Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 21:26, реферат
Цель моей работы – изучить структуру и функции современного рынка, выявить его достоинства и недостатки.
Исходя из цели семестровой, можно выделить следующие задачи, которые нам необходимо решить:
кратко охарактеризовать рынок;
подробно рассмотреть структуру рынка;
рассмотреть основные функции рынка;
проанализировать полезность рынка для государства и общества в целом.
Введение
Глава 1. Общая характеристика рынка
1.1. Рынок: причины возникновения и развития.
1.2. Субъекты и объекты рынка.
Глава 2. Структура рынка и его функции
2.1. Виды рынков и их структура
2.2. Сегментация рынков
2.3. Функции рынка
2.4. Инфраструктура рынка
Глава 3.
3.1. Позитивные и негативные стороны рынка
3.2. Рынок и государство
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика рынка
1.1. Рынок: причины возникновения и развития.
1.2. Субъекты и объекты рынка.
Глава 2. Структура рынка и его функции
2.1. Виды рынков и их структура
2.2. Сегментация рынков
2.3. Функции рынка
2.4. Инфраструктура рынка
Глава 3.
3.1. Позитивные и негативные стороны рынка
3.2. Рынок и государство
Заключение
Список литературы
Введение
Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и услуг.
Рынком называют систему экономических отношений, которая складывается в процессе производства, при обращении и распределении товаров и движении финансовых средств.
Развитие рынка осуществляется одновременно с развитием товарного производства, при этом вовлекая в обмен и произведенные продукты и продукты, которые не являются результатом труда (земля, дикорастущий лес).
При господстве рыночных связей все отношения между людьми в обществе охвачены процессом купли-продажи.
Для решения основных экономических более эффективной и гибкой проблем оказалась рыночная система. Она формировалась на протяжении многих лет и приобрела цивилизованные формы, и, скорее всего, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Таким образом, рынок
- это конкретная форма
А суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег.
Цель моей работы – изучить структуру и функции современного рынка, выявить его достоинства и недостатки.
Исходя из цели семестровой, можно выделить следующие задачи, которые нам необходимо решить:
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний момент рыночная экономика активно развивается во многих ведущих странах мира, а как это способствует развитию экономики в целом , и какую роль играет рынок в этом развитии, мы можем узнать лишь после того, как проанализируем все составляющие рынка и их связь с деятельностью государства.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства это понятие приобретает все более сложное толкование. Под термином "рынок" начинает пониматься не какая-нибудь рыночная площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны и цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется его пространственная характеристика, но она не является исчерпывающей, к ней добавляются новые черты.
Экономические и исторические причины возникновения рынка:
Товарно-денежные отношения как причины возникновения и развития рынка:
Разделение труда привело к тому, что субъекты рынка стали вступать в отношения по поводу обмена теми результатами работы, которые были у одних и отсутствовали у других. Поначалу обмен товарами можно было отнести к разряду редких явлений. Но постепенно причины возникновения рынка нашли себя в том, что обмен продуктами и услугами становился все более регулярным, и в конечном итоге появилась необходимость поиска эквивалента товарам разного рода. Постепенно всеобщим эквивалентом стали деньги – золотые и серебряные. Все дело в их потребительских свойствах. Золото и серебро способны долго сохраняться, их можно делить, легко перевозить, они однородны и узнаваемы. В конечном итоге, именно исторический процесс развития обмена воплотил в себе причины, сущность и причины возникновения рынка.
Изначально существовала биметаллическая денежная система. Она предполагала использование в качестве всеобщего эквивалента серебряных и золотых монет. Конец 19-го – начало 20-го веков ознаменовались появлением монометаллической, золотоденежной системы. Но во внутреннем обращении золото ходило совсем недолго. Его демонетизация началась еще во время первой мировой войны. В конечном итоге, золото было заменено договорными деньгами – знаками стоимости. Сегодня выпуск денег осуществляет каждое государство, денежные единицы при этом обладают абсолютной ликвидностью.
Современный рынок сегодня способен развиваться только при наличии экономический свободы, ответственности субъектов хозяйствования за свою деятельность, свободы конкуренции и ценообразования, ограничения вмешательства в рыночные отношения со стороны государства. Немаловажной причиной для эффективного развития рынка является ориентация национальной экономики на мировую.
Таковы основные причины возникновения
рыночной системы. Однако, как показывает
историческая практика, формирование
рынка продолжается и для его нормального
функционирования необходимо обеспечение
целого ряда условий:
1. свобода экономической деятельности
хозяйствующих субъектов;
2. их ответственность за итоги своей экономической
деятельности, вплоть до ликвидации предприятия;
3. свободное ценообразование;
4. конкуренция товаропроизводителей,
исключающая монополизм;
5. ограниченное прямое участие государства
в хозяйственной деятельности;
6. активная ориентация национальной экономики
на систему мирохозяйственных связей.
Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, т.е. сделок купли-продажи: физические лица – покупатели, продавцы, предприниматели; юридические лица – предприятия, объединения, организации, ассоциации, фирмы, государство и т.д.
С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности, коллективной (групповой) собственности и частной собственности.
Основных субъектов рыночных отношений в современной экономической теории принято подразделять на три группы:
1) домашние хозяйства. Они являются собственниками и поставщиками на рынок факторов производства. Полученные от продажи услуг труда, капитала деньги идут на удовлетворение личных потребностей, а не на наращивание прибыли. Домашние хозяйства являются потребителями конечных продуктов и услуг;
2) бизнес (фирма) – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения прибыли (дохода). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком на рынок товаров и услуг;
3) правительство (государство) представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют государственное регулирование экономики. Правительство также поставляет на рынок товары и услуги предприятий государственной собственности.
Объекты рынка – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи: материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства, технические новшества и идеи.
Глава 2. Структура рынка и его функции
2.1. Виды рынков и их структура
Приступая к анализу структуры рынка, следует заметить, что принципы ценообразования имеют универсальный характер, ибо на каждом рынке действуют законы спроса и предложения, под влиянием которых складывается цена. В свою очередь цена влияет на спрос и предложение. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразные модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то на рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов и денежном рынке — форму процента, на рынке земли — форму ренты.
Рынок в целом характеризуется весьма сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев классификации. Наиболее важным критерием является экономическое назначение объектов рыночных отношений. В соответствии с данным критерием в национальном рынке можно выделить три основных вида рынков: потребительских товаров и услуг, факторов производства и финансовый.
Рынок потребительских товаров и услуг представляет собой сферу обращения, посредством которой реализуются товары народного потребления и услуги. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Данный рынок наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции. Здесь в наибольшей степени находят свое проявление вышеприведенные формы денежного обращения. Этот рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние различных слоев населения. Для функционирования рынка товаров и услуг требуется развитие оптовой и розничной торговли, маркетинговых служб. В рамках рынка потребительских товаров и услуг необходимо выделить рынок продовольственных товаров и рынок промышленных, или непродовольственных товаров. Каждый из них обладает собственной спецификой в силу различий как сфер, их выпускающих, так и способов и форм их продвижения от производства до потребителей.
Самое яркое, хотя, возможно, и не самое заметное проявление рыночной экономики - это рынок рабочей силы. Его можно было бы назвать и рынком труда, но, согласно классикам, живой труд сам по себе еще не обладает стоимостью.
Ею обладает рабочая сила, т.е. способность работника к труду. Однако, если не вдаваться в политэкономические нюансы, термин "рынок труда" вполне приемлем.
Основой трудовых отношений в условиях рынка рабочей силы является свободный, добровольно заключаемый контракт между работником и его нанимателем на условиях взаимного соглашения и в соответствии с действующим законодательством о труде. Наниматель вправе после окончания контракта или при его нарушении работником принимать решение о продолжении или прекращении трудовых отношений. С социальных, морально-этических в этом есть нездоровое начало, но с экономических позиций это целесообразно. Эффективной экономике более импонирует наличие избыточной рабочей силы, побуждающей ценить труд, чем наличие избыточных рабочих мест, подавляющее заинтересованность в продуктивном труде в связи с легкой возможностью сменить рабочее место. Так что правомерно говорить и о рынке рабочих мест.
Рынок труда или рабочей силы находится в прямой связи с проблемой занятости. В условиях рыночных отношений уровень трудовой занятости прежде всего соотношением спроса и предложения рабочей силы. Известно, что рыночное равновесие достигается и поддерживается при некотором избытке предложения по отношению к спросу. Отсюда имеет место безработица уровень которых изменяется в широких пределах, примерно от двух до пятнадцати процентов от числа занятых, в зависимости от состояния экономики и характера государственного регулирования процессов занятости.
Другой составной частью рынка факторов производства является рынок реального капитала; к нему следует отнести прежде всего товары и услуги производственного назначения, или тс товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но используются для решения задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами, ибо, как правило, с этим рынком сопряжено решение проблем инвестиций, капитальных вложений.
К разновидности данного типа рынка, по нашему мнению, следовало бы отнести продукцию научного производства. В условиях НТП она становится определяющим фактором в отношении совершенствования технологий; техники, систем организации и управления хозяйственными и социально-экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. На этом рынке объектами купли-продажи являются патенты, лицензии, ноу-хау (знание и опыт), инжиниринг, опытные образцы и т.п. Многомерность и многоплановость воздействия продукции данного рынка на состояние и качество инвестиционных товаров, рабочей силы, любых конечных товаров и услуг обусловливает необходимость привлечения внимания к условиям функционирования системы образования, высшей школы и науки, которые в единстве с культурой, духовностью являются отправной точкой истинного социально-экономического прогресса.