Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:25, реферат
Рынок и Власть… - на этой комбинации небезразличный взгляд сразу
спотыкается о противоречие. Рынок олицетворяет собой «свободу», власть –
«принуждение». Всего лишь Закон единства и борьбы противоположенностей
скажет критик. Ну, хорошо, а чего же достиг человеческий «гений –
парадоксов друг» и чего продемонстрировала, мягко говоря, не всегда
отягощенная «социальным благополучием», политическая элита? А вот этот
вопрос никогда не оставит равнодушным не только критика, но даже самого
последнего циника.
циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня
занятости.
Модель
государственного
ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных
десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться
несоответствие между возможностями государственного регулирования и
объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть
устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста
национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба
накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко
ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и
инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса
только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса
произошла кардинальная
перестройка системы
сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.
Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции
неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели
государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на
воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер
воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают
необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу
частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как
функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников:
за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счет
заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией
государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и
повышения производительности производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие
налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и
тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому
неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на
базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот
предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит, и доходы госбюджета и увеличит
его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим
шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования
бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных
программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной
собственности.
Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь
косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического
развития страны
отводится рыночным силам.
2. Российские реалии
Как
было отмечено выше важнейшей
экономической задачей
собственности, а что имеем мы сейчас в России? Постприватизационный
синдром.
Зачастую
собственник «от
необходимый менеджмент к управлению в страхе потерять саму собственность. В
итоге не эффективное управление и неплатежеспособность и более конкретно
процедура банкротства. Государство по теории должно обеспечить баланс
интересов собственников и кредиторов, а что видим в реальности у нас в
Нижегородской области? Активная стимуляция замены не эффективного
собственника на эффективного. Да есть такая формула и в теории, только
замена происходит в результате легитимных процессов перетока капитала, а не
в результате по существу «изъятия и передачи». Что имеем в результате?
Вроде все хорошо, как правило, более эффективное использование
собственности и в результате рост товарного предложение и заработной платы.
Однако и проблема с важнейшей функцией защиты собственника налицо.
Возможно, мотивирует принимающих такие решения политиков (не судей!)
сомнения в легитимности собственников от приватизации вообще, но сможет ли
система остановится? И когда именно останавливаться и начинать защищать
собственность? Именно этот показатель учитывается в первую очередь
стратегическим инвестором.
Налоговая политика.
Согласно
формуле «налоги исчисляются
и уплачиваются
самостоятельно». Миссия стабильности требует высокой степени четкости и
точности нормативной регламентации в купе с ее неизменностью. На самом деле
имеем постоянные изменения и расплывчатые формулировки. Ну может быть тогда
«толковать неточности в пользу налогоплательщика» как это уже записано в НК
РФ? Ничего подобного суды не применяют подобные нормы. В результате имеем
высокого уровня нестабильность. А ведь экономическому субъекту для
правильности принимаемого им решения важно в первую очередь не сам размер
предполагаемых издержек, сколько их точность.
Подоходный налог не уплачивается лично гражданином и его доля в
бюджете ничтожна. Он не рассматривается гражданином как «вклад на общие
цели», простой гражданин имеет ощущение безвозмездности государства и не
мотивирован, потребовать отчета у политиков. Понятно, что издержки на
администрирование налогов с крупных организаций ниже, чем подоходного
налога с физических лиц, однако, что мы имеем? Социальную пассивность
граждан и широкие
возможности политической безответственности.
Таким образом, истории и научной мысли были известны различные степени
и формы государственного регулирования в экономике. Можно с достаточной
степенью утверждать, что не универсальных и в тоже время оптимальных
степеней и форм – они сильно варьируются в зависимости от ситуации.
В
ситуации чрезвычайной, в рамках
антикризисного управления
централизация и более глубокие и прямые формы экономические воздействия. В
состоянии же эволюционного развития предпочтительней умеренная роль.
Российские реалии полны искажений теоретических моделей и
пренебрежения историческим опытом. Хотелось бы надеется на их краткосрочный
и антикризисный характер и последующее формирование полноценных социальных
экономических институтов.