Рынок: механизм и условия формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:09, лекция

Краткое описание

1. Понятие, сущность, функции и роль рынка в экономике.
2. Рыночные механизмы: спрос и предложение.
3. Рыночное равновесие: равновесная цена, дефицит и избыток.

Вложенные файлы: 1 файл

Л 5. Рынок.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)


Лекция 5. Рынок: механизм и условия формирования

 

  1. Понятие, сущность, функции и роль рынка в экономике.
  2. Рыночные механизмы: спрос и предложение.
  3. Рыночное равновесие: равновесная цена, дефицит и избыток.

 

 

Вопрос 1. Понятие, сущность, виды и роль рынка в экономике.

 

Рынок – это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации товаров. На рынке происходит формирование и движение спроса и предложения на товары.

Становление и эволюция рынка базируются на развитии общественного разделения труда и товарного производства. Рынок присущ тем общественно-экономическим формациям, где имеют место товарно-денежные отношения. В условиях господства натурального хозяйства особенностями развития рынка является нерегулярный обмен товарами, ориентирование предложения и спроса в основном на предметы потребления, второстепенное значение рыночных связей в процессе воспроизводства.

В современных условиях рынок выступает в качестве основной формы экономических связей в обществе. Развитие рынка происходит в острой конкурентной борьбе. Система рыночных связей охватывает все сферы общественного производства.

Сложное, взаимосвязанное  переплетение процессов принятия решений  и экономической деятельности в условиях рынка демонстрирует модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода.


 

 

Структура современного рынка:

- рынок рабочей силы;

-  финансовый рынок;

- рынок средств производства;

- рынок товаров и услуг;

- - рынок технологии;

- рынок духовных благ.

 

Функции рынка:

1 информационная функция – через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и т.д.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической категории, которую он охватывает, информируя все общество о состоянии экономики;

2 посредническая функция – рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей, в результате чего продавцы и потребители находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать подходящего покупателя, и нужного продавца;

3 регулирующая функция – рынок дает ответы на фундаментальные вопросы экономики. На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идет бесконечный перелив капитала и ресурсов, что в конечном счете формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей;

4 ценообразующая функция – рынок признает только общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы;

5 стимулирующая функция – ориентировка рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь, рынок побуждает и покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем дохода;

6 дифференцирующая функция – рынок расслаивается, дифференцирует товаропроизводителей, т.е. обогащает одних и разоряет других.

Из сущности рынка  и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства.

 

Позитивная  роль рынка:

 - развивает инициативу и предприимчивость;

- рационально распределяет материальные, трудовые, денежно-кредитные и финансовые ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу товаров и услуг;

- оперативно изменяет объем и структуру предложения, приспосабливая ее к платежеспособному спросу и обеспечивая тем самым более быструю корректировку неравновесия;

- способствует оперативному использованию в хозяйственной деятельности достижений НТР;

- заставляет потребителя выбирать самую рациональную с точки зрения общества (при данном уровне доходов) структуру потребления, так как ориентирует на цены, соответствующие реальным затратам;

- освобождает экономику от дефицита товаров и услуг, обеспечивает более полное удовлетворение запросов потребителей: оздоровляет экономику, очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, повышая средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом: повышает эффективность хозяйственной деятельности;

- является стихийным регулятором воспроизводственного процесса, формируя пропорции в народном хозяйстве.

 

Негативная  роль рынка:

- стимулирует чрезмерность в личном потреблении на селения;

- не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

- не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, на пример рыбных богатств океана;

- не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры, осуществлять крупные структурные сдвиги в народном хозяйстве, обеспечивать гармоничность регионального развития, общее равновесие национальной экономики;

- не содержит действенной мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований, в подготовке научных кадров;

- не создает стимулов для производства товаров и услуг совокупного социального и муниципального потребления (массового пользования), называемых «общественными товарами» (оборона, охрана общественного порядка, обслуживание крупных инфраструктурных комплексов, системы электро-, газо- и водоснабжения и т.п.);

- вызывает огромные затраты на рекламу, что ведет к удорожанию продукции;

- не гарантирует право на труд, не может предотвращать массовую безработицу;

- не гарантирует право на доход, порождает социальную поляризацию общества;

- не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных безработных, многодетных семей и других групп населения, а также удовлетворение нужд низкооплачиваемых слоев населения (в жилье, медицинских услугах, образовании, культуре и т.п.);

- порождает негативные тенденции в социально-экономическом развитии общества: монополизм, инфляцию, кризисы перепроизводства.

Несовершенства рынка по мере возможности  компенсируются соответствующими экономическими функциями государства.

 

Вопрос 2. Рыночные механизмы: спрос и предложение.

 

В рыночном механизме существует три  простых элемента, без которых  рынок не существует: спрос, предложение, цена. Колебания этих факторов вызывается конкуренцией. Путем этих колебаний реализуется закон спроса, закон предложения и через них закон стоимости.

Спрос – это количество товаров и услуг, которое хотят и могут приобрести покупатели при данной цене в данный период времени (т.е., это потребность, которая подкрепляется возможностью оплатить благо, на которое предъявлен спрос).

 

Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены - чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот.

Действие закона спроса объясняется действием эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект замещения: снижение цены некоторого товара при постоянстве цен прочих товаров представляет собой снижение относительной цены этого товара. Хотя номинальные (денежные) цены других товаров остаются неизменными, эти товары становятся дороже относительно данного товара. Потребитель будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары товаром, относительно подешевевшим. Т.е. снижение цены приводит к увеличению объема спроса.

Пример: кто-то питается мясом и рыбой. После падения цены на мясо он решает, что жертвуя определённым количеством рыбы, он может купить себе относительно больше мяса. В результате потребление рыбы сокращается, а потребление мяса увеличивается сверхпропорционально снижению цены.

Эффект дохода: снижение цены какого-либо товара можно рассматривать как повышение реального дохода потребителя. Изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен товаров называется

Исключение из закона спроса - парадокс Гиффена: существуют такие товары, рост цен на которые вызывает рост спроса на них. Т.е. при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.

Сам Гиффен обнаружил  парадокс Гиффена на примере голода в Ирландии 1845—1849. Картофель был основным продуктом питания в Ирландии, и хотя, из-за неурожая цены на картофель непомерно возросли, его потребление повысилось. Исследование цен  показало, что рис и макароны в Китае являются товарами Гиффена. Существует неподтверждённое предположение, что в США в условиях повышения цен на бензин тот действует как товар Гиффена — потребление бензина повышается, но снижаются затраты на различные меры экономии топлива (покупка дизельной машины, частый автосервис и т. д.). Это напрямую связано с высокой степенью автомобилизации в США.

Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его, например, рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, мяса. Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например, товарами Гиффена в России являются соль, чай, табак и другие.

 

Закон спроса не действует в следующих случаях:

 

  1. Когда цена является показателем качества (В этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса)
  2. Эффект Веблена (Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам")
  3. Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)
  4. Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег (золото, антиквариат, предметы искусства, дома и т.п.).

 

На графике спрос  представляет собой кривую, показывающую зависимость количества покупаемого Т или У от его цены, т.е. какое количество Т и У готовы приобрести покупатели при каждой возможной цене на данный товар или услугу.

 

                   Р, руб.


 

 

 

 

 

                                                           D

 

                                                                       Q, шт.


D — спрос; 

Р — цена товара;

Q — количество товара

 

Кроме цены, на изменение  спроса влияют и неценовые факторы:

  1. Изменение в доходах населения.
  2. Изменение вкусов и предпочтений под воздействием изменений моды и сезонности.
  3. Изменение в количестве, структуре населения.
  4. Цены на взаимосвязанные товары: товары-заменители (субституты) и дополняющие товары (комплименты).
  5. Инфляционные ожидания потребителей.
  6. Экономическая политика правительства.

 

Если спрос изменяется под действием неценовых факторов, то это будет уже другой спрос, и на графике произойдет сдвиг кривой спроса.


 P




 

 P1


D”

D’

 

D


Q’ Q Q” Q

 

Предложение - это количество товаров и услуг, которые продавец или группа продавцов готовы предложить на рынке по определенной цене за определенный период.

 

Закон предложения: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены - чем выше цена, тем выше предложение и наоборот.

 

На графике предложение  представляет собой кривую, показывающую зависимость количества предлагаемых Т или У от его цены, т.е. какое количество Т и У готовы предложить на рынок производители при каждой возможной цене на данный товар или услугу.

         


    Р, руб.

    

 

 S


 

 

                                                                  Q, шт.


 

S — предложение;

Р — цена товара;

Q — количество товара

Информация о работе Рынок: механизм и условия формирования