Рынок занятости и эффективность общественного производства в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение рынка труда и эффективности общественного произродства.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
а) рассмотреть сущность и структуру рынка труда;
б) охарактеризовать модели рынков труда;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты рынка труда 5
1.1 Сущность и структура рынка труда 5
1.2 Модели рынков труда 11
1.3 Регулирование рынка труда 13
2 Особенности функционирования рынка труда в Беларуси 18
2.1 Становление рынка труда в РБ 18
2.2 Совокупный рынок труда в Республике Беларусь 21
2.3 Направления государственного регулирования рынка труда 25
3 Эффективность занятости и общественного производства в РБ 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А 38

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок труда и эффективность общественного производства.docx

— 119.79 Кб (Скачать файл)

Таким образом, рынок труда – сложное многоплановое явление, включающее в себя экономические, юридические, социальные и психологические отношения и факторы. Все отношения и элементы рыночного механизма развивались по-разному в разных странах. Эти различия привели к формированию разных видов и моделей рынка труда. Все рассмотренные компоненты рынка труда призваны обеспечить сбалансированное функционирование рыночного механизма, соответствие спроса и предложения на рынке труда. В конечном счете, взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка.

 

1.2 Модели рынков  труда

 

Обычно модель национального  рынка формирует: система подготовки, переподготовки, роста квалификации работников, система заполнения вакантных  рабочих мест и способов регулирования  трудовых отношений и так далее. В этой связи различают несколько  наиболее известных рынка труда.

Американская модель. В США проводится политика по поддержанию конкурентного состояния экономики, недопущения ее высокой централизации, поощряется предпринимательство, ориентация на собственный успех, на зарабатывание денег. Для американской политики занятости характерна целевая установка на высокую территориальную мобильность рабочей силы, на профессиональную подготовку, на признание профессионально-квалификационного уровня работника при перемене фирмы и т.д. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, квалификации работ по сложности, возможностей предприятия и т.д. Имеются особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов. На предприятии действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема применяемого труда или сокращением производства. Работники ставятся в известность не заблаговременно, а накануне самого увольнения. Имеются особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов, которые строятся в основном по профессиональному признаку. Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Федеральный закон определяет общие принципы страхования по безработице, который детализируется законодательством каждого из штатов. Предприятия и работники выплачивают отдельно взносы в фонды страхования по безработице Штатов и в Федеральный фонд. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей. Результат данной политики – более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безработицы, что характеризует преобладание внешнего рынка, но имеется также и внутренний рынок труда.

Японская  модель. Отличительной чертой японского рынка труда является система пожизненного найма и предусматривающая гарантии на весь срок трудовой деятельности работников до достижения ими возраста 55-60 лет. Это закрытая модель рынка труда. Главной чертой рынка занятости в Японии является стабильная занятость. Данная разновидность рынка труда позволяет предприятиям организовать профессиональную подготовку и повышение квалификации на внутрифирменном уровне, воспитать у работников творческое отношение к труду и т.д. Работник может по желанию руководства фирмы перемещаться из одного места на другое. Если долгое время зарплата зависела от стажа и возраста, то в данный момент учитываются квалификация и эффективность труда.

Система пожизненного найма  предопределяет решение проблем  сокращения производствами увольнения работников за счет сокращения рабочего времени, перевода работников на дочерние предприятия и т. д. Все это  содействует снижению уровня безработицы.

Шведская модель. Отличительной чертой шведской модели рынка труда является активная политика занятости, проводимая государством. Главное направление политики на рынке труда – предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим   работу. Государство уделяет большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы через ее профессиональную подготовку и переподготовку.

Политика в  области занятости тесно увязана  с общими экономическими мерами, в частности, с ограничительной налоговой политикой, "политикой солидарности" в заработной плате, поддержкой слабых групп населения, отраслей и регионов.

Ограничительная налоговая  политика направлена на сдерживание  инфляции установлением соответствующих косвенных налогов на товары, уменьшающих спрос на них и заставляющих менее прибыльные предприятия прекращать свою деятельность.

"Политика  солидарности" в заработной плате  должна обеспечить равную оплату  за равный труд.

Государство активно  поддерживает занятость в секторах, обеспечивающих социально необходимые  услуги в регионах, где традиционная промышленность находится в упадке. Такая взаимоувязанная комплексная политика государства поддерживает высокий спрос на рабочую силу и высокий уровень занятости в стране.

 

1.3 Регулирование  рынка труда

 

Регулирование рынка труда  становится одной из наиболее сложных  и важных задач экономической  политики. Труд – это не только хозяйственный  ресурс, но и важнейший социальный институт, а требования субъектов, реализующих  трудовую функцию или продающих  свой труд, многообразны и не сводятся только к эквивалентному вознаграждению. Но рациональное с позиций предприятия  использование данного ресурса  часто не представляется таковым  с общественной и социально-политической точек зрения. Поэтому нередко  предпринимаются попытки вывести  рынок труда из сферы обычных  рынков и применять по отношению  к нему особый тип регулирования.

Существуют следующие  направления регулирования рынка  труда.

Первое направление регулирования  рынка труда – это законы о минимальной зарплате, устанавливающие нижний предел жалованья работников, а также законы о коллективных договорах (регулирующие не только абсолютный минимум оплаты труда, но и нижние пределы зарплат для различных профессиональных категорий), пособиях по безработице, оплате бюллетеней и пенсиях. Второе направление связано с установлением минимально допустимых условий труда. Здесь речь идет об ограничении продолжительности рабочего дня, законах против дискриминации, об участии рабочих в управлении предприятиями (к примеру, предписывающих создание совета трудового коллектива из избранных представителей работников), актах о «защите занятости», ограничивающих право работодателя увольнять работников, законах о передаче обязательств, призванных сохранить существующий уровень зарплат и условий труда при переходе бизнеса к другому собственнику, а также законах об охране здоровья работников и технике безопасности [10, с. 17].

За соблюдением этих норм могут надзирать специальные  государственные органы. В других случаях за соблюдением этих законов следят профсоюзы. Наличие в стране сильных профсоюзов способствует регулированию рынка труда. Таким образом, элементом такого регулирования являются и законы о профсоюзах и праве на забастовки.

Регулирование рынка труда  может обусловливаться эффективностью такой политики в качестве реакции  на «сбой рыночного механизма» или  политической целесообразностью (т.е. воздействием политических факторов на экономику). Однако в плане эффективности такое регулирование становится «палкой о двух концах»: от него выигрывают одни (работающие) за счет других (безработных). Подобный результат не является слишком эффективным.

Государственное регулирование  рабочей силы призвано не допустить  безработицы до уровня, угрожающего  серьезными социальными потрясениями. Кроме того, оно призвано смягчить последствия множества других диспропорций структурного характера. Еще одной  важной функцией государства в сфере  труда становится профессиональная подготовка и переподготовка рабочей  силы, развития системы образования.

Сегодня можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда: программы  по стимулированию роста занятости  и увеличению числа рабочих мест; программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; программы  содействия найму рабочей силы; программы  по социальному страхованию и  безработицы (т.е. по выделению средств  на пособия безработным).

Перечисленные направления  не исчерпывают всей гаммы методов  воздействия на занятость. Немалую  роль играет комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей  силы: налоговая, денежно-кредитная  и амортизационная политика Правительства  и т.д. Основой же, определяющей политику на рынке труда, является законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п.

Меры косвенного регулирования  рынка рабочей силы одновременно являются мерами макроэкономического  регулирования и влияют на динамику занятости и безработицы через  общую деловую конъюнктуру в  стране.

Государство с момента  возникновения этого политического  института выполняло, выполняет  и, несомненно, будет выполнять до тех пор, пока сохранится сам этот институт определенные хозяйственные  функции. Важнейшая из них – разработка и задание определенных “рамочных  правил игры” и обеспечение гарантий выполнения законных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами и  субъектами товарного рынка, включая  рынок труда (рынок рабочей силы).

Неизменным в арсенале средств осуществления политики на рынке труда остается пакет  мер регулирования, включающий шесть  активных и одну пассивную.

Активные меры так или  иначе способствуют заполнению вакантных  рабочих мест и удовлетворяют  спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная  мера – выплата пособий по безработице – поэтому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки.

Инструментами активной политики являются: создание новых рабочих мест; содействие малому и среднему бизнесу; подготовка и переподготовка кадров; субсидирование занятости; миграционная политика; общественные работы.

К активным мерам регулирования  рынка труда относится также  миграционная политика и общественные работы. Последние возникли как способ временной занятости и социальной поддержки безработных в период резкого спада производства и  массового высвобождения работников.

Большую роль в регулировании  ситуации на региональном рынке труда  играют местные органы управления. Администрация области (города) совместно  с региональной службой занятости  заботятся о выработке региональной программы занятости, формировании финансово-кредитного механизма влияния  на количество рабочих мест, формировании миграционной политики, организации  общественных работ и т.д.

Повышению спроса на рабочую  силу способствуют такие меры, как:

  • развитие производительных сил, инвестиции в развитие региона;
  • развитие новых форм хозяйствования;
  • разрешение нестандартных форм занятости;
  • организация общественных работ;
  • стимулирование развития производства как следствие мер по повышению покупательной способности населения;
  • субсидирование занятости (особенно слабозащищенных групп населения: молодежи, инвалидов, матерей-одиночек и т.п. в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда);
  • льготное кредитование и финансирование создания новых рабочих мест на предприятиях, а также предприятий, активно включившихся в выполнение территориальной программы занятости;
  • снижение бюджетных выплат и взносов на социальное страхование за временных и частично занятых работников и др.

Таким образом, достижение  высокого  уровня  занятости  –  одна  из  основных   целей макроэкономической политики государства. Занятость представляет собой  важный  сектор  социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные  результаты функционирования  всей  экономической   системы.   Большинство   социальных, демографических, экономический явлений в той или иной  степени  выступает  в качестве  факторов  или  результатов   процессов,   происходящих   в   сфере занятости. В эффективной рыночной экономике занятость  –  это  картинка,  которая отражает  степень  отлаженности  механизма  по   балансированию   спроса   и предложения рабочей силы. Таким образом, через рынок труда регулируются  все составляющие   занятости,   включая   воспроизводство,    использование    и распределение людских  ресурсов.  При  этом  механизмы  регулирования  рынка труда  действуют  в  условиях  определённой  политики  занятости,   элементы которой охватывают все уровни управления экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА  В БЕЛАРУСИ

 

2.1 Становление  рынка труда в РБ

 

Переход Республики Беларусь к социально-ориентированной рыночной экономике предполагает формирование соответствующего рынка труда. Каким образом складывается этот рынок – важный вопрос, имеющий большое значение для становления цивилизованных рыночных отношений, устойчивого, динамичного социально экономического развития страны.

Информация о работе Рынок занятости и эффективность общественного производства в РБ