Рынок труда: сущность, содержание и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:44, доклад

Краткое описание

Рынок труда исторически возник тогда, когда произошло отделение работника (крепостного крестьянства, ремесленника) от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением ему юридической свободы. Однако. Став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден продавать свою свободность к труду, или рабочую силу. Так появился новый товар, который дал названию новому рынку.
В последнее время в работах многих ученых, посвященных проблемам рынка труда, наметилось различие в определении предмета купли-продажи на рынке труда: рабочая сила или труд.

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок труда.docx

— 22.48 Кб (Скачать файл)

 

РЫНОК ТРУДА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА 

 

 

     Рынок труда исторически возник тогда, когда произошло отделение  работника (крепостного крестьянства, ремесленника) от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением  ему юридической свободы. Однако. Став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден продавать свою свободность к труду, или рабочую силу. Так появился новый товар, который дал названию новому рынку.     

В последнее время в работах  многих ученых, посвященных проблемам  рынка труда, наметилось различие в определении предмета купли-продажи на рынке труда: рабочая сила или труд. Однако продаваться может только рабочая сила, а не труд, так как последний есть не что иное, как процесс. В таком случае, было бы правильнее говорить о рынке рабочей силы, а не о рынке труда. Но, начиная с К. Маркса и кончая многими современными учеными данные понятия принято считать синонимами и не делать между их значениями никаких различий. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками. Они способствуют соединению рабочей силы со средствами производства, тем самым удовлетворяется потребность работодателей в труде, а наемных работников – в заработной плате.  
          Государственная политика рынка труда в западных странах исходит из того, что активная жизненная позиция, стремление к развитию и самоутверждению, присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под влиянием директивных указаний со стороны и не под давлением каких-то внешних сил. Напротив, подобные устремления зарождаются не только как следствие внутренних побуждений и реализуются путем самостоятельных решений и действий. Для этого необходима конкурентная среда и наличие для всех примерно равных возможностей достижения наилучших результатов. Задача государства состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических, в т. ч. налоговых, социальных и культурных возможностей развития страны. Эффективность подобной концепции подтверждает опыт развития западного общества 70-80-х годов. Государство ни при каких обстоятельствах не выступает давящей директивной силой, наделившей само себя монопольными правами регулировщика рынка труда. Опыт развития западной цивилизации показывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчезновению эволюционных потенций в обществе и его деградации.  
     О жизненной важности рынка труда для современного общества свидетельствуют масштабы текущих государственных затрат на его развитие. Только на реализацию социальных программ в рамках рынка труда во многих западных странах ежегодно выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта.  
     Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям – трудоустройство ищущих работу, обучение пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности).      

Анализ динамических изменений  рынка труда основывается на оценке перемещения населения между  тремя состояниями рынка труда: занятости, безработицы и экономической  неактивности. Рассмотрим классификацию  занятого и безработного населения, которая основана на методологии  МОТ.  
Все население Российской Федерации можно разделить на две группы:  
Экономически активное население: Данная группа включает ту часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В свою очередь она делится на следующие категории: занятые. Выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени; Временно отсутствуют на работе из-за болезни, отпуска, работы по специальному графику, отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причинам;  Самостоятельно обеспечивают себя работой; Безработные; Не имеют работу (доходного занятия); Занимаются поиском работы (обращались в службы занятости, использовали объявления, обращались к работодателю и т.п.); Готовы приступить к работе.  
     Экономически неактивное население: данная группа включает в себя людей, не входящих в состав рабочей силы: учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения; Лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности; Лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми; Отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиск; Другие лица, у которых нет необходимости работать  
     Границы рынка труда определяются следующей частью экономически активного населения России:  
- Незанятые, но ищущие рабочее место  
- Занятые, но неудовлетворенные работой и подыскивающие другую работу или дополнительное рабочее место  
- Занятые, но рискующие потерять рабочее место  
     Вышеперечисленные группы образуют предложение труда. Владельцы рабочих мест формируют спрос на труд, складывающийся из числа вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет замену.  
          Трудящийся, лишенный собственности на свою рабочую силу и возможности распоряжаться своим профессиональным потенциалом, во многом теряет интерес к труду, сохранению и развитию качеств труженика, созидателя и перестает стремиться к их лучшему использованию. Ослабевают нравственные, духовные связи со сферой труда и обществом, исчезает интерес к благополучию и развитию предприятий, национальной экономики страны. А это как бумеранг бьет в итоге по материальному благосостоянию населения и приостанавливает его духовный и культурный рост.  
     Масштабы и интенсивность расходов на развитие, и профессиональную подготовку трудовых ресурсов непрерывно нарастают и определяются уровнем поставленных перед обществом текущих и долговременных задач в этом отношении. Важно, что застрельщиком подобных программ выступают, как правило, ведущие корпорации страны.  
     Прямое субсидирование воспитания и культурного развития трудящихся, наряду с вознаграждением за труд, имеет целью формирование трудовых ресурсов творческого типа и осуществляется в общей сложности на протяжении по сути дела всей жизни человека в следующих направлениях:  
1. Дошкольное, школьное воспитание и обучение, среднее специальное, высшее и научное образование (примерно 80-90% за счет государства, частного капитала и общественных организаций).  
2. Заработная плата (соответствующая уровню образования и квалификации, своевременная, минимальная выше прожиточного минимума).  
3. Субсидирование «пожизненно» подготовки и переподготовки (в среднем на 90% за счет государства и частного капитала).  
4. Пособия по безработице и различные виды социального вспомоществования (минимум – обеспечение текущих жизненных расходов; максимальная длительность – бессрочное вспомоществование; на 75-80% за счет государства и частного капитала).  
5. Пенсионное обеспечение (при отсутствии трудового стажа – государственное всеобщее; при наличие его не менее 15 лет –двойное или тройное выше официального прожиточного минимума; на 90-100% за счет государства и частного капитала).  
6. Финансирование на восстановление и укрепление здоровья и культурное развитие (на 70-80% за счет государства, частного капитала и общественных организаций).           

Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного бюджета, непосредственно от фирм, корпораций и отдельных предпринимателей, не облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи  с этим в юридическую или фактическую  зависимость от предпринимателей, государства, общества в целом. Ни государство, ни частный капитал не предъявляют  в какой бы то ни было форме трудящимся счета за вложенные ими в трудовые ресурсы средства, не требуют их компенсации. Осуществляется, таким  образом, своего рода безвозмездное субсидирование, и что еще важнее, фактическое развитие и подготовка к использованию рабочей силы как элемента национальных производительных сил будущими покупателями ее рабочего времени. Ни капитал, ни государство при этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарного потенциала рынка труда. Не ставится никаких политических условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда.     Она имеет практически неограниченные возможности международного трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний, ибо национальный рынок труда является неотделимой частью мирового рынка и подчиняется общим законам международного разделения труда. 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС  НА  РЫНКЕ ТРУДА 

 

С точки зрения активной борьбы с  безработицей наиболее важным представляется те действия государства, которые направлены на стабилизацию спроса на труд. Поскольку  спрос на руд зависит от спроса на товары и услуги, то государство может стимулировать производство как таковое.  
     Закон спроса – обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода. Закон спроса опирается на простой здравый смысл. Высокая цена подавляет желание потребителя совершить покупку, низкая же цена поощряет его приобрести товар.  
     Кривая спроса – кривая (график), показывающая, какое количество определенного товара или услуги покупатели готовы приобрести по разным ценам за данный период времени. 
     Одно из объяснений нисходящего характера кривой спроса состоит в том, что, хотя потребности людей безграничны, их потребность в определенном товаре может быть удовлетворена. В пределах конкретного промежутка времени, в течение которого вкусы покупателей остаются неизменными, потребители в состоянии получить столько определенных товаров и услуг, сколько пожелают. Чем большее количество продукта приобретают потребители, тем меньше их стремление к получению дополнительных единиц этого же продукта. Наиболее наглядно это видно на примере товаров длительного пользования. Потребность в автомобиле у человека, не имеющего его, может быть очень острой; желание иметь вторую машину – гораздо слабее; что же касается третьей или четвертой машины, то потребность в них невелика.  
     Экономисты выдвинули идею, согласно которой определенная потребность удовлетворяется следующими друг за другом единицами продукта в соответствии с законом убывающей предельной полезности. Продукт обладает полезностью, если он в состоянии удовлетворять те или иные потребности. Полезность – это способность удовлетворять потребности. Полезность товара или услуги – это удовлетворение или удовольствие, которое получает от них тот, кто их потребляет. Совокупная полезность – это общее удовлетворение или удовольствие, которое получает человек от потребления конкретного количества товара или услуги. Предельная полезность – это добавочное удовлетворение, извлекаемое потребителем из дополнительной единицы этого продукта.  
     Уменьшение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц конкретного продукта называется законом убывающей предельной полезности.  
     Каким же образом закон убывающей полезности объясняет, почему кривая спроса на определенный продукт оказывается нисходящей? Если каждая последующая единица продукта приносит все меньше и меньше предельной, или добавочной полезности, то потребитель станет покупать дополнительные единицы этого продукта лишь при условии снижения его цены. Вследствие убывающей предельно полезности дополнительных единиц продукта потребитель предпочтет больше не покупать этот продукт по заданной цене, так как тратя деньги (т.е. отказываясь от них, он фактически отказывается от других товаров, а значит, и от альтернативных способов получения полезности. Поэтому все последующие единицы продукта будут «недостаточно хороши» до тех пор, пока их цена не снизится. Со стороны продавца, убывающая предельная полезность заставляет его снижать цену, чтобы побудить покупателя приобретать больше продукта. Такова логика, подтверждающая нисходящей характер кривой спроса.  
     Величина, на которую уменьшается предельная полезность по мере потребления все большего количества продукта, определяет ценовую эластичность спроса на него. При прочих равных условиях, если от потребления последующей единицы продукта предельная полезность резко падает, то есть основания ожидать, что спрос окажется неэластичным. И наоборот, умеренное сокращение предельной полезности по мере увеличения потребления предполагает эластичный спрос.     

Несколько иной характер носят меры государственного регулирования, направленные на корректировку предложения.     

В современных условиях государство  реально воздействует на формирование структуры предложения труда  путем реализации программы  профессиональной ориентации и профессиональной подготовки.      

Индивидуальное предложение на рынке труда  
     Конкурентный рынок труда характеризуется следующими чертами:  
• большое количество фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда;  
• многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда;  
• ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроля над рыночной ставкой заработной платы, и ни те, ни другие не «диктуют уровня заработной платы».  
Общий, или рыночный, спрос на данный вид труда можно определить путем суммирования по горизонтали кривых спроса на труд (кривых MRP) отдельных фирм.  
     Предположим, что на предложение труда не оказывают влияние профсоюзы; между рабочими существует свободная конкуренция за имеющиеся свободные места. Кривая предложения конкретного вида труда будет плавно повышаться, отражая тот факт, что при отсутствии безработицы нанимающие фирмы будут вынуждены платить более высокие ставки заработной платы, чтобы привлечь больше рабочих. Так происходит потому, что фирмы должны отвлечь этих рабочих из других отраслей и местностей, с других рабочих мест. В определенных границах у рабочих имеются альтернативные возможности выбрать место работы. В условиях полной занятости группа фирм на конкурентном рынке должна постоянно повышать ставки заработной платы, чтобы привлечь данный вид работников с других рабочих мест. Более высокая заработная плата также необходима для стимулирования поиска работы теми, кто еще не входит в состав рабочей силы. 


Информация о работе Рынок труда: сущность, содержание и структура