Рынок: функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть его достоинства и недостатки.
В соответствии с целью можно выделить задачи написания работы:
1. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции.
2. Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики.
3. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Рынок и рыночная экономика………………………………………..4
Понятие рынка, его функции и сегментация……………………………4
Сущность рыночной экономики………………………………………...9
Глава 2. Структура и инфраструктура рынка……………………………….12
2.1. Структура рынка……………………………………………………….12
2.2. Инфраструктура рынка………………………………………………..17
Глава 3. Достоинства и недостатки рыночной экономики………………….21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по экономике.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

 

Условия существования рыночной экономики:

- общественное разделение  труда и специализация, повышающие  производительность труда; 

- частная собственность,  формирующая стимулы к труду; 

экономическая свобода субъектов  экономики и свобода передвижения факторов производства;

- демократизация производства  при сохранении регуляторов.

 

Элементы рыночной экономики:

1) Производители и потребители,  выступающие её субъектами и  их экономическая обособленность;

2) Спрос и предложение; 

3) Рыночные цены, складывающихся  в результате взаимодействия  спроса и предложения; 

4) Конкуренция, обеспечивающая  максимизацию прибыли и расширение  масштабов производства.  

Функции рыночной экономики:

1) Стимулирующая (состоит  во внедрении в производство  достижений научно-технического  прогресса, снижении затрат на  производство продукции и повышение  ее качества, расширение ассортимента  товаров и услуг посредством  цен);

2) Ценообразующая (возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции);

3) Регулирующая (осуществляется  через механизм закона стоимости,  спроса и предложения и устанавливает  необходимые воспроизводственные  пропорции в экономике);

4) Осуществляя информирующую  функцию, рынок предоставляет  субъектам всю необходимую информацию  о состоянии экономки;

5) Рынок также выступает  посредником между производителями  и потребителями (посредническая  функция) и самоочищается от  неконкурентоспособных предприятий  и неэффективной хозяйственной  деятельности (санирующая).[1]

 

         ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА  РЫНКА

                                      2.1. СТРУКТУРА РЫНКА

 

Характеристику рынка  как совокупность или арену актов  купли-продажи можно раскрыть через  его структуру  и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры  являются:

1.      тесная связь между ее элементами;

2.      определенная устойчивость этих связей;

3.      целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.[2]

Существуют многообразные  критерии для характеристики структуры  и системы рынка:

По объектам:

1.      рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

2.      рынок рабочей силы;

3.      рынок средств производства (капитал);

4.      рынок ценных бумаг, валюты;

5.      рынок научно-технических разработок, патентов;

6.      рынок информации;

7.      рынок средств обращения;

8.      рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

9.      рынок лицензий и др.

Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения. Последние относятся к числу наиболее сомнительного и спорного использования сфер рыночных отношений, хотя масштабы платных услуг такого рода, реализуемых по договорным ценам, непрерывно расширяются.

Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи "по договоренности" рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.

Рынок рабочей силы, в принципе, всегда существовал. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в которой объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Рынок ценных бумаг до недавнего времени был представлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.

Рынок денег и валюты практически официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному, свободному и акционному курсу.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что несомненно должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, предоставляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

По субъектам:

1.      рынок покупателей;

2.      рынок продавцов;

3.      рынок государственных учреждений;

4.      рынок промежуточных продавцов-посредников.

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.

Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

В пространственном разрезе  выделяют: местный (локальный) рынок;    региональный рынок;  внутренний рынок;  внешний рынок; национальный рынок;  мировой рынок.

По формам контакта различают:  рынки на личном контакте;  рынки на безличностном контакте.

По уровню насыщения:  равновесный рынок;  дефицитный рынок;  избыточный рынок.

По степени зрелости:  неразвитый рынок;  развитый рынок;  формирующийся рынок.

По степени ограниченности конкуренции:  свободный рынок;  монополистический рынок;  олигополистический рынок.

По соответствию действующему законодательству:   легальный рынок;  нелегальный рынок;

По отраслям:   автомобильный рынок; компьютерный рынок и т.д.

По характеру продаж:  оптовый рынок;  розничный рынок.

С учетом ассортимента товаров:  замкнутый рынок (товары только одного производителя);  насыщенный рынок (множество аналогичных товаров многих производителей);  рынок широкого ассортимента (несколько видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей); смешанный рынок (наличие разнообразных товаров, не связанных между собой).

Существует еще много  других признаков классификации  рынков. Однако деление рынков на виды в определенной степени условно, так как в жизни один и тот  же рынок может отражать разные признаки. Так, местный рынок может быть одновременно и оптовым, и розничным, а рынок несовершенной конкуренции - государственным или частным.

Рынок имеет сложную структуру  и  охватывает своим влиянием все  сферы  народного хозяйства.

Экономическая структура  рынка  определяется:

• функционирующими в экономике формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

• структурой товаропроизводителей (государственные, кооперативные, арендные, частные предприятия, предприятия индивидуально-трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в народном хозяйстве той или иной формы функционирования хозяйствующих субъектов;

• особенностями сферы товарного обращения;

• уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений народного хозяйства;

• видами торговли.

Эти особенности  накладывают  своеобразный отпечаток  на рыночную систему, которая за счет этих факторов (прежде всего многообразия форм собственности  и многосубъектности хозяйствования) приобретает свои специфические  черты.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

• рынки предметов потребления и услуг;

• рынки средств производства;

• рынки научно-технических разработок;

• рынки ценных бумаг;

• рынки рабочей силы.[7]

 

                               2.2. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА

 

Инфраструктура рынка (или рыночная инфраструктура) — это составные части устройства рынка, которые обеспечивают его нормальное непрерывное функционирование. Каждая из этих частей имеет свое назначение. Как правило, к элементам инфраструктуры рынка относят различные биржи, банки, государственные финансы, налоговую систему, систему регулирования занятости и другие элементы. 

Одним из традиционных элементов инфраструктуры является биржа. На бирже торгуют товарами, ценными бумагами и валютой. Первоначально возникла биржевая торговля товарами, затем появилась купля-продажа ценных бумаг, или фондовых ценностей, и возникла биржа, которая получила название фондовой. В некоторых странах существует обособленный рынок, на котором продают и покупают валюту — валютная биржа.  

Организация биржевой торговли зависит от сложившихся традиций в той или иной стране, от технических возможностей конкретной биржи. 

В современных условиях крупнейших промышленно развитых стран биржа  утратила былое могущество и не является главным звеном купли-продажи товаров, ценных бумаг и валюты. Ныне продавцы и покупатели стремятся к прямым поставкам товаров, а основной поток ценных бумаг и валюты реализуется, как правило, через банки и другие финансово-кредитные учреждения (институты).  

Информация о работе Рынок: функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики