Россия и внешнеэкономическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:40, реферат

Краткое описание

Роль страны в составе мирового сообщества государств определяется ее экономическим, научно-техническим, военным, культурным потенциалами. Глубинным основанием международной роли страны является ее геополитическое положение. Геополитическое положение страны связано с особенностями ее расположения на географической карте мира, размером территории, наличием природных ресурсов, климатическими условиями, плодородием и состоянием почв, численностью и плотностью населения, с протяженностью, удобностью и обустроенностью границ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Россия и внешнеэкономическая деятельность…………………………...4
2.Экспорт сырья из РФ влечет за собой «импорт инфляции»……….........6
3.Падает конкурентоспособность России………………………………….7
4.Переходим на национальные валюты…………………………………….9
5.Молоко гораздо полезней… ……………………………………………..11
Заключение ……………………………………………………………………...14
Источники………………………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 13.09.docx

— 35.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Россия и внешнеэкономическая деятельность…………………………...4

  1. Экспорт сырья из РФ влечет за собой «импорт инфляции»……….........6
  2. Падает конкурентоспособность  России………………………………….7
  3. Переходим на национальные валюты…………………………………….9
  4. Молоко гораздо полезней… ……………………………………………..11

Заключение  ……………………………………………………………………...14

Источники………………………………………………………………………..16

 

Введение

Роль страны в составе  мирового сообщества государств определяется ее экономическим, научно-техническим, военным, культурным потенциалами. Глубинным  основанием международной роли страны является ее геополитическое положение. Геополитическое положение страны связано с особенностями ее расположения на географической карте мира, размером территории, наличием природных ресурсов, климатическими условиями, плодородием  и состоянием почв, численностью и  плотностью населения, с протяженностью, удобностью и обустроенностью границ. Особое значение имеет наличие или  отсутствие выходов в Мировой  океан, легкость или, наоборот, затрудненность таких выходов, а также среднее  расстояние от основных центров страны до морского побережья. Политический аспект понятия геополитического положения  наиболее ярко проявляется в отношении (дружественном или недружественном) к данной стране со стороны других стран мирового сообщества, в уровне ее международного авторитета.

Процесс становления внешней  политики России происходит на фоне динамичных, глобальных трансформаций, формулирующих  мировой порядок. Современные международные  отношения имеют как межгосударственный, так и транснациональный характер.

Как известно, в России замечательное геополитическое  положение, что заставляет зависеть практически все государства  мира. Это, несомненно, играет на руку нашим  политикам и управляющим страной. Однако они не торопятся взять  под контроль весь мир…и скорее всего это уже менталитет страны и слишком жестокие правители.

В своем реферате я попытаюсь  раскрыть самые распространенные проблемы нашей страны и попробую описать  место России в мире.

 

  1. Россия и внешнеэкономическая деятельность

До перестройки управление внешнеэкономическими связями в нашей стране осуществлялось на макроуровне, т.е. на уровне государства. При монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической  деятельности государство устанавливало, какие организации, в каких отраслях и в каком объеме могли вести  непосредственные операции по внешней  торговле; определяло посредством экспортно-импортного плана, что и в каких количествах  могло быть вывезено из страны и  ввезено в нее. Кроме того, государство  непосредственно регулировало ввоз и вывоз, операции внешнеторговых организаций  посредством системы лицензий (разрешений). В тот период только около 80 специальных  внешнеэкономических объединений  имели право осуществлять экспортные и импортные операции на мировых  рынках.

Однако с началом перестройки, реально с 1987 г., когда вступил  в силу правовой акт, допускающий  на внешний рынок практически  любую организацию (предприятие, фирму) нашей страны, чья продукция обладала конкурентоспособностью на мировом  рынке, государственная монополия  на ведение внешнеторговых операций ослабла, а затем была устранена. В настоящее время каждая организация (предприятие, фирма), соблюдая соответствующие  законодательные регламентации, может  самостоятельно организовывать и осуществлять внешнеэкономическую деятельность и соответственно управлять ею на микроуровне. Государству в этом случае отводятся функции регулирования, координации, контроля и содействия развитию внешнеэкономической деятельности российских предприятий и фирм, защиты общегосударственных интересов  и обеспечения экономической  безопасности России, эффективного продвижения  отечественных товаров на мировые  рынки.

В связи с желанием российских предприятий  и организаций освободиться от жесткого контроля со стороны государства  за проведением внешнеторговых операций в России сложился необоснованно  заниженный по значению механизм государственного регулирования и контроля, что способствовало падению конкурентных позиций многих статей российского экспорта, поскольку в настоящее время на мировых рынках развивается конкуренция поставщиков отдельных стран, поддерживаемая и подкрепляемая силой и мощью правительственных органов и ассоциаций. Изучение опыта зарубежных стран свидетельствует о значительной роли государства в организации и регулировании внешнеэкономической деятельности и ее особом усилении в периоды экономических и других трудностей, спадов деловой активности и кризисов.

Российские предприятия и фирмы  в настоящее время имеют возможность  самостоятельно осуществлять внешнеэкономические  операции и несут ответственность  за организацию и управление своей  внешнеэкономической деятельностью. Организуя ее, они обязаны четко  определять, какие служебные подразделения  выполняют те или иные функции  по осуществлению внешнеэкономических  операций и каким образом координируется их внешнеэкономическая работа. Управление внешнеэкономической деятельностью  на уровне фирмы предполагает решение  таких важнейших задач, как разработка стратегических направлений внешнеэкономической  политики и поведения фирмы на зарубежных рынках, составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структуры органов  управления внешнеэкономической деятельностью, ее координация с другими видами работы фирмы, учет и контроль эффективности  операций на внешних рынках, информационное обеспечение решений в области  экономических отношений с иностранными партнерами.

Это требует от отечественных субъектов  мирового рынка высокого профессионализма, знания сложившейся практики и обычаев  ведения внешней торговли, ее форм и методов, умения проводить комплексные  исследования зарубежных рынков и отбирать для своей работы наиболее перспективные  и оптимальные из них.

Я думаю, что данный модуль поможет отечественным предпринимателям, уже работающим или только собирающимся выходить на внешний рынок, лучше ориентироваться в кругу основных проблем, задач и вопросов, решение которых поможет добиться высокой эффективности их внешнеэкономической деятельности.

  1. Экспорт сырья из РФ влечет за собой «импорт инфляции»

Экспортируя сырье и покупая  наукоемкие товары, Россия фактически импортирует инфляцию. Такое мнение высказал ответственный секретарь  комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев.

Эксперт отмечает, что вывоз  нефти в обмен на высокотехнологичные  продукты представляется тупиковым  путем развития, ибо в дальнейшем будет невозможно обменять полученные деньги на современные технологии.

«Когда мы продаем нефть  и покупаем самолеты, мы теряет природную  ренту, мы обмениваем нашу природную  невоспроизводимую ренту на интеллектуальную. Наши партнеры, продающие нам самолеты, за счет нас получают сверхприбыль, которая реализуется в дальнейшем наращивании своих научно-технических  преимуществ. Потому что интеллектуальная рента, в отличие от природной, не просто воспроизводится, она все время растет», - цитирует С.Глазьева РБК.

По его словам, основа современной экономики - это новые знания, которые увеличивают прибавочную стоимость товаров. В свою очередь, эта прибавочная стоимость идет на дальнейшее воспроизведение и увеличение новых знаний.

«Особенность российской экономики заключается в экспорте сырья и одновременном ввозе  товаров, которые содержат интеллектуальную ренту, что по сути дела равносильно  импорту инфляции», - отмечает эксперт. «Этот неэквивалентный обмен  ведет к колониальной зависимости, к уязвимому, зависимому положению  от внешнего мира, что собственно и  показал кризис, в котором мы по объему экономической активности, по объемам промышленного производства потеряли очень много, существенно больше относительно других стран», - заявил экономист.

Я полностью поддерживаю  Глазьева, потому что нашей стране не хватает новых технологий, новых  разработок. Возможно эта проблема связана с репрессиями при  Сталине, когда произошла самая  большая «утечка умов».

  1. Падает конкурентоспособность  России

Россия заняла лишь 66-е место  в рейтинге конкурентоспособности, рассчитываемом Всемирным экономическим  форумом. Это хуже, чем было в кризис, когда Россия была на три позиции  выше.

Самая конкурентоспособная страна в мире, как и в прошлом году, – Швейцария, следует из рейтинга Всемирного экономического форума (ВЭФ). В тройку лидеров также вошли Сингапур и Швеция, сохранившие второе и третье места соответственно. Следом идет Финляндия, поднявшаяся с седьмого места, и США, опустившиеся на одну ступень, на пятое место. До 2009 года США занимали первую строчку рейтинга: ослабление позиций связано с макроэкономическими дисбалансами и низким уровнем доверия к действиям руководства страны.

В десятку лидеров также вошли  Германия, Нидерланды, Дания, Япония и  Великобритания. Из топ-10 вылетела Канада, которая заняла 12-е место. Самые  неконкурентоспособные страны –  Бурунди (140 место), Гаити (141-е место) и Чад (142-е место).

Россия ухудшила свои позиции и  заняла 66 место, опустившись на три  ступени по сравнению с прошлым  годом.

Результаты России хуже ее соседей  по БРИК. Лучше всех выглядит Китай, занявший 26-е место (в прошлом году 27-е место), Бразилия – 53-е место против 58-го годом ранее, Индия – 56-е место против 51-го. «Падение России отражает, что ухудшение качества институтов, эффективности рынка труда и сложности ведения бизнеса перевесили улучшение макроэкономической стабильности», – подчеркивается в докладе Всемирного экономического форума. По уровню развития институтов Россия занимает 128-е место (снижение на 10 позиций), по эффективности рынка товаров и услуг тоже 128-е, по эффективности рынка труда 65-е (снижение на восемь позиций), по сложности ведения бизнеса 114-е (снижение на 13 позиций), по развитию финансового рынка 127-е, по технологическому развитию 68-е место, по инновационной деятельности 71-е (снижение на 14 позиций). Чуть лучше позиции России по макроэкономической среде – 44-я строка в рейтинге (улучшение на 35 ступеней), по инфраструктуре 48-я, по уровню высшего образования и профессиональной подготовке 52-я.

Для развития конкурентоспособности  необходимо усилить верховенство закона и защиту прав собственности, улучшить работу судебной системы, поднять уровень  безопасности по всей стране, рекомендуют  авторы доклада.

«Вдобавок к слабым институтам на конкурентоспособность России негативно влияет низкая эффективность рынка товаров. Конкуренция как внутри страны, так и на внешних рынках подавляется самой структурой рынка, на котором доминируют несколько больших компаний, неумелой антимонопольной политикой, а также ограничениями по торговле и иностранной собственности», – подчеркивается в докладе.

Снижение России в рейтинге также  связано с тем, что основные конкуренты опережают ее по скорости и эффективности  проведения экономических реформ.

Ухудшение позиций России не удивило  экспертов. «Все программы, разрабатываемые для повышение конкурентоспособности, в корне ситуации не меняют – они просто ретушируют проблемы. При этом другие страны не стоят на месте», – говорит президент «Деловой России» Александр Галушка.

«С чего вдруг наши позиции должны были улучшиться? С точки зрения инновационного потенциала, кроме громких заявлений, лампочек и планшетников, которые сложно назвать отечественными, предъявить нечего.

С точки зрения структуры экспорта на мировом рынке мы тоже проигрываем», – соглашается директор департамента стратегического анализа ФБК  Игорь Николаев.

По словам Праздничных, у России есть шансы к 2030 году занять 30-е место  в рейтинге, если за 20 лет она сможет решить задачу «три плюс пять» – сохранить три ключевые конкурентные составляющие (размер рынка, ресурсы и базовое образование), а также преодолеть пять основных проблем – коррупцию, ограниченность конкуренции, неконкурентоспособность компаний, снижение качества профессионального образования, слабость финансового рынка в международном масштабе.

  1. Переходим на национальные валюты

Бразилия, Россия, Индия, Китай и  ЮАР договорились переходить к расчетам между собой в национальных валютах. На страны БРИКС приходится пятая  часть мировой экономики, так  что эти планы вполне реалистичны, признают эксперты. Но угрозы доллару  и евро они пока не несут.

Идея перехода в расчетах стран  БРИКС (BRICS – Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) на национальные валюты «вполне оправданна», подчеркнул президент Дмитрий Медведев по итогам саммита БРИКС в Китае. «Я считаю, что мы могли бы такую систему продумать для расчетов со всеми государствами – участниками БРИКС», – добавил президент.

Межбанковский механизм БРИКС был сформирован в апреле 2010 года, когда государственные финансовые институты развития и подддержки экспорта Бразилии, России, Индии и Китая подписали меморандум о сотрудничестве....

Первый практический шаг в этом направлении уже сделан: государственные  институты развития стран заключили  соглашение о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма  БРИКС. С российской стороны документ подписал Внешэкономбанк. Предполагается, что банки развития будут предоставлять кредитные линии на рынках капитала стран БРИКС. Для конкретных действий в этом направлении страны будут заключать между собой двусторонние соглашения.

Информация о работе Россия и внешнеэкономическая деятельность