доля в поставках Китая, по данным ГТУ, составляет лишь 30%.
Более высокий удельный вес в китайском экспорте в России в 2009-2010 гг. заняли текстиль, текстильные изделия и обувь - почти 39%. За ними с большим отставанием следуют металлы и изделия из них (8%), химическая продукция (6%), продовольственные товары и с/х сырье (4,5%), кожевенное сырье, пушнина и изделия из них (4%). Существенные различия таможенных данных двух стран отмечены и в торговле китайским текстилем и обувью. Стоимостной объем их экспорта по сведениям ГТУ за два года превысил 17,1 млрд долл. и оказался втрое больше показателей ФТС по импорту (5,4 млрд долл.). Одной из причин этого, видимо, следует считать значительные поставки этих товаров в рамках приграничной торговли, а также их ввоза мелкими партиями небольшими китайскими компаниями розничной торговли, которые российская таможня фиксирует не полностью.
Китайская сторона самым важным направлением экономического сотрудничества считает энергетику. Пока же Российско-китайские экономические отношения сложились неблагоприятные для российских поставщиков нефти. Правда, они были предопределены действиями не только китайской, но и российской стороны.
В конце 2004 г. China National Petroleum Corp. (CNPC) помогла «Роснефти» с финансированием приобретения «Юганснефтегаза». Китайская компания внесла 6 млрд долл. в качестве предоплаты за поставку ей по железной дороге до конца 2010 года 48 млн т нефти. Это соответствовало 17,05 долл. за баррель и в то время считалось нормальным. Однако с последовавшим ростом мировых цен заключенный контракт оказался крайне неудачным. Неоднократные попытки «Роснефти» пересмотреть его условия по вполне понятным причинам наталкивались на сопротивление китайского партнера. С приближением окончания контракта «Роснефть» заявила, что в дальнейшем поставки нефти будет осуществлять на новых условиях, отвечающих ее интересам. Вместе с тем она начала переговоры с китайскими банками о кредите в 15 млрд долл. Одновременно «Транснефть» вела переговоры о предоставлении ей кредита в 10 млрд долл. В обмен китайская сторона получила обязательства о ежегодных поставках 15 млн т российской нефти в течение 20 лет и строительстве упомянутого отвода. Переговоры заметно затянулись, так как стороны не могли достигнуть согласия по условиям кредитования и стоимости нефти. Китайские банки потребовали пять видов гарантий и ряд других неприемлемых требований, а при определении цен на нефть CNPC ожидала, как и прежде, хорошего дисконта к средне- взвешенному показателю. Соглашение, получившее неофициальное название «нефть взамен на кредиты», удалось подписать 17 февраля 2009 г. В нем подтверждены основные параметры: в обмен на кредиты в 25 млрд долл. Россия поставит Китаю по нефтепроводу с 2011 по 2030 г. 300 млн т нефти, или по 15 млн т в год. Подробные условия соглашения не объявлены. По различным оценкам, ставка кредита составляет 5-7% годовых. Кредитором выступал Банк развития Китая, его российским агентом был и остается ВТБ.
Выгодность указанных кредитных соглашений для России пока оценить трудно. В китайской прессе, ссылаясь на авторитетных экспертов, эти соглашения называют новой моделью в сфере торговли нефтью. При этом подчеркивают исключительно большую роль правительств обоих государств. Отмечают также неблагоприятную для России конъюнктуру мировой экономики и нефтяного рынка, мешающую ей добиться хороших ценовых условий.
Еще один энергетический проект, защищавшийся А.Чубайсом, - увеличение продаж в Китай электроэнергии. Вопреки предостережениям в адрес РАО «ЕЭС» о том, что опасно делать упор на развитие экспорта электроэнергии в Китай и создание под это гигантских производственных мощностей, в приграничных районах были построены мощные Бурейская и Зейская ГЭС. При этом должный объем внутреннего потребления не был обеспечен. Реализация этих наметок натолкнулась на несогласованность цен, ибо предлагавшийся обоими партнерами уровень цен сильно расходится, в чем каждая из сторон винит другую. Китай предлагал РАО цену закупки 1,5-1,8 цента за 1 кВт-ч при том, что средняя цена электричества в стране составляла не менее 2 центов. РАО утверждало, что такая цена - ниже его издержек производства. По другим данным, РАО предлагало электро- энергию по 8 центов при внутренней цене в Китае - 4 цента за 1 кВт-ч. Фактические поставки электроэнергии в Китай за 2001-2005 гг. составили 1208 млн кВт- ч на 25,5 млн долл. Средняя за пять лет цена составила 2,1 цента. В 2006 г. экспорт достиг 523 млн кВт-ч на 11 млн долл. В январе 2007 г. он составил 35 млн кВт-ч на 0,9 млн долл., а с 1 февраля 2007 г. торговля прекратилась. Возобновили поставки электроэнергии в Китай 2 марта 2009 г. Одной из главных причин, видимо, можно считать резкое падение внутреннего спроса на электроэнергию, что заставило ФСТ снизить экспортный тариф до приемлемого для Китая уровня.
В заключении отметим, что Российско-китайские экономические отношения расширяются, развивается международная инфраструктура взаимодействия, при этом значение экономического взаимодействия со странами Азии в настоящее время занимает важное место в планах наращивания российского нефтяного и газового экспорта в Азию.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время у Китая более мощная экономика, чем у России. По объему ВВП Китай находится на втором месте в мире (5,927,000 млн. долларов), в то время как Российская Федерация – на одиннадцатом (1,480,000 млн. долларов). Велик темп роста экономики у КНР, что отмечают абсолютно все и говорят, что в скором времени Китай сможет если не обогнать США, то, по крайней мере, выйти на уровень этой страны по развитости экономики. Быстрый экономический рост этой страны отчасти объясняется тем, что руководство Китая во избежание серьезных социальных потрясений должно обеспечивать работой продолжающее расти гигантское население. Безработица, достигающая по китайским данным 200-300 млн. чел., обеспечивает одно из важнейших конкурентных преимуществ китайской экономики — низкую стоимость рабочей силы. Россия – крупнейшая сырьевая и энергетическая страна мира. Учитывая дешевизну рабочей силы в Китае, России выгодно экспортировать туда сырье и закупать уже готовые товары, в то время как Китай нуждается в ресурсах России.
На основе проведенного анализа эволюции российско-китайских торгово-экономических отношений, изучения их особенностей и потребностей сегодняшнего дня, можно сделать вывод о том, что сложившаяся модель китайско-российских отношений стратегического сотрудничества имеет долгосрочные перспективы для развития, так как такое сотрудничество необходимо обеим странам для достижения общих целей.
Список использованной литературы: