Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:16, контрольная работа
После Великой отечественной войны
с целью регулирования торговли между странами
было заключено Генеральное соглашение
о тарифах и торговле (далее - ГАТТ).
Соглашение стало механизмом по
сдерживанию односторонних действий
при многостороннем товарообмене.
Поскольку соглашение выдержало проверку
временем и послужило
активизации мировой торговли, в 1994 году на
«Уругвайском раунде» создана
Всемирная торговая организация (далее - ВТО).
ВТО ратует за тарифное
регулирование внешней торговли (т.е.
посредством таможенных пошлин) и за отход от
нетарифного регулирования (т.е.
посредством квотирования, мер лицензирования,
стандартизации и т.п.).
Введение 3
1. Характеристика ВТО 4
2. Последствия вступления в ВТО стран СНГ 10
3. Отношение к вступлению в ВТО в России 15
4. Прогнозы взаимоотношений России и ВТО 20
Заключение 26
Список литературы 27
«Защита прав правительств на
обеспечение безопасности своих граждан»
звучит
интересно. Оказывается у правительств
— членов ВТО есть права, но нет обязанностей
на
обеспечение безопасности «своих граждан».
Мы
считаем, что являемся гражданами государств,
а ВТО признает гражданство по
отношению к правительствам. Для
ВТО нет государств, а есть только правительства.
Характерно в этом отношении
поведение иностранных компаний в отношении
нефтяного месторождения «Сахалин-2».
Для себя
нефть, а России – пустыня.
«ВТО лишает людей работы и увеличивает
разрыв между богатыми и бедными».
Это обвинение неточно: оно излишне упрощает
факты. Способствуя экономическому росту,
торговля является мощным рычагом для
создания
рабочих мест и сокращения бедности. Однако
почти всегда ситуация осложняется тем,
что
необходим определенный период адаптации
для
решения проблем потери рабочих мест.
ВТО, устанавливая правила торговли,
налагая на государства (правительства)
политические обязательства по отношению
к
ВТО, не требует от государств решения
проблем занятости, а перекладывает это
на
плечи самих трудящихся и государств.
«Маленькие страны в ВТО бессильны».
Это неверно. В торговой системе ВТО все
придерживаются одних и тех же правил,
что расширяет переговорные
возможности маленьких стран. Так, в рамках
процедуры разрешения споров,
развивающиеся страны успешно оспаривали
в ВТО действия, предпринятые индустриальными
государствами.
Однако откуда у «маленьких стран», да
и
таких как Россия, такие большие внешние
долги.
Значит ВТО ставит маленькие страны в
такие
положения, что они вынуждены жить в долг,
так
как ценовая политика в рамках ВТО не покрывает
расходов при товарном производстве. 17
В маленьких странах, например, вначале
уничтожается их сельское хозяйство, а
затем развитые страны, опираясь на свое
законодательство об интеллектуальной
собственности, навязывают производство
тех культур, которые выгодны развитым
странам,
заставляют высаживать только те культуры,
право собственности, на которые есть
только
у развитых стран и т.д. И переговоры такие,
как правило, заканчиваются в пользу развитых
стран.
«ВТО – это инструмент
мощного лоббирования». Это неверно.
Такая точка зрения связана с неправильным
представлением о членстве во
Всемирной торговой организации. Бизнес,
неправительственные организации и другие
группы лоббистов не участвуют в работе
ВТО, за
исключением специальных мероприятий,
таких
как семинары и симпозиумы, и могут
оказывать влияние на решения ВТО только
через свои правительства.
«У более слабых стран нет выбора,
они вынуждены присоединяться к ВТО».
Это не
так. Быть или не быть в ВТО – добровольный
выбор любой страны, и поэтому на данный
момент переговоры ведут как большие,
так и маленькие государства.
Причины того, что все большее количество
стран хотят присоединиться к данной системе,
скорее позитивные, чем негативные;
они заложены в ключевых принципах ВТО,
таких как недискриминация и прозрачность.
Каждая страна преследует свои цели
в зависимости от своих возможностей
и пожеланий. Одни надеются попасть в число
«лидеров», например, определять ход
ядерных программ в странах ВТО.
Другие отказываются от собственных
промышленности и сельского хозяйства
в пользу
«экзотического туризма» или «всемирной
демократии».?
«ВТО – недемократичная организация».
Это неверно. Решения в ВТО обычно
принимаются путем консенсуса, что даже
более демократично, чем принятие
решений большинством голосов. Принятые
соглашения ратифицируются в
парламентах стран-участниц. Несмотря
на то,
что не каждая страна располагает
одинаковыми переговорными возможностями,
правило консенсуса означает, что каждый
член
организации имеет голос
и решение принимается только тогда,
когда несогласных нет. Таким образом,
механизм
ВТО обеспечивает равные возможности
для
правительств всех стран-участниц.
4.Прогнозы
взаимоотношений России и ВТО
Итак, вступления
России в ВТО остается
только ждать,
и несмотря на двоякое к этому
отношение жителей
России, стоит предположить,
какой прогноз
взаимоотношений России и ВТО
следует ожидать?
ВТО ратует за
тарифное
регулирование
внешней торговли (т.е.
посредством
таможенных пошлин) и за отход от
нетарифного
регулирования (т.е.
посредством
квотирования, мер лицензирования,
стандартизации
и т.п.). 18
Кроме того, в
рамках ВТО происходит
унификация
и упрощения таможенного
законодательства
и процедур. Все
эти факторы, разумеется,
выгодны для российских
экспортеров,
которым станет
проще действовать в условиях,
когда законодательство
разных стран приближено
друг к другу.
Кроме того, вступление
в ВТО исключает
возможность
введения заградительных пошлин
на экспортируемую
российскую продукцию,
тогда как в текущем
положении РФ не
имеет действенных
инструментов защиты
национальных
производителей. Помимо этого,
соглашения ВТО
не исключают
возможности
введения антидемпинговых
и компенсационных
пошлин.
Таков общий фон,
однако,
попробуем проанализировать,
как вступление
России в данную
организацию скажется на
различных отраслях
национальной
экономики и фондового
рынка:
- Нефтегазовый
сектор. Для "нефтянки"
вступление в
ВТО носит нейтрально-
положительный
характер:
компании сектора
получат
дополнительную
защиту от таможенной
дискриминации
тарифного и нетарифного
характера.
Вместе с тем,
не стоит ждать отмены
экспортных пошлин,
так как основополагающее
Генеральное
Соглашение по тарифам и торговле
(ГАТТ) предусматривает
их сохранения
для устранения
критического недостатка какого-
либо вида продукции
на внутреннем рынке.
Можно предположить,
что правительство в
полной мере воспользуется
данным пунктом и
продолжит ограничивать
экспорт нефтепродуктов.
Ранее пунктом
противоречий были
внутрироссийские
цены на газ, которые ЕС
требовал выровнять
с мировыми. Однако РФ
удалось снять
это требование, и сейчас подобные
инициативы, скорее,
исходят от нефтегазовых
компаний.
- Металлургия
и угольная промышленность.
Продукция российской
металлургической
отрасли - одна
из самых дискриминируемых
в мире, поэтому
снятие данных
ограничений
должно положительно
сказаться на
ориентированных на экспорт
металлургах
и угледобывающих компаниях.
Следует отметить,
что дискриминируют
российскую продукцию
такие потенциально
крупные ее потребители
как США, Китай, Япония,
а также другие
страны АТР, при этом
продукция более
низких переделов (руда, слябы)
дискриминируется
в большей степени.
Соответственно,
в выигрыше от
ВТО будут компании,
чья продукция
в значительной
мере идет на экспорт: СУЭК,
Мечел, Северсталь,
Евраз.19
- Производство
удобрений. Вступление
в ВТО не должно
сильно повлиять
на данный сектор,
так как основной
пункт, который
мог бы повлиять на сектор - цены
на природный
газ - был снят с обсуждения.
Российские удобрения
не являются сильно
дискриминируемой
продукцией, однако
вступление в
ВТО позволит даже
исключить такую
возможность со
стороны основных
торговых партнеров.
- Финансовый
сектор. Здесь ситуация
сильнее измениться
не должна:
на рынке финансовых
услуг
практически
полностью доминируют
российские банки,
и уже существуют
весьма высокие
барьеры для
входа новых игроков.
Так, например, в сегменте розничного
кредитования соотношение долей российских
и
иностранных банков составляет примерно
60%
против 40%, в остальных сегментах более
80%
доли рынка контролируется
российскими банками.
Кроме того, значительную долю
рынка занимают госбанки, которые имеют
доступ
к дешевому фондированию, а постепенное
снижение темпов инфляции позволяет им
предлагать приемлемые для населения
ставки по
кредитам. На руку госбанкам и их
широкая филиальная сеть. Поэтому
большой угрозы бизнесу Сбербанка
и ВТБ при вступлении России в ВТО не
наблюдается.
- Потребительский сектор. С вступлением
России в ВТО ситуация сильно
измениться не должна: фактически
данный сектор уже поделен
российскими игроками, и даже гигант Wal-Mart
после нескольких попыток закрепиться
на
российском рынке был вынужден с него
уйти.
Снижение пошлин на
импортируемые продукты питания и одежду
должно положительно сказаться на
бизнесе ритейлеров, сократив соответствующие
статьи затрат. Однако то, что хорошо ритейлерам
не так хорошо для сельхозпроизводителей.
- Сельское хозяйство и пищевая
промышленность. Это один из самых
проблемных секторов, который может
пострадать при вступлении в
ВТО. Так резко сокращается
пошлина по мясным продуктам,
что может отрицательно повлиять
на такие компании как Черкизово или ОМПК,
однако, следует отметить,
что те обладают достаточно
высокими уровнями рентабельности
и имеют собственную производственную
базу,
поэтому эффект от упрощения
импорта мяса и птицы будет минимизирован.
Что касается злаковых культур, то российское
производство полностью удовлетворяет
внутренние нужды и даже идет на экспорт,
поэтому здесь эффект от вступления
также будет минимальным. Проблему составляет
производство овощей и фруктов, где российская
продукция имеет низкую конкурентоспособность
по сравнению с иностранной.
Однако в рамках
ВТО предусмотрено специальное соглашение
по
сельскому хозяйству,
которое позволяет вводить дополнительные
пошлины, если цена импортной продукции
сильно ниже цены отечественной. Данное
соглашение также не запрещает меры
государственной поддержки отрасли.
- Фармацевтика. Вступление в ВТО
не должно оказать значительного
влияния, ни на производителей
лекарственных средств, ни на аптечные
сети.
Простые лекарственные средства,
которые производятся в России,
в любом случае будут
дешевле зарубежных аналогов, а
более сложная продукция либо
в России не производится, либо
вообще не облагается пошлинами,
либо существующие пошлины очень
низки. Уровень пошлин на ввоз
фармацевтической продукции в
Россию составляет лишь 5-10%, в
редких случаях 15%, от их стоимости,
что считается низким уровнем. 20
- Машиностроение. Считается, что данный
сектор российской промышленности
при вступлении в ВТО умрет, однако,
данное утверждение далеко от истины.
Действительно, иностранная
продукция данной отрасли облагается
весьма высокими пошлинами, но
российским потребителям не стоит
ждать их значительного снижения.
К примеру, пошлина на автомобили
иностранного производства, бывшие
в употреблении 3-7 лет, сейчас составляет
25%, но
не меньше определенной фиксированной
суммы
с кв. см объема двигателя; по имеющимся
данным, после вступления в ВТО
она будет снижаться в течение 7 лет до
20%,
а фиксированная сумма снизится на 20%.
Ставки пошлин на автомобили, бывшие
в эксплуатации более 7 лет, скорее всего,
не
изменятся. Значительное снижение пошлин
может произойти лишь по новым автомобилям,
однако, иномарки наиболее популярной
в России
бюджетной ценовой категории уже производятся
внутри страны, поэтому это не окажет
заметного влияния на главных представителей
отрасли - АвтоВАЗ, Соллерс, КамАЗ.
России также удалось отстоять высокий
уровень таможенного тарифа на импортные
самолеты и крупные суда; снижение тарифа
произошло лишь по товарным позициям,
которые в России почти не производятся
(малые самолеты и суда), а также по запчастям.
Пошлины же по остальным товарным позициям
сектора значительно снижены не будут.
- Транспорт.
Значительного изменения
ситуации ждать не стоит, так
как России удалось, в основном,
отстоять сохранение текущего
уровня таможенного тарифа, либо
лишь небольшое его сокращение
на транспортные средства иностранного
производства. Исключение составляют
лишь малые самолеты и суда, а также запчасти.
- Электроэнергетика. Сектор ориентирован,
в основном, на внутреннее потребление,
которое замкнуто и огорожено
Единой Энергетической Системой,
и поэтому, собственно, вступление
в ВТО, занимающуюся внешнеторговым
регулированием, его затронет слабо.
Интер РАО ЕЭС является практически
монополистом экспортных поставок
электроэнергии, в тарифах компании для
иностранных потребителей нет признаков
субсидий или демпинга, поэтому компания
лишь
выиграет, будучи защищена от возможности
введения заградительных пошлин на ее
электроэнергию. 21
Следует отметить, что к ВТО неверно
привязывается намерения энергетических
компаний повышать тарифы - соглашения
данной
организации не предусматривают требований
по
повышению внутренних цен, и это, скорее,
частная инициатива.
- Телекоммуникации. Влияние вступления
в ВТО на данный сектор будет
минимальным: конкуренции со стороны
иностранных операторов ждать
не стоит, так как тарифы
внутри России привлекательнее
предложений крупнейших иностранных
компаний, а рынок уже поделен
существующими игроками. Небольшое
положительное влияние будет
происходить от снижения пошлин
на ввозимое телекоммуникационное
оборудование.
- Высокотехнологичный сектор. Данный
сектор, пожалуй, в теории должен
пострадать более остальных, так
как пошлины на ввозимую продукцию
данной отрасли будут снижены
в наибольшей мере, однако, есть
ряд ограничивающих возможное
отрицательное влияние факторов:
во-первых, российские высокотехнологичные
компании используют иностранную
компьютерную технику и производственное
оборудование, следовательно, снижение
пошлин
должно снизить их издержки;
во-вторых, российские производители зачастую
производят лицензионные копии иностранных
моделей, что сводит на нет отрицательное
влияние снижения пошлин;
в-третьих, российские производства данной
отрасли производят, в основном, продукцию
со
средней добавленной стоимостью, производство
которой, в любом случае выгоднее внутри
страны;
в-четвертых, значительная часть российских
высоких технологий связана с госсектором
и
госзакупками, которые под влияние соглашений
ВТО не подпадают;
в-пятых, российские информационные технологии
лишь выиграют от ВТО, так как вступление
должно повысить уровень защиты
интеллектуальной собственности.
Таким образом, мы видим, что и для этого
сектора влияние вступления в
ВТО будет ограниченным.
Были рассмотрены лишь различные отрасли
промышленности, сферы услуг и
сельского хозяйства, и, подводя итог,
можно сказать, что за исключением
отдельных сегментов вступление ВТО либо
не
изменит ситуации, либо улучшит ее.
В тех же сегментах, где вступление
в ВТО способно ухудшить положение
отечественных производителей у
государства остается возможность их
поддержать
путем введения специальных пошлин
или госзакупок.
Что же касается потребителей, то вступление
в ВТО практически однозначно скажется
на
них положительно: компонент ввозных пошлин
в ценах сократится, что, конечно, вряд
ли
приведет к их снижению, но позволит
замедлить их рост.
Заключение
Из вышесказанного можно сделать вывод,
что ВТО это не только организация, но
и пакет
правовых документов, представляющий
собой
многосторонний договор в области торговли
товарами и услугами.
Генеральные соглашения о торговле
товарами (ГАТТ), о торговле услугами (ГАТС),
в области интеллектуальной собственности
(ТРИПС) составляют основу ВТО.
Все страны участницы (в настоящее время
их
153) ратифицировали эти Соглашения.
Каждая страна-участница получает гарантии
справедливого отношения к своему экспорту
на
рынки других государств
и обязуется обеспечивать такие же
условия для импорта на свой рынок.
В России отношение к ВТО двояко, от резкой
критики до страстного желания поскорее
вступить в ВТО.
В этом есть и свои плюсы, и свои минусы.
Например, при переговорах по таможенным
пошлинам на легковые автомобили Россия
договорилась о постепенном снижении
величины
пошлины. Но в условиях начавшегося кризиса,
чтобы защитить своих товаропроизводителей,
подняла в одностороннем порядке пошлину
с
25% до 35%.
Но не следует забывать, что вступление
ВТО поставит под международный политический
и экономический контроль нефтяную,
газовую и угольную промышленность,
всю энергетику, транспорт, ЖКХ.
Земля, лес, реки, озера превратятся в объект
уже не гипотетической, а реальной торговли.
Список литературы
1. Д. Сорос «Отчет по глобализации»//Цикл
статей – 2010 – с.18
2. Орешкин С.М. «Градиент»//ВТО и
реальный бизнес –2009 – с.48
3. Смитиенко Б.М. Супрунович Б.П.
«Всемирная торговая организация и проблемы
регулирования международной торговли»//
Финансовая академия – 2009 – с.12
4. Харламов С.Г. «Вступление России
в ВТО продолжается»// Има-пресс – 2009 –
с.46
5. Шахрай В.О. «Российский экспортер»//
Актуальная тема: Всемирная торговая
организация. – № 3 – 2007 – с.67
6. В.В.Полякова, Р.К. Щенина «Мировая
экономика и международный бизнес»// –
2009г.
7. Разумнова Л. «Россия-ВТО: интересы
российских экспортеров»// МЭ и МО - № 10
– 2008
– с.17
8. Тяпышев О.Г. «ВТО об основных
тенденциях в мировой торговле»// БИКИ
- № 54 –
2007 – с.55
9. Полуэктов А. «Многосторонняя система
ГАТТ: до и после “уругвайского” раунда»//
Внешняя торговля – №4 – 2009 – с. 23
10. «Эксперт»//Еженедельный журнал – №
36 –
2011 – с.20
11. Сазерленд П. «Россия и Всемирная
торговая организация.»//Международная
жизнь -
№9 – 2009 - с.120
12. Шреплер Г. «Международные
организации»// Вопросы экономики – 2010
– с.213
13. «Туризм: практика, проблемы,
перспективы»//ВТО рекомендует, но не обязывает
– №7 – 2008 – с.17
14. Дюмулен И.И. «Всемирная Торговая
Организация»//Монография - 2009 – с.104
15. Дюмулен И.И. «Проблемы присоединения
России к ГАТТ и ВТО»// Бюллетень - № 3 –
2000 –
с.49
16. Загашвили В. «Торгово-политические
инструменты ВТО»//МЭ и МО - № 8 – 2009 – с.21
17. Мукерджи А. «Внедрение нормативов ВТО:
проблемы развивающихся стран»//МЭ и МО
- № 6
– 2009 – с.19
18. В.Ф.Фролов «ТоварищЬ»//
информационный бюллетень - № 2 – 2011 –
с.34
19. Орешкин С. М. «ВТО и реальный бизнес»//
Внешний бюллетень - № 8 – 2011 - с.22
20. В.Ф.Фролов «ТоварищЬ»//
информационный бюллетень - № 4 – 2011 –
с.29
21. http://www.wto.ru/ Сайт ВТО