Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:47, курсовая работа
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны.
Введение................................................................................................................3
Раздел 1 Сущность рынка труда, его типология и структура....................5
1.1 Определение рынка труда...............................................................................5
1.2. Типология и структура рынка труда...........................................................13
1.3 Рынок труда и заработная плата..................................................................17
1.4 Безработица и ее формы...............................................................................20
Раздел 2 Анализ ситуации и перспективы на рынке труда в России.....24
2.1 Состояние на рынке труда в РФ..................................................................24
2.2 Прогноз ситуации на рынке труда..............................................................30
Заключение.........................................................................................................33
Список использованных источников и литературы..................................34
В численности экономически активного населения 70,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в сентябре 2009г. Составил 7,6%.
Численность занятого населения в сентябре 2009г. По сравнению с августом снизилась на 0,2 млн.человек.
Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в сентябре 2009г. Составил 63,2%.
Таблица 1 - Экономическая активность населения
Тыс.человек |
Февраль 2009г. |
Май |
Август |
Сентябрь |
Справочно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Экономически
активное |
74816 |
75878 |
76569 |
76165 |
75757 |
занятые |
67760 |
69395 |
70562 |
70400 |
70965 |
безработные |
7056 |
6483 |
6007 |
5764 |
4792 |
В процентах |
|||||
Уровень экономической |
66,9 |
67,8 |
68,7 |
68,4 |
67,7 |
Уровень занятости |
60,6 |
62,0 |
63,3 |
63,2 |
63,4 |
Уровень безработицы |
9,4 |
8,5 |
7,8 |
7,6 |
6,3 |
По данным обследования населения по проблемам занятости в сентябре 2009г., в численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, около 675 тыс.человек (11,7%) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 245 тыс.человек (36%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 256 тыс.человек (38%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 174 тыс.человек (26%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.
В сентябре 2009г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в 2,5 раза.
Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в сентябре 2009г. составила 45,7%, доля городских жителей среди безработных составила 66,4%.
Безработица городского
и сельского населения
Таблица 2 - Уровень безработицы по полу и месту проживания (в процентах)
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Городское население |
Сельское | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2008г. |
|||||
Август |
5,8 |
6,0 |
5,7 |
4,7 |
9,3 |
Ноябрь |
7,0 |
7,5 |
6,4 |
5,8 |
10,5 |
2009г. |
|||||
Февраль |
9,4 |
10,2 |
8,6 |
8,2 |
13,1 |
Май |
8,5 |
9,2 |
7,9 |
7,7 |
10,9 |
Август |
7,8 |
8,3 |
7,4 |
6,9 |
10,7 |
Сентябрь |
7,6 |
8,1 |
7,0 |
6,7 |
10,2 |
Средний возраст безработных в сентябре 2009г. составил 34,8 года, в том числе безработных мужчин - 35,3 года, безработных женщин - 34,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 29,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,7%, 20-24 года - 22,4%.
Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20-24 года в августе-сентябре 2009г. вырос по сравнению с аналогичным периодом 2008г. на 5-6 процентных пунктов и составил в сентябре 15,7%. Следует отметить, что на возрастную группу населения 20-24 года приходится основная часть выпускников учреждений профессионального образования, выходящих на рынок труда.
Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (29,1%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в сентябре 2009г. составил 17,6% (в августе 2009г. - 18,5%), в том числе среди городского населения - 17,2%, среди сельского населения - 18,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,4 раза, сельского населения - 2,1 раза.
Среди безработных 31,4% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,4% безработных.
Среди сельских жителей
доля застойной безработицы
В численности безработных 27,8% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В сентябре 2009г. их численность составила 1,6 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (20,0% - за счет молодежи до 20 лет, 50% - от 20 до 24 лет, 15% - 25-29 лет).
В сентябре 2009г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 16,2%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 19,8%.
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе.
Таблица 3 - экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем в августе-сентябре 2009г.)
Экономи- |
В том числе |
Уровень экономи- |
Уровень занятости, |
Уровень безрабо- | ||
занятые |
безра- | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Российская Федерация |
76367,0 |
70481,2 |
5885,7 |
68,6 |
63,3 |
7,7 |
Центральный |
20335,1 |
19249,5 |
1085,6 |
69,1 |
65,4 |
5,3 |
Северо-Западный |
7676,9 |
7117,6 |
559,3 |
71,7 |
66,4 |
7,3 |
Южный |
11572,9 |
10375,1 |
1197,8 |
65,9 |
59,1 |
10,4 |
Приволжский |
16305,1 |
15034,9 |
1270,2 |
69,0 |
63,6 |
7,8 |
Уральский |
6653,6 |
6163,7 |
490,0 |
69,0 |
63,9 |
7,4 |
Сибирский |
10293,5 |
9268,2 |
1025,3 |
67,4 |
60,7 |
10,0 |
Дальневосточный |
3529,9 |
3272,3 |
257,6 |
68,4 |
63,4 |
7,3 |
Рынок труда находится в постоянной динамике, развитие которой определяется рядом факторов, в том числе социально-экономическим положением, внесением изменений в законодательство РФ, структурными изменениями. С октября 2008 года в связи с ухудшением экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности в результате влияния мирового экономического кризиса, в сфере занятости и на рынке труда начались негативные процессы, главными из которых является рост безработицы. Но, несмотря на это, в скором будущем ожидается обратный процесс, а именно - дефицит трудовых ресурсов, что полностью искоренит безработицу и усилит иммиграцию иностранных специалистов из других стан. По прогнозам Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России, численность трудоспособного населения к 2016 году уменьшится на 9,8 млн. человек и будет составлять 58% в общей численности населения. Такая ситуация сохранится вплоть до 2030 года.
В территориальном отношении так и останется перекос в сторону центра. Уже сейчас спрос и предложение сконцентрировано в центральных регионах, а в Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе спрос значительно превышает предложение.
Стоит ожидать также усиление движения персонала из компании в компанию. Поэтому большее значение приобретут мотивационные программы. Наиболее значимым фактором для мотивации станет наличие «белой» зарплаты, это связано с развитием ипотеки и программ кредитования населения. «Социальный пакет» приобретает все больший вес. В нем устоится в частности: медецинская страховка для всех членов семьи, включая стоматологию, сопровождение родов с 4-х месяцев, оплата д/сада для детей, бесплатное корпоративное питание, пенсионная программа и др. Будет разработана специальная программа поддержки и адаптации сотрудников при переезде из регионов.
Решение проблем нехватки персонала будет идти по нескольким направлениям. Например, произойдет снижение требований к трудовому стажу сотрудников. Уже сейчас начинается борьба за выпускников ведущих ВУЗов. Но пока этот сегмент осваивают только крупные западные корпорации. Так, достаточно открыть любую газету, распространяемую в ВУЗах, и увидеть на каждой странице рекламу, призывающую выпускников и студентов последних курсов проходить стажировки и устраиваться на работу в эти компании. Даже прохождение практики и стажировок уже оплачиваться.
Наличие хорошего знания английского и других языков приобретет характер «желательного, но необязательного». Крупные международные компании уже идут на снижение этого требования.
Вырисовывается тенденция старения персонала. По позициям, на которые раньше требовались кандидаты «до 35 лет», уже сейчас эта цифра увеличена «до 45 лет». Эта тенденция продолжится.
Возрастет роль привлечения персонала из других регионов, хотя в России традиционна низкая мобильность трудового населения. Уже сейчас государство разрабатывает программы по повышению мобильности населения, но пока это носит декларативный характер.
В определенных же секторах экономики останется существенной доля иммигрантов (прежде всего из стран бывшего СССР). При этом отдельно стоит вопрос о международном подборе специалистов (прежде всего топ-персонала) из стран Восточной и Западной Европы. Это, прежде всего, актуально для федеральных розничных сетей и компаний, планирующих выход на IPO. Однако в целом, рост потребности в таком персонале среди российских компаний останется невысоким.
В долгосрочной перспективе потребность в персонале будет расти, особенно в сфере Информационных технологий и Телекоммуникаций, финансов и инвестиций (IPO, банковская розница), медицины (включая специалистов по биотехнологиям и генной инженерии), производства (инженеры и технологи).
Можно с уверенностью сказать о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением на рынке труда. Следовательно, для привлечения и удержания квалифицированных сотрудников компаниям придется тратить все большее количество денежных средств, разрабатывать мотивационные программы, более гибко подходить к требованиям по опыту кандидатов, снимать возрастные ограничения.
В заключении хочу сказать, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.