Рынок монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 20:43, лекция

Краткое описание

Монополистическая конкуренция – тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию и характеризующихся свободным выходом на рынок и выходом из рынка. Понятие “монополистическая конкуренция” введено в науку американским экономистом Эдуардом Чемберленом в 1933 г. Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой стороны, схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т.е. возможность появления новых фирм.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции.docx

— 164.70 Кб (Скачать файл)

 

Критерии:

 

1) квалификация,

2) усилия (физические и  умственные),

3) ответственность работников  за выполнение работ,

4) условия труда.

 

Эта форма исходит из наличия  «профиля работ», а не узкоспециализированного  рабочего места. Для этого работы группируются в профили, исходя из общих  задач, которые необходимо решить. Происходит сокращение и рационализация наименований работ, а работники получают более  объективную оплату труда.

 

4. Контрактная форма организации  заработной платы. Согласно контракту,  работник получает право выбора  формы оплаты труда, продолжительности  и формы занятости, места работы. Возрастает роль единовременных  выплат, которые часто увязываются  не с текущим трудовым вкладом  работника, а с его общей  компетентностью, потенциальными  возможностями. Конспект лекции: Рынок земли и земельная рента

 

Рынок земли, как фактора производства, раздваивается на рынок сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. и на рынок  земли как природного ресурса. Спрос  на сырье, материалы, топливо определяется спросом и ценой на продукт, применяемыми технологиями.

Цена предложения на данном рынке  определяется, как и на любом другом, предельными издержками. Но эти издержки включают в себя специфический элемент - земельную ренту.

В долгосрочном плане земля - единственно  ограниченный ресурс, выступающий ограничением всех других ресурсов. Но в каждый данный период времени для фирмы предложение  земли изменяется в зависимости  от спроса и цен на продукт, от соотношения  ставки процентов и земельной  ренты.

Земельная рента – доход, вменяемый  земле как природному, невозобновляемому ресурсу, частный случай экономической ренты (любая плата, приходящаяся на долю ограниченного ресурса и превосходящая его альтернативную стоимость).

Исходя из того, что земля есть фиксированный природный ресурс и, предполагая ее однокачественность, мы можем сказать, что земельная рента не является фактором, стимулирующим увеличение предложения ресурса (в сравнении с заработной платой или ставкой процентов). Поэтому увеличение спроса на землю как на ресурс увеличит ренту и цену продукции (с/х, добывающей промышленности), но не увеличит предложение земли. Увеличение спроса на землю (Nd1.Nd2,Nd3) при фиксированном предложении земли (Sn) увеличит земельную ренту и цену продукции, но не предложение земли. Если спрос на землю меньше ее предложения (Nd0), то земельная рента будет = 0.

До сих пор мы рассматривали  землю как однокачественную. На практике земли различаются плодородием, местоположением и т.д. Более качественные земли принесут больший доход. Так как рыночная цена определяется предельными издержками (максимально допускаемыми рынком в данных условиях), то лучшие участки земли принесут добавочный доход – дифференциальную ренту. Владелец земли включит и ее в арендную плату.

Земля может не только сдаваться в аренду, но и продаваться в собственность. Приобретая земельный участок, инвестор рассчитывает на получение дохода в виде ренты и в виде прироста цены земельного участка. Он отказался от использования дохода в настоящем ради большего дохода в будущем.

Так как количество лет, в течение  которых взимается рента, стремится  к бесконечности, то дисконтированная стоимость земли определяется по формуле: Vp=n/г, где n- годовая рента; r- годовая ставка процентов (реальная).

Цена земли зависит не только от ее естественного плодородия или  местоположения, но и от величины капитала, вложенного в землю (в виде сооружений) и от ожиданий инвесторов относительно возможных альтернатив ее использования.

Таким образом, цена земли есть капитализированная земельная рента. При равенстве  спроса и предложения она определяется как частное от деления годовой  ренты на процентную ставку.

Конспект лекции: Монополистическая  конкуренция

 

В современных условиях преобладает рынок монополистической конкуренции, который характеризуется следующими признаками:

  • - фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различия могут касаться как качественных свойств продукта, услуг и условий, связанных с его продажей и размещением, так и мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков);
  • - каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка и имеет ограниченный контроль над ценой;
  • - в то же время тайный сговор относительно цены и объемов выпуска между десятками фирм практически невозможен;
  • - вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко (эффект масштаба и требующийся капитал невелики);
  • - преобладает неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция предполагает соединение признаков монополии  и конкуренции. Ее монопольная власть основана на дифференциации продукта и способности контролировать его цену, но наличие многих производителей аналогичных товаров и отсутствие барьеров для входа в отрасль обеспечивают существование конкурентной среды.

Модель монопольного конкурента определяется отрицательным наклоном кривой спроса на его продукт, степень эластичности спроса зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта. Краткосрочное равновесие монопольного конкурента MR=МС. Цена Р превышает средние издержки, фирма получает экономическую прибыль (площадь заштрихованного прямоугольника).

В долгосрочный период данная прибыль  будет стимулировать вступление на рынок других фирм, что приведет к снижению объемов выпуска данного  продукта одной фирмой и нулевой  прибыли.

Эффективна ли монопольная конкуренция? Фактический объем производства фирмы меньше, чем тот, который  минимизирует средние издержки. Избытки мощности - это плата за дифференциацию продукта. Монополистический конкурент для уменьшения эластичности спроса по цене и увеличения объемов реализации своего продукта должен постоянно осуществлять расходы на рекламу, что также ведет к его удорожанию. Наличие резервных мощностей свидетельствует о меньшей в сравнении с чистой конкуренцией эффективности, а более высокая цена уменьшает благосостояние потребителей.

С другой стороны, для сохранения своих  конкурентных позиций фирмы вынуждены  регулярно совершенствовать свой продукт  и быть готовыми быстро увеличить  объем выпуска при всплеске спроса на свою продукцию. Широчайший ассортимент  товаров.

Конспект лекции: Олигополия

 

Промежуточным, между чистой монополией и монополистической конкуренцией, типом рынка является рынок олигополии.

Олигополия – рыночная структура, когда в отрасли доминирует небольшое  число продавцов, а вход на рынок  для новых продавцов затруднен  или невозможен. Ценовое лидерство  – отличительный признак олигополистического  рынка - мировые рынки автомобилей, сложной бытовой техники, электроники  и некоторые другие, где доминируют всего по 5-6 фирм.

Признаки:

  • - Немногочисленность фирм в отрасли;
  • - Продукт может быть как стандартизованным (сталь, тех.спирт), так и дифференцированным (автомобили);
  • - Существование барьеров для вступления в отрасль, которая связана прежде всего с эффектом масштаба производства и крупными инвестициями, обеспечивающими этот масштаб; другие барьеры: владение патентами (в наукоемких отраслях), контроль над стратегическим сырьем, огромные расходы на рекламу (в шоу-бизнесе, производстве сигарет и прохладительных напитков).
  • - Всеобщая взаимозависимость. Так как число фирм, работающих в отрасли, мало, то каждая из них при формировании своей рыночной стратегии должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурента. Эта черта является уникальным свойством олигополии.

Цены при олигополии изменяются реже, чем на других рынках. Жесткость  цен порождает ломаную кривую спроса, которая «ломается» в точке  преобладающей цены Р*.

Если фирма поднимет цену выше Р*, то другие фирмы не последуют за ней, так как потеряют свою долю продаж на рынке вследствие эластичности спроса на продукт. Однако при установлении фирмой цены ниже Р*, конкуренты-олигополисты последуют за ней.

Кривая предельного дохода фирмы имеет разрыв вследствие ломаной кривой спроса, предельные издержки фирмы могут меняться при одной и той же цене и выпуске продукта.

Основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное.

В случае некооперативного поведения  каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Желание одной фирмы вытеснить конкурента с рынка путем снижения цены на продукт может принять форму ценовой войны (это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами, до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет =0.) Потребители выиграют, а производители проиграют. Но ценовые войны недолговечны, так как невыгодны производителям.

С целью максимизации прибыли олигополистические фирмы пытаются вступить между собой  в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки, избегая ценовых войн – кооперативное поведение. Наиболее простой формой тайного сговора является картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Определяя объемы выпуска, картель, подобно чистой монополии, определяет и цену продукта (ОПЕК).

Чаще всего встречаются не оформленные  соглашения типа картеля, а молчаливая договоренность или рыночная стратегия, называема «лидерство в ценах». Одна фирма, действует как ценовой  лидер, который устанавливает цену, максимизируя собственные прибыли (МР=МС), остальные фирмы назначают ту же цену. Как правило, лидер цен заблаговременно информирует своих конкурентов о предстоящем изменении цены.

Олигополистическое ценообразование  часто осуществляется по принципу «издержки  плюс», когда сначала рассчитывается средний уровень переменных издержек (с учетом 75-80% - загрузки производственных мощностей), затем к рассчитанной величине прибавляется определенный процент, включающий средние постоянные издержки и нормальную прибыль. Чем выше эластичность, тем ниже процент надбавки.

 

  1. ^ Рынок капитала и процент. Под капиталом на рынке ресурсов понимается физический капитал - станки, машины, оборудование, здания, запасы материалов и т.п. в их стоимостном измерении. По физической форме они называются капитальным благом, используя которое можно получить поток доходов.

 
Различают: 
 
основной капитал – станки, машины, оборудование, здания и т.п. - средства производства, которые служат более года, они постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на изготовленный товар постепенно в виде амортизационных отчислений; 
 
оборотный капитал – сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты и т.п. - предметы труда, которые единовременно потребляются в производстве, изменяют свою форму и превращаются в товар. Свою стоимость они переносят сразу, при их использовании. 
 
Спрос на физический капитал предъявляет бизнес, фирмы. Мотив спроса - обеспечение процесса производства товаров и получения доходов. В качестве цены спроса на капитал выступает величина отдачи с рубля капитала, т.е. выраженный в % доход на капитал, норма прибыли. Кривая спроса на капитал падающая, т.к. действует закон убывающей предельной доходности инвестиций: при прочих равных условиях норма прибыли имеет тенденцию к понижению по мере роста инвестиционных затрат. 
 
В условиях совершенной конкуренции, когда не существует барьеров для вхождения в отрасль и выхода из нее, слишком высокие уровни дохода на капитал привлекут предпринимателей. Под действием закона убывающей доходности инвестиций норма прибыли начнет понижаться, а в тех отраслях, которые капитал покинул, доходность инвестиций начнет повышаться. Прилив капитала приведет к выравниванию альтернативной стоимости различных проектов инвестиций. Замечание “при прочих равных условиях” не случайно. Так, под воздействием НТП (открытие новых источников энергии, разработка новых технологий, появление новых потребительских товаров и т.п.) кривая спроса на капитал может сдвинуться вправо, а норма прибыли возрасти. 
 
Для решения вопроса вкладывания капитала фирмы должны сравнивать стоимость единицы капитала в настоящий момент с величиной будущей прибыли, обеспечиваемой этой единицей вложений. Дисконтированная стоимость - это оценка в текущей стоимости будущих доходов, процесс ее расчета называется дисконтированием. 
 
Для определения дисконтированной стоимости для любого вклада, который будет приносить доход в течение конечного периода времени (n) используется формула: 
 
PY = In : ( 1 + r ) в степени n 
 
где n - годы, в течение которых ожидаются ежегодные доходы в размерах I, а r - ставка банковского процента. 
 
Очевидно, что дисконтированная стоимость будет тем ниже, чем больший срок, через который вкладчик намерен возвратить искомую сумму и чем выше ставка банковского процента. 
 
Дисконтированная стоимость - это цена спроса, максимальная цена, которую может заплатить бизнес, ибо иначе ему выгоднее вложить деньги в банк под процент. 
 
Объем спроса на капитал - это сумма денег, необходимая для приобретения физического капитала, это спрос на инвестиционные средства. Поэтому понятие “капитал” раздваивается на 1) физический капитал, производственные фонды; 2) фондовые активы - акции, облигации. Т.о. функционирование этого рынка осуществляется в тесной связи с функционированием финансового рынка. Для инвестирования фирмы привлекают кредитные ресурсы, а для этого выпускают ценные бумаги. Покупатели ценных бумаг передают свои деньги в ссуду, т.е. сохраняют за собой право на отданные взаймы деньги и приобретают право на их увеличение в виде процента (дивиденда). 
 
Появившись, ценные бумаги начинают жить самостоятельной жизнью, т.е. они обращаются на фондовом рынке. Это возможно по двум причинам:  
 
1) в акте ссуды капитал - собственность отделяется от капитала-функции. 
 
2) ценные бумаги (цб) представляют собой потенциальные, а не реальные деньги. Они менее ликвидны, чем деньги, но способны превращаться в наличные деньги. 
 
Их продажа и покупка осуществляется по ценам: КЦцб = Дивиденд : Б%.  
 
Субъекты предложения капитала - это домашние хозяйства. Они покупают ценные бумаги, следовательно, предлагают инвестиционные средства. Предоставленный в пользование бизнесу (фирмам) капитал остается в собственности домохозяйств. Мотив предоставления - получение дохода. Источником дохода является прибыль на инвестированные средства. При прочих равных условиях, чем выше процент, тем больше сбережений согласны предоставлять в пользование домохозяйства бизнесу. 
 
Пересечение кривой предложения сбережений домохозяйств для инвестирования с кривой спроса на капитал со стороны фирм определяет равновесный уровень процента (рис. 13). 
 
 
 
Рис. 13. Рынок капитала 
 
При данной величине % те объемы средств, которые домохозяйства предоставляют бизнесу, покупая ЦБ, равны тем объемам инвестиций, которые желают приобрести в пользование предприниматели.

8.2. Мировой финансовый  рынок: особенности функционирования, структура, участники международного  финансового рынка

Финансовый рынок –  это система экономических и  правовых отношений, связанных с  куплей-продажей или выпуском и обращением финансовых активов.

 

Международный финансовый рынок  объединяет национальные финансовые рынки  стран и международный финансовый рынок, которые отличаются друг от друга  условиями эмиссии и механизмом обращения финансовых активов.

 

Главное назначение финансового  рынка – обеспечение перераспределения  между странами аккумулированных свободных  финансовых ресурсов для устойчивого  развития мирового хозяйства и получения  от этих операций определенного дохода.

 

Главной функцией международного финансового рынка является обеспечение  международной ликвидности, т.е. возможности  быстро привлекать достаточное количество финансовых средств в разных формах на выгодных условиях на наднациональном уровне.

 

Операции на международном  финансовом рынке с долей условности можно разделить на две группы – кредитные, инвестиционные. Соответственно можно выделить два сектора: сектор кредитов и сектор ценных бумаг, с  помощью которых осуществляется процесс инвестирования.

 

Международный финансовый рынок  – очень сложная структурированная  система, поэтому предлагается представить  ее в таком виде:

 

1.

В зависимости от периода  окончания операций международный  финансовый рынок делят на:

 

рынок кассовых (текущих  «спот») операций (расчеты за базовые  активы происходят не позднее 2 банковского  рабочего дня);

 

рынок срочных соглашений.

 

1.

В зависимости от места  проведения операций:

 

централизованный (биржевой рынок, представленный);

 

децентрализованный (внебиржевой) мировой рынок – децентрализованная торговля, осуществляемая преимущественно  через диллинговые системы, международные телекоммуникационные системы, по телефону.

 

 

Основными сегментами международного финансового рынка являются:

 

валютный рынок;

 

рынок банковских кредитов;

 

рынок ценных бумаг (фондовый рынок):

 

 

А) рынок деловых ценных бумаг;

 

Б) рынок титулов собственности;

 

рынок деривативов;

 

еврорынок (включает все  вышеперечисленные сегменты).

 

 

Валютный рынок – это:

 

подсистема валютных отношений  в ходе операций купли-продажи иностранных  валют и платежных документов в иностранных валютах;

 

институциональный механизм (совокупность учреждений и организаций  – банков, валютных бирж, других финансовых институтов), которые обеспечивают функционирование валютных рыночных механизмов.

Информация о работе Рынок монополистической конкуренции