Россия и Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:23, реферат

Краткое описание

Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России подписано в 1994.Содержание [убрать]
История
25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998.

Вложенные файлы: 1 файл

Россия и Европейский союз.docx

— 21.88 Кб (Скачать файл)

Россия и  Европейский союз

Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России подписано  в 1994.Содержание  [убрать]

История

25 июня 1988 года было подписано  соглашение о торговле и сотрудничестве  между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о  партнёрстве и сотрудничестве  между Европейским Союзом и  Россией (вступило в силу 1 декабря  1997). Первое заседание Совета сотрудничества  ЕС—Россия состоялось в Лондоне  27 января 1998.

 

В 1999—2001 гг. Европарламент  принял серию критических резолюций по положению в Чечне.

Сферы сотрудничества

Соглашением 2005 года предусматривалось  осуществлять стратегическое партнёрство  через формирование четырёх общих  пространств («дорожные карты»):

экономического;

внутренней безопасности и правосудия;

внешней безопасности;

науки и образования.

 

Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.

В практическом плане  это должно было вылиться в сближение  экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе  — и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней  безопасности предполагало наращивание  сотрудничества сторон в решении  международных проблем.

По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней  торговли России, а государства-участники  этой организации являются крупнейшими  прямыми инвесторами в российскую экономику.

 

В 2003 году товарный обмен  между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в  ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.

 

Россия в основном выступает  в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят  от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и  более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что  по существующим документам ЕС государства-члены  обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к  снижению российского экспорта энергоносителей  в Европу и необходимости для  России выходить на новые рынки сбыта.

 

Безвизовый режим

27 августа 2002 г. президент  России Владимир Путин направил  в адрес председателя Европейской  Комиссии и глав государств-членов  ЕС послание по проблематике  жизнеобеспечения Калининградской  области в свете расширения  ЕС, в котором было предложено  рассмотреть вопрос о переходе  в перспективе на безвизовый  режим взаимных поездок. Это  послание явилось официальным  началом переговоров по вопросу  безвизовых поездок граждан России  и стран Европейского Союза.  На удивление, ЕС не отверг  возможность установления безвизового  режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в  Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято  решение рассмотреть отдельно  в качестве долгосрочной перспективы  вопрос о возможности установления  с Россией безвизовых отношений.[2].

 

17 июля 2003 года глава Европейской  комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза[3].

 

19 июня 2006 года постоянный  представитель РФ при Евросоюзе  Владимир Чижов заявил, что рано  или поздно, может быть, к 2008 году, РФ и ЕС выйдут на безвизовый  режим[4].

 

7 июля 2008 года глава международного  комитета Госдумы Константин  Косачев заявил, что Россия и ЕС готовы, через два-три года перейти к полной отмене визового режима[5].

 

2010 год

 

12 января 2010 года глава  МИД председательствующей в ЕС  Испании Мигель Анхель Моратинос заявил, что в течение срока председательства Испании в ЕС (то есть до 30.06.10) должна быть создана «дорожная карта», предусматривающей либерализацию и последующую отмену визового режима между Россией и ЕС[6].

 

24 февраля 2010 года верховный  представитель ЕС по иностранным  делам и политике безопасности  Кэтрин Эштон на пресс-конференции в Москве заявила, что Евросоюзу и России предстоит еще многое сделать для достижения безвизового режима. По мнению Deutsche Welle, Кэтрин Эштон полагает, что Евросоюзу и России еще далеко до введения безвизового режима.

 

12 мая 2010 года «Ведомости»  со ссылкой на «близкое к  структурам ЕС издание EUobserver» сообщили о том, что ЕС разработал «дорожную карту» для отмены визового режима с Россией и может представить ее уже на саммите в Ростове-на-Дону 31 мая — 1 июня. ЕС предъявляет России три требования: введение биометрических паспортов, принятие законов о защите данных и улучшение безопасности границ. «Но и в случае их выполнения отмена виз не гарантирована», — пишет издание[8].

 

31 мая 2010 года Газета.ру сообщила, что, по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, российская сторона намерена сделать вопрос о безвизовом режиме ключевым на саммите в Ростове-на-Дону[9].

 

1 июня 2010 года российская  делегация на саммите в Ростове-на-Дону  передала представителям Евросоюза  проект соглашения об отмене  виз: по нему поездки к друзьям  и родственникам и недолгие  туры в Европу могут стать  безвизовыми. Документ, рассказали  в ЕС, аналогичен тому, что Россия  подписала с Израилем. В Евросоюзе  документ взяли, но сказали,  что говорить о соглашении  ещё слишком рано[10].

 

21 июля 2010 года во время  встречи Дмитрия Медведева с  президентом Финляндии Тарьей Халонен были обсуждены некоторые вопросы, в частности, был затронут вопрос о введении безвизового режима. Халонен заявила, что безвизовый режим необходим и он будет введен в будущем. Сейчас же, ввести безвизовый режим затруднително, необходимо веское слово Еврокомиссии. В любом случае, Финляндия будет поддерживать Россию в скорейшем решении этого вопроса.

 

23 июля 2010 года премьер-министр  Италии Сильвио Берлускони во  время визита президента РФ  Дмитрия Медведева в Италию  обозначил трудности с отменой  визового режима: «Есть сопротивление со стороны стран Восточной Европы. Может быть, это связано с советским периодом». После этого итальянский премьер отметил, что «взял обязательство» продолжить обсуждение этого вопроса в Евросоюзе. Он также сообщил, что уже предложил председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу поставить вопрос об отмене виз с Россией в повестку ближайшего заседания Совета Европы в Брюсселе[11].

 

13 сентября 2010 года Сергей  Лавров резко заявил, что ЕС  безо всяких на то оснований  затягивает с переходом на  безвизовый режим. Эту ситуацию  Лавров назвал «неприличной для  уровня наших отношений»[12].

 

25 сентября 2010 года Лавров  сообщил, что Дмитрий Медведев  передал главе Еврокомиссии Баррозу  и председателю Европейского  совета ван Ромпею проект соглашения об отмене визовых требований и ожидает конкретного ответа до декабрьского саммита Россия-ЕС[13].

2012 год

23 апреля 2012 года Германо-российский  форум призвал канцлера ФРГ  Ангелу Меркель содействовать  введению безвизового режима  между странами ЕС и Россией.  Он считает, что такой режим  следует ввести уже в 2013 году. «Доля отказов, составляющая менее  одного процента, уже не оправдывает  расходы по обеспечению визового  режима, который к тому же ежегодно  обходится немецкой экономике  в 300 млн евро», — указывается в документе[14].

 

На следующий день с  требованием скорейшей отмены визового режима с Россией и просьбой об оказании активного содействия обратились к правительству ФРГ и бундестагу шесть крупных немецких объединений, представляющих интересы экспортеров  и промышленности. Они указали, что  визы тормозят деловые контакты и  приводят к ненужным расходам[15].

В конце мая с призывом к отмене визовых барьеров с Россией  высказались шесть европейских  промышленных объединений, представляющих более миллиона предприятий по всей Европе. Восточный комитет немецкой экономики призвал к созданию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока[16].

 

Единое экономическое  пространство

На российско-германско-французском  саммите в Довиле 19 октября 2010 года лидеры Германии, России и Франции согласовали план действий, по которому, согласно Николя Саркози, через 10—15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности.[17]

 

25 ноября 2010 года в статье  для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung премьер-министр России Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс, который мог бы расположиться на территории от Владивостока до Лиссабона[18]. В частности одной из причин активизации развития партнерства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России:

 

«По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, все  еще сильно зависит от сырьевого  рынка. Среди минусов Европы Путин  назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров.

 

Чтобы изменить ситуацию, считает  премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем — России и ЕС. Россия может предложить Европе ресурсы, инвестиционный капитал, новые технологии»[18]…

Проблемы

В то же время, по состоянию  на 2004, переговоры по наполнению четырёх  пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.

 

Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности, то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало  к жизни новые проблемы, при  этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений  с так называемыми государствами  «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. п.

 

С присоединением 10 новых  стран негативное отношение к  России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.

 

Новым объектом критики с  сентября 2004 стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.

 

Претензии России к ЕС касаются:

предложений ЕС о ведении  диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» —  единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских  государств;

неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;

ущемления прав русскоязычных  меньшинств в Латвии и Эстонии;

попыток ЕС противостоять  сохранению внешнеполитического влияния  России на постсоветском пространстве;

 

Претензии ЕС к России касаются:

нарушений прав человека в  Чечне и гражданских свобод;

сохранения российских военных  баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);

заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению  с мировыми ценами;

взимания Россией компенсационных  выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.

 

Отсутствие прогресса  в отношениях между Россией и  ЕС привело, в частности, к переносу саммита Россия — ЕС, планировавшегося на 11 ноября 2004 года. Саммит всё же состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью  посвящён обсуждению итогов президентских  выборов на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией.


Информация о работе Россия и Европейский союз