Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:08, реферат
Цель данной курсовой работы – изучить проблему безработицы в стране, применяя макроэкономический анализ, спроецированный на факторы этой проблемы именно в Казахстане, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.
Основными проблемами исследования в этой области являются:
1). Несогласованность, причем явная, в исследованиях между государственными и негосударственными структурами.
2). Неразвит рынок труда и занятости
3). Безразличие со стороны населения и правительства.
4). Своеобразная форма менталитета, сложившаяся у населения при социа
Введение…………………………………………………………………3
Глава I Рынок труда: Его эволюция, понятие,
взаимосвязь с воспроизводством рабочей силы.
1.1 Эволюция понятия «Рынок труда»……………………………...3
1.2 Сущность и формы проявления рынка труда………………….5
1.3 Структура рынка труда……………………………………………7
1.4 Механизм и особенности функционирования
рынка труда…………………………………………………………12
Глава II Рынок труда в Республике Казахстан
2.1 Особенности рынка труда в
Республике Казахстан и регионах………………………………15
2.2 Состояние рынка труда в Республики Казахстан в
январе-сентябре 2001 года……………………………………….20
2.3 Уровень оплаты труда в Республики Казахстан
за январь-сентябрь 2001 года…………………………………...22
Глава III Рынки труда как регуляторы
занятости и безработицы
3.1 Политика на рынке труда по улучшению занятости
и снижению безработицы…………………………………………24
3.2 Прогнозирование уровня безработицы в период
перехода к рынку…………………………………………………..30
3.3 Безработица в Республики Казахстан.
Первопричины её роста…………………………………………...33
3.4 Пути решения проблемы безработицы
в Республики Казахстан…………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………..39
Список используемой литературы……………………………….40
Подготовлены «Правила организации деятельности центров социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства», в соответствии с которыми в настоящее время действуют 10 центров социальной адаптации в городах Шымкенте, Жамбыле, Караганде, Жезказгане, Темиртау, Усть-Каменогорске, Семипалатинске, Атырау, Павлодаре, Актау.
2.2 СОСТОЯНИИ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В ЯНВАРЕ-ОКТЯБРЕ 20001 года
Численность граждан, состоящих на учете в уполномоченных органах занятости в качестве безработных (по данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан), на конец октября 2001 г. составила 222,7 тыс. человек, что на 76 человек меньше, чем в предыдущем периоде и на 19,9 тыс., или на 8,2% меньше, чем в соответствующем периоде 2000 г. Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения относительно предыдущего месяца не изменилась и составила 2,9%. Из числа зарегистрированных безработных более половины (121,8 тыс. человек) - женщины, причем треть из них - жительницы села (35,3 тыс.). Относительно сентября т.г. число безработных женщин уменьшилось на 0,5 тыс. человек (на 0,4%). Значительное число граждан, зарегистрированных в качестве безработных на конец октября 2001 г., отмечено в Восточно-Казахстанской - 27,9 тыс. человек (12,5% от их общего числа), Павлодарской - 24,7 тыс. (11,1%), Костанайской 18,8 тыс. (8,5%), Жамбылской - 17,4 тыс. (7,8%), Карагандинской, Акмолинской и Кызылординской областях - 15,0-15,1 тыс. человек (6,7-6,8%). Наименьшее число безработных - 4,1 тыс. (1,8%) - зарегистрировано в г. Астане.
Таблица №1 ЧИСЛЕННОСТЬ ГРАЖДАН, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В КАЧЕСТВЕ БЕЗРАБОТНЫХ В 2001 г.
|
Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных |
Из них получающие материальную помощь по безработице |
Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения, в% | ||
всего, тыс. человек |
в т.ч. проживающие в сельской местности |
всего, тыс. человек |
в т.ч. проживающие в сельской местности | ||
2001 г. | |||||
Январь |
240,2 |
88,3 |
15,4 |
4,6 |
3,4 |
Февраль „ |
244,7 |
90,8 |
22,4 |
7,4 |
3,4 |
Март |
242,1 |
90,2 |
27,5 |
8,4 |
3.4 |
Апрель |
241,6 |
92,4 |
30,9 |
10,8 |
3,4 |
Май |
239,4 |
91,4 |
34.9 |
12,0 |
3,4 |
Июнь |
234,5 |
90,8 |
31,1 |
9,3 |
3,3 |
Июль |
233,0 |
91,6 |
27,0 |
9,8 |
3.1 |
Август |
228,3 |
90,2 |
26,8 |
9,3 |
3,0 |
Сентябрь |
222,8 |
87,8 |
24,0 |
9,0 |
2,9 |
Октябрь |
222,7 |
87,5 |
22,5 |
8,3 |
2,9 |
Октябрь 2000 г. |
242,6 |
87,4 |
27,1 |
10,8 |
3,8 |
В уполномоченные органы по вопросам занятости в поисках работы за десять месяцев 2001 г. обратилось 284,7 тыс. человек, в том числе проживающих в сельской местности - 96,3 тыс. человек. В октябре т.г. их число составило 26,7 тыс. человек, что на 0,5 тыс. человек (на 1,7%) меньше, чем в сентябре, из жителей сельской местности - соответственно, 8,1 тыс. человек и на 1,2 тыс. (на 13,2%) меньше.
В октябре т.г. по сравнению с сентябрем в восьми регионах республики наблюдалось снижение числа граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства. Так, в Южно-Казахстанской области их число уменьшилось почти в два раза - на 1,2 тыс. человек, Кызылординской - на 0,4 тыс., Алматинской и Карагандинской - по 0,3 тыс.
Трудоустроено за прошедшие десять месяцев т.г. 122 тыс. человек, в их числе сельских жителей - 33,6 тыс. В октябре т. г. работу получили 12,9 тыс. человек, или 48,6% от числа граждан, обратившихся в органы занятости в поисках работы в этом же месяце, в том числе проживающие в сельской местности - 3,2 тыс. человек, или каждый третий (39,7%) из числа желающих получить работу селян.
В октябре т. г. из общего числа безработных 9,6 тыс. малообеспеченных граждан назначена материальная помощь, средний размер которой составил 1321 тенге. В сентябре 2001 г. она равнялась 1324 тенге и составляла всего 7,4% от среднемесячной номинальной заработной платы одного работника этого же месяца.
По состоянию на 1 ноября 2001 г. по различным причинам полностью остановили производство 211 предприятий (на 1 октября т.г. - 205 предприятий), частично - 281 предприятие (300), полностью перешли на режим неполного рабочего времени 67 предприятий (69). Число работников, находящихся в вынужденных отпусках, в октябре т.г. против сентября уменьшилось на 2,1 тыс. человек и составило 31,8 тыс. Значительное их число отмечено в Жамбылской области - 10,4 тыс. человек (32,7%), Южно-Казахстанской, Алматинской, Восточно-Казахстанской областях
5,4 тыс. (17%), г. Алматы и Карагандинской, 2,1-2,5 тыс. человек (6,7-7,9%).
Таблица№2
МЕРЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКЕ БЕЗРАБОТНЫХ В
|
Октябрь 2001 г. |
Справочно октябрь 2000 г. | ||
всего |
в т. ч. проживающие в сельской местности |
всего |
в т.ч. проживающие в сельской местности | |
Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных за месяц |
26429 |
8036 |
25640 |
7594 |
из общего числа безработных: |
|
|
|
|
назначена материальная помощь по безработице |
9643 |
5002 |
12725 |
6216 |
средний размер материальной помощи, тенге |
1321 |
1287 |
1262 |
1206 |
направлены на профессиональную подготовку или переподготовку, на повышение квалификации |
3285 |
1082 |
1570 |
414 |
средний размер стоимости обучения, тенге* |
4410 |
4384 |
1470 |
1445 |
приняли участие в общественных работах |
8024 |
3504 |
9302 |
3144 |
средний размер выплат, тенге |
3915 |
3727 |
2952 |
2881 |
2.3
УРОВНЬ ОПЛАТЫ ТРУДА В
Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в сентябре 2001г. составила 17918 тенге и возросла по сравнению с сентябрем предыдущего года на 21,7 %, в реальном выражении - на 12,7%. Ее уровень превысил величину прожиточного минимума в 4,1 раза, минимальный размер оплаты труда - в 5,1 раза (в сентябре 2000 г. - соответственно, в 3,6 и в 5,3 раза).
Диаграмма № 2 индексы заработной платы
и потребительских цен в2000-20001г.г.
Значительный прирост номинальной заработной платы в сентябре т. г. относительно соответствующего месяца прошлого года отмечен в строительстве - 31,9%, государственном управлении
- 31,3%, и у работников, занятых операциями с недвижимым имуществом, арендой и услугами
- 30,3%, на транспорте и связи - на 29,1%. Максимальной величина оплаты труда сохраняется в финансовой деятельности - 40492 тенге, минимальной - в рыболовстве, рыбоводстве - 7687 тенге и разрыв между ними составил 5,3 раза (в сентябре прошлого года - 4,9 раза).
|
Среднемесячная заработная плата одного работника |
Реальная заработная плата в процентах к | |||
тенге |
в процентах к | ||||
соответствующему периоду предыдущего года |
предыдущему периоду |
соответствующему периоду предыдущего года |
предыдущему периоду | ||
По всем видам экономической деятельности |
17918 |
121,7 |
101,1 |
112,7 |
100,9 |
Сельское хозяйство, охота и лесоводство |
9132 |
121,2 |
136,5 |
112,2 |
136,3 |
Рыболовство, рыбоводство |
7687 |
112,8 |
116,7 |
104,4 |
116,5 |
Промышленность - всего |
24537 |
115,5 |
100,4 |
106,9 |
100,2 |
Горнодобывающая |
38528 |
124,8 |
100,9 |
115,6 |
100,7 |
Обрабатывающая |
21066 |
111,1 |
101,3 |
102,9 |
101,1 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
19787 |
113,0 |
96,8 |
104,6 |
96,7 |
Строительство |
30142 |
131,9 |
105,4 |
122,1 |
105,2 |
Торговля; ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования |
15540 |
112,1 |
101,8 |
103,8 |
101,6 |
Гостиницы и рестораны |
21316 |
109,6 |
98,4 |
101,5 |
98,2 |
Транспорт и связь |
25352 |
129,1 |
95,5 |
119,5 |
95,3 |
Финансовая деятельность |
40492 |
118,6 |
88,9 |
109,9 |
88,8 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям |
22065 |
130,3 |
98,9 |
120,6 |
98,8 |
Государственное управление |
14754 |
131,3 |
99,2 |
121,6 |
99,0 |
Образование |
9839 |
116,4 |
108,3 |
107,8 |
108,0 |
Здравоохранение и социальные услуги |
8172 |
115,4 |
98,3 |
106,9 |
98,1 |
Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги |
16728 |
123,4 |
102,5 |
114,3 |
102,3 |
Среднемесячная номинальная заработная плата исчисляется путем деления суммы начисленного фонда заработной платы на численность фактически проработавших работников (т.е. численность для исчисления средней заработной платы) и на число месяцев в отчетном периоде.
Реальная заработная плата - покупательная способность номинальной заработной платы, характеризующая объем товаров и услуг, которые можно приобрести на заработную плату в текущем периоде. Индекс реальной заработной платы определяется делением индекса номинальной заработной платы на индекс потребительских цен на товары и услуги за соответствующий период.
В третьем квартале т.г. в среднем по республике оплата труда у мужчин составляла 22370 тенге, что в 1,8 раза выше (в соответствующем квартале 2000 г. - в 1,7 раза), чем у женщин. Тендерная дифференциация заработной платы в финансовой деятельности сложилась в 1,7 раза, в строительстве и промышленности - в 1,5 раза, в сельском хозяйстве и государственном управлении - в 1,4 раза, образовании и здравоохранении - в 1,3 раза.
Диаграмма № 3 Номинальная заработная плата мужчин и женщин по отдельным видам экономической деятельности в III квартале 2001 года.
Глава III Рынки труда как регуляторы
занятости населения
3.1. Политика на рынках труда по улучшению
занятости и снижению безработицы.
Основные
направления улучшения
Формирование спроса на рабочую силу подчинено потребностям и интересам работодателя, руководствующегося главным мотивом — обеспечить конкурентоспособность возглавляемого им предприятия для получения прибыли.
Первое и основное направление политики формирования спроса на рабочую силу — сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация излишних или неэффективных. Эти меры осуществляются на действующих предприятиях при поддержке местных и региональных органов власти, содействующих привлечению необходимых средств в первую очередь в сфере производства потребительских товаров и услуг.
Схема №3
Политика на рынке труда по улучшению занятости
И снижению безработицы
Политика
Политика
формирования
спроса на спрос предложения
на рабочую силу и предложение рабочей силы
рабочей силы
Сохранение
и создание рабочих
мест на действующих
предприятиях
Развитие
Создание новых рабочих
мест на основе развитие Улучшение
предпринимательства
и снижение Регулирование
безработицы продолжительности
Организация оплачиваемых рабочего времени
общественных работ
Создание рабочих мест
для лиц с ограниченной миграционных
возможностью использование процессов
трудового потенциала
Второе направление — создание рабочих мест на основе развития предпринимательства. Особенно эффективны в этом плане малые предприятия: в практике США благодаря им создаются восемь из десяти новых рабочих мест (хотя при этом отмечается, что в это число входит определенная доля кратковременных рабочих мест). На
ряду с созданием
новых предприятий
Третье направление — организация оплачиваемых общественных работ. Это пришедшее из зарубежной практики понятие означает предоставление безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов управления. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются ситуацией на местном рынке труда и составом лиц, нуждающихся в таких работах. Вместе с тем это направление может быть эффективным и привлекательным для человека при наличии действительного, а не искусственного спроса на рабочую силу для осуществления той или иной деятельности, поскольку рабочие места создаются не только ради того, чтобы занять трудоспособное население, но и для удовлетворения потребностей общества в необходимых объектах, работах и услугах. Сфера применения рассматриваемого направления может быть расширена за счет ее распространения на предприятия (об этом свидетельствует, в частности, опыт ФРГ). В этом случае предприятие определяет круг работ, не входящих в его прямые обязанности, организуя для их выполнения рабочие места с привлечением безработных и оплатой их труда из средств предприятия и фонда занятости.