Следует отметить несколько
исключений из закона спроса. Они касаются
так называемых низших и высших товаров. К первым относятся товары, потребление
которых уменьшается с увеличением доходов.
Это объясняется тем, что для таких благ
существуют альтернативные блага, характеризующиеся
более высоким качеством или большими
удобствами. Когда товар для данного потребителя
становится менее полезен, он переходит
на потребление других товаров. Возможна
и такая ситуация, когда с ростом цен на
определенные товары (как правило, это
товары первой необходимости) величина
спроса на них снижаться не будет. Вряд
ли мы сократим потребление хлеба, если
цена на него несколько возрастет. В экономической
теории это явление получило название
«парадокса Гиффена». Ко второй группе
относят, как правило, предметы роскоши.
При снижении цены на такие товары снижается
и величина спроса на них. Это относится
к товарам, посредством которых индивиды
стремятся подчеркнуть свое высокое социальное
положение. В экономической теории такое
явление называют «эффектом сноба», или
«эффектом Веблена».
Товары, спрос на которые
возрастает по мере роста доходов, относят к нормальным товарам. Следует
заметить, что вышеприведенная дифференциация
товаров во многом зависит от вкуса потребителя,
а потому в какой-то мере носит субъективный
характер.
К исключению из закона спроса
относится также ситуация «инфляционных ожиданий». Когда покупатели психологически
настроены на постоянный рост цен, увеличение
спроса может наблюдаться при росте цен.
- 4. Предложение, кривая предложения, детерминанты предложения
- Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщиками, предложены покупателям для покупки.
- Для исследования предложения удобно, как и для спроса, определить его количественную трактовку. В целях анализа под предложением понимается зависимость количества товаров, которое поставщик готов поставлять для продажи, от установленной продажной цены на данный товар, если все иные факторы, включая уровень организации деятельности поставщика, остаются неизменными. То есть аналогично функции спроса вводится функция предложения Q=S(P), где P – продажная цена товара, Q – количество товара, которое будет поставляться продавцами на рынок при данной цене.
- Любой поставщик имеет цель заработать максимальную прибыль, то есть всегда стремится подобрать количество поставляемых товаров таким образом, чтобы его общая прибыль при существующих ценах на эти товары была максимальной.
- Очевидно, что производить товаров «слишком мало» невыгодно, т.к. любой поставщик несет так называемые постоянные затраты, не зависящие от объема поставок (например, плата за аренду помещений, оплата труда административного и обслуживающего персонала, амортизация стоимости зданий и оборудования, которые имеют физически и «морально» ограниченный срок службы независимо от степени их эксплуатации). Ясно, что на чем большее количество поставленных изделий распределяются эти постоянные расходы, тем меньшая сумма «постоянной себестоимости» будет у каждого из изделий – если бы все расходы поставщика были постоянными, то с наращиванием объема поставок себестоимость единицы изделия монотонно убывала бы. Существование же некоторого ограничения сверху на наращивание объема поставок объясняется тем, что для любого поставщика существует некоторое определенное количество поставляемого товара, превышение которого вызовет ускорение роста переменных расходов, необходимых для выпуска каждого дополнительного изделия. Или, говоря иначе, при увеличении переменных расходов сверх некоторого критического значения количество дополнительно произведенных изделий в расчете на единицу вложенных переменных издержек будет постепенно уменьшаться – так называемый закон убывающей производительности. Это связано, прежде всего, с существованием технических и технологических ограничений на наращивание объема производства сверх некоторого количества в единицу времени для любого оборудования: оборудование будет давать все более частые сбои, за счет несоблюдения технологии увеличится количество брака и отходов. При этом бессмысленно далее увеличивать затраты на внеплановые ремонты, увеличивать интенсивность подачи сырья, увеличивать число рабочих смен или ставить около каждого станка по два рабочих. Утверждается, что закон убывающей производительности применим ко всем известным производственным процессам.
- Таким образом, с ростом интенсивности поставок критичность режима работы поставщика будет ускоренно нарастать, и себестоимость каждого отдельного дополнительно поставленного изделия (т.е. сумма затрат, которую производство этого дополнительного изделия добавит ко всем ранее произведенным общим затратам, которые были осуществлены для производства всех предыдущих изделий) превысит установленную продажную цену (т.е. сумму, добавляемую в результате поставки этого дополнительного товара к общей выручке). В этом случае поставка этого дополнительного изделия действительно уменьшит, а не увеличит общую прибыль, равную разности между общей выручкой и общими затратами. Ясно, что чем выше установленная продажная цена, тем больший объем производства соответствует оптимальному уровню для отдельного поставщика: поставщик имеет возможность выдержать более интенсивный (то есть более дорогостоящий) режим работы, бóльшую себестоимость последнего дополнительно произведенного изделия.
- Кроме того, при повышении продажной цены для ряда других поставщиков, которые ранее не имели возможности предлагать на рынке данный товар по той причине, что продажные цены были ниже даже минимально возможной средней себестоимости поставляемых ими изделий, могут теперь начать поставки на рынок этого товара, т.к. продажа товара для них теперь может быть выгодной. Таким образом, рост цены влечет за собой увеличение предложения.
- Кривая предложения может быть схематично представлена графически следующим образом:
-
- Ясно, что кроме цены для каждого поставщика существуют иные факторы, существенные для принятия решения об определенном объеме продаж, которые выше предполагались неизменными, но в реальности постоянно изменяются. Аналогично тому, как изменения неценовых детерминантов спроса «сдвигают» кривую спроса, изменения неценовых детерминантов предложения будут вызывать «сдвиги» кривой предложения.
- При общем снижении/повышении себестоимости производства в результате внешнего понижения/повышения цен на используемые в производстве ресурсы, или при улучшении/ухудшении технологии производства, или при снижении/повышении уровня налогов уровень оптимального объема продаж для той же продажной цены соответственно вырастет («смещение» кривой предложения вправо) или снизится («смещение» кривой предложения влево).
- Ясно, что каждый новый продавец на рынке интересующих товаров дополняет общее предложение своим количеством товара, то есть чем больше/меньше продавцов – тем больше/меньше общее предложение для каждой цены.
- При понижении или повышении цен на другие товары, которые данный поставщик имеет возможность поставлять на рынок, для него может оказаться выгодным соответственно увеличить поставки других товаров вместо исследуемого товара («сдвиг» кривой предложения исследуемого товара влево) – или наоборот сократить поставки других товаров, увеличив предложение исследуемого («сдвиг» кривой предложения исследуемого товара вправо).
- Поставщику может сократить объем продаж в текущем периоде в надежде получить большую прибыль (или меньший убыток) в следующем периоде в связи с ожиданиями определенных изменений внешних условий (т.е. может «придерживать» товары в расчете на рост цен в ближайшем будущем или резко увеличить объем продаж для заблаговременного освобождения мощностей к началу периода, когда продажа данного товара будет явно и сильно убыточной, например, в результате тех же изменений налоговой системы).
- 5. Взаимодействие спроса и предложения.
- В предыдущих разделах обсуждались отдельно кривая спроса и кривая предложения, отражающие соответственно платежеспособные потребности покупателей в определенном количестве товара в зависимости от его цены и готовность продавцов поставить определенное количество товара в зависимости от цены. При этом в рассуждениях намеренно не затрагивалось влияние покупателей на продавцов и продавцов на покупателей, и кривые спроса и предложения построены исходя из предположений, что весь товар, который покупатель готов купить, существует на рынке, а весь поставленный на рынок поставщиком товар будет куплен. В действительности, естественно, покупатели и продавцы вместе формируют рынок, и нет смысла говорить об оптимальности удовлетворения потребностей покупателя, если он не купит всё, что запланировал, и о максимальности прибыли поставщика, если он не сумеет продать, скажем, половину того количества товара, которое рассчитывал продать.
- Планы покупателей вполне могут не совпадать с планами поставщиков, и этот факт может быть наглядно продемонстрирован путем отражения кривой спроса и кривой предложения для одного и того же товара, рынка и внешних факторов, в одних осях.
-
- профицит
- дефицит
Из этого графика
видно, что лишь при цене на исследуемый
товар P=P0 планы, как покупателей, так
и продавцов оправдаются полностью: покупатели
запланированным оптимальным образом
удовлетворят свои потребности, а поставщики
получат запланированную оптимальную
прибыль. Если же на рынке в данный момент
существует цена P1< P0, то
это означает, что покупатели готовы купить
товара в объеме Q3 (точка B на графике),
тогда как продавцам выгодно поставить
товара лишь в количестве Q2<Q3
(точка A на графике) – таким образом, при
такой цене часть спроса останется непокрытой
предложением, то есть возникнет ситуация
избыточного спроса (т.е. дефицита данного
товара на рынке в количестве Q3-Q2).
Соответственно, если на рынке в данный
момент существует цена P2>P0,
то это означает, что покупатели готовы
купить товара в объеме Q1 (точка
C на графике), тогда как продавцам выгодно
поставить товара лишь в количестве Q4>Q1
(точка D на графике) – таким образом, при
такой цене часть предложения останется
непокрытой спросом, то есть возникнет
ситуация избыточного предложения (т.е.
профицита, излишка данного товара на
рынке в количестве Q4-Q1).
- На любую из ситуаций дефицита и профицита, когда ожидания соответственно покупателей и продавцов относительно степени удовлетворения своих потребностей не оправдались, и те и другие будут действовать исходя из соображений максимально полного удовлетворения своих интересов. Фактически к перечню уже обсуждавшихся факторов, влияющих на действия покупателей и поставщиков добавляется еще по одному фактору, существенному для оптимизации их выбора, но этот дополнительный фактор (а именно: фактически имеющийся объем предложения – для действий покупателя и фактически имеющийся объем спроса – для действий поставщика) сам зависит от цены на товар.
- Для выяснения действий неудовлетворенных покупателей при дефиците исследуемого товара и неудовлетворенных поставщиков при его профиците предположим, что в отношении прочих товаров ожидания покупателей и продавцов полностью оправдались.
- В случае дефицита не оправдываются ожидания покупателей, то есть условие оптимальности набора потребленных товаров для некоторого конкретного покупателя не выполняется. В такой ситуации этот покупатель вынужден перераспределить имеющиеся у него средства между желаемыми товарами в иной пропорции, учитывающей значение предложения на данный товар. Одни покупатели могут полностью отказаться от удовлетворения потребности, связанной с недополученным товаром, но логично предположить, что среди покупателей будут такие, для кого получение данного товара в доступном при дефиците слишком малом количестве является принципиально неприемлемым. Такие покупатели перераспределят свои средства в пользу данного товара, обеспечивая появление спроса на него по более высокой цене. Ясно, что поставщику в этом случае выгодно, ориентируясь на таких покупателей, произвести дополнительное количество данного товара, поскольку возросшая цена предполагает возможность получения поставщиком дополнительной прибыли за счет роста объема производства (переход на более высокую рабочую точку на кривой предложения).
- В случае профицита часть товара остается вовсе непроданной поставщиками, тогда как потребители удовлетворили потребности в соответствии со своими оптимальными предпочтениями. Чтобы возместить хотя бы часть затрат, фактически произведенных в ходе производства излишка товара, поставщик вынужден продавать излишки по более низкой цене (при меньшей цене величина спроса больше) и сокращать объем поставок (меньшая цена требует меньшего объема поставок для оптимальной прибыльности). Таким образом, в ситуации профицита существует тенденция к снижению поставщиками цен и сокращению ими объема производства, что автоматически влечет за собой увеличение величины спроса на эти более дешевые товары (более низкая рабочая точка на кривой спроса).
- Таким образом, при несоответствии объема спроса объему предложения при первоначально заданной цене товара, поиск оптимального для себя выхода продавцами и покупателями приводит к изменению цены на данный товар в сторону некоторой равновесной цены, при которой спрос и предложение равны.
- Ясно, что выбираемый покупателями и поставщиками новый уровень цены при дефиците или профиците товара на рынке не обязательно находится между значениями P1 и P0 для дефицита и между значениями P0 и P2 для профицита: новый уровень цены может «перелететь» через равновесную цену, и в зависимости от ситуации вполне возможны как затухающие, так и постоянные или даже нарастающие колебания цен на данный товар, однако всегда вокруг равновесной цены.
6. Эластичность
спроса и предложения по различным
факторам
Мера реакции одной
величины на изменение другой называется эластичностью.
Эластичность показывает,
насколько процентов измениться одна переменная экономическая величина
при изменении другой на один процент.
Примером может служить эластичность
спроса по цене, или ценовая эластичность
спроса, которая показывает, на сколько
изменится в процентном отношении величина
спроса на товар при изменении его цены
на один процент.
Если обозначить цену
Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой
эластичности спроса Ep равен:
где DQ - изменение величины спроса, %; DР - изменение цены, %; «Р» в индексе означает,
что эластичность рассматривается по
цене.
Аналогично можно определить
показатель эластичности по доходам
или какай-то другой экономической
величине.
Показатель ценовой
эластичности спроса для всех товаров
является отрицательной величиной.
Действительно, если цена товара снижается - величина спроса
растет, и наоборот. Однако для оценки
эластичности часто используется абсолютная
величина показателя (знак «минус» опускается).
Например, снижение цены
стирального порошка на 5% вызвало
увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:
Если абсолютная величина
показателя ценовой эластичности спроса
больше 1, то мы имеем дело с относительно
эластичным спросом. Иными словами,
изменение цены в данном случае приведет к большему количественному
изменению величины спроса.
Если абсолютная величина
показателя ценовой эластичности спроса
меньше 1, то спрос относительно неэластичен.
В этом случае изменение цены повлечет
за собой меньшее изменение величины
спроса.
При коэффициенте эластичности, равном 1,
говорят о единичной эластичности. В этом
случае изменение цены приводит к такому
же количественному изменению величины
спроса.
Существует два крайних
случая. В первом возможно существование
только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями.
Любое изменение цены приведет либо к
полному отказу от приобретения данного
товара (если цена повысится), либо к неограниченному
увеличению спроса (если цена снизится).
При этом спрос является абсолютно эластичным,
показатель эластичности бесконечен.
Графически этот случай можно изобразить
в виде прямой, параллельной горизонтальной
оси.
Например, спрос на помидоры,
продаваемые отдельным торговцем
на городском рынке, абсолютно эластичен.
Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.
Другой крайний случай представляет
собой пример абсолютно неэластичного
спроса: изменение цены не отражается
на величине спроса. График абсолютно
неэластичного спроса выглядит как
прямая, перпендикулярная горизонтальной
оси.
Примером может служить спрос
на отдельные виды лекарств, без
которых больной не может обойтись,
и т.п.
Таким образом, абсолютная величина показателя
ценовой эластичности спроса может
изменяться от нуля до бесконечности:
1< |Eр| £ ¥ - спрос эластичен;
0£ |Eр| < 0 - спрос неэластичен;
|Eр| = 1 - спрос с единичной эластичностью.
Как измерить эластичность спроса по
цене? Для этого необходимо подсчитать
процентное изменение величины спроса,
процентное изменение цены и соотнести
их:
Из этой формулы видно,
что показатель эластичности зависит
не только от соотношения приростов
цены и объема, или от наклона
кривой спроса, но и от их фактических
значений. Даже если наклон кривой спроса
является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных
точек на этой кривой.
Существует еще одно
обстоятельство, которое следует
учитывать при определении эластичности.
Какой объем продукции и какой
уровень цены следует использовать
при расчете? Существовавший до изменения
или полученный после него?
На участках эластичного
спроса снижение цены и рост объема
продаж приводят к увеличению общей
выручки от реализации продукции
фирмы, на участке неэластичного
спроса - к уменьшению выручки. Поэтому
каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию,
где коэффициент эластичности меньше
единицы.
Важным моментом, оказывающим
воздействие на эластичность спроса,
является наличие товаров-заменителей.
Чем больше на рынке продуктов, призванных
удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей
для покупателя отказаться от приобретения
данного конкретного продукта в случае
повышения его цены, тем выше эластичность
спроса на данный товар.
Например, спрос на хлеб
относительно неэластичен. В то же время
спрос на отдельные сорта хлеба является
относительно эластичным, так как с повышением
цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель
может перейти на другой сорт ржаного
хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства,
мыло и другие подобные продукты относительно
неэластичен. Однако если рассматривать
эластичность по отношению к отдельным
видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она
будет выше.