Рынок труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике происходят изменения на рынке труда. Это вытекает из особенностей самого рынка, через который опосредуются новые отношения между собственниками средств производства и собственниками рабочей силы. Рабочая сила на рынке функционирует как товар, который покупается и продается, имеет спрос, предложение и цену.
В условиях становления рыночных отношений важно понять сущность функционирования и особенности формирования рынка труда в республике.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Ким.docx

— 92.48 Кб (Скачать файл)

 

Средняя продолжительность безработицы снизилась на 0,3 месяца и на конец июня 2013 г. составила 3,4 месяца против 3,7 месяца на конец июня 2012 года.

 

В январе–июне 2013 г. средний период трудоустройства безработных остался на уровне прошлого года и составил 1,4 месяца. В тоже время у женщин он более длительный – 1,8 месяца (у мужчин – 1,2 месяца, молодежи – 1,3 месяца).

 

             Списочная численность работников в январе-сентябре 2013 г. уменьшилась на 64,3 тыс. человек и составила 3310,5 тыс. человек или 98,1 процента от показателя за январь-сентябрь 2012 года.

 

Прием работников восполнил их выбытие в январе-сентябре 2013 г. на 92,6 процента, в то время в аналогичном периоде 2012 г. – на 94,8 процента. Принято на работу на 53 тыс. человек меньше, чем уволено (принято 664,3 тыс. человек, уволено 717,3 тыс. человек).

 

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь вынужденная неполная занятость в январе-сентябре 2013 года составила 80,9 тыс. человек или 2,4 процента от списочной численности работников (в январе-сентябре 2012 года 77,1 тыс. человек или 2,3 процента).

 

Численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), составила 29,3 тыс. человек, или122,6 процента к январю-сентябрю 2012 года (23,9 тыс. человек).

 

Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, составила 51,5 тыс. человек, или 96,9 процента к январю-сентябрю 2012 года (53,2 тыс. человек).

 

При этом численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, составила 11,6 тыс. человек или 22,5 процента общей численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя (в январе-сентябре 2012 года – 20,3 тыс. человек или 38,1 процента).

 

Численность населения, занятого в экономике Республики Беларусь в январе-сентябре 2013 г.

 

Численность занятых в экономике в январе-сентябре 2013 г. составила 4526,5 тыс. человек. Численность занятых в сентябре 2013 г. составила 4509 тыс. человек.[11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Особенности занятости и безработицы в областях и административных районах

 

В соответствии с законодательством Республики Беларусь занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, как правило, приносящая доход. Занятость показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами.

 

К занятому населению относятся, в первую очередь, работники по найму, а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью и т.д.

 

Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учёба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и др. Однако с точки зрения развития самого общества, решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан.[4.c.99]

 

В занятости, как экономическом явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Предоставления всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости. Эффективная же занятость означает такое распределение трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах, по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность в каждый момент времени получить наибольший прирост материальных и духовных благ, предполагает эффективное использование в трудовом процессе каждого занятого.

 

При полной и эффективной занятости решаются две задачи:

- создается достаточное  количество рабочих мест;

- обеспечиваются необходимой  рабочей силой предприятия и организации.[4.c.101]

 

Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д.

 

Безработица – такое состояние в экономике, когда способные и желающие работать по найму работники, не могут найти работу по специальности или вообще работу. Безработица определяется как наличие в обществе лиц определенного возраста (обычно старше 16 лет), не имеющих приносящей доход работы, пригодных к труду и занятых поиском работы.

 

Безработным (по определению Международной организации труда) считается тот, кто в данный момент не имеет работы, но ищет ее, готов к ней преступить и не имеет других источников дохода, кроме зарплаты в сфере оплачиваемой занятости.[9.c.61]

 

В 2010 г. количество занятых в экономике не сократилось, а незначительно возросло – до 4,646 млн. человек против 4,580 млн. в сравнении с 2009 г. В органах по труду, занятости и социальной защите на 2010 г. зарегистрировано 35,2 тыс. безработных. При этом уровень безработицы на 2010 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на 2009 г. –0,9%).

В 2010 г. на учет было поставлено 287,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 175,9 тыс. чел., или 61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в 2010 г. 175,3 тыс. чел., в том числе 115,6 тыс. безработных, или 65,9% от числа всех трудоустроенных.

 

В структуре безработных увеличивалась доля граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда. Это, прежде всего, женщины (53% в общем объеме безработных) и молодежь в возрасте до 30 лет (42,4% о) – те социальные группы, которые наиболее уязвимы в кризисных ситуациях.

 

 

Экономическая ситуация на местах заставила нанимателей обратить внимание на квалификацию и эффективность своих работников, дать им не формальную, а реальную оценку. Для этого в настоящее время у руководителей предприятий появился важный инструмент – постановление Министерства труда и социальной защиты от 23.03.2009 №40, которым внесены изменения в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки, вступающее в силу с 1.09.2009 г. На основании этого документа появляется возможность для квалифицированных и ценных работников разработать программы мотивации, а зарплату «малоэффективных» придержать.[5.c.245]

2.3 Государственное регулирование рынка труда на региональном уровне

 

Государственное регулирование занятости представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы посредством нормативно-правовых, экономических и административных методов и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня.

 

Рассмотрим содержание ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА содействия занятости населения Республики Беларусь на 2014 год.

 

Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2014 год (далее – Государственная программа) разработана в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 94, 2/1222).

 

Согласно прогнозам социально-экономического развития республики в 2013–2015 годах в условиях структурных преобразований экономики неизбежно высвобождение рабочей силы, что потребует обеспечения ее перетока в иные виды экономической деятельности, в том числе в высокоэффективный высокопроизводительный сектор экономики. В связи с этим прогнозируется усиление мобильности рабочей силы и выход на рынок труда дополнительной численности граждан, осуществляющих поиск работы.

 

         На фоне выбытия высококвалифицированных специалистов и рабочих в связи с выходом на пенсию наблюдается снижение престижа, непопулярность рабочих профессий среди молодежи.

 

В современных условиях инновационного развития экономики уровень подготовки молодых специалистов не всегда соответствует требованиям нанимателя, производства, что является следствием отсутствия тесного взаимодействия нанимателей и учреждений образования при осуществлении процесса обучения и оценки его качества.

 

Рынок труда будет пополняться за счет лиц, уволенных по причинам текучести кадров, лиц, высвобождаемых в результате модернизации производства и оптимизации численности работников, выпускников учреждений образования, лиц, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, а также лиц, ранее занятых в домашнем хозяйстве и длительно неработающих.

 

Согласно прогнозным расчетам в 2014 году в органах по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано около 200 тыс. безработных. Общее количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве, в 2014 году составит около 225 тыс. человек.

 

Меры по содействию занятости населения будут направлены на обеспечение удержания уровня безработицы в социально допустимых пределах, не превышающих 1,5 процента.

 

Основной целью Государственной программы является дальнейшее повышение эффективности использования трудового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики.

 

В рамках реализации Государственной программы предполагается решение следующих задач:

    • стимулирование экономической активности незанятого населения;
    • интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной
    • поддержке, – молодежи, инвалидов, граждан, освобожденных из исправительных
    • учреждений уголовно-исправительной системы Министерства внутренних дел, длительно
    • неработающих граждан и других;
    • повышение конкурентоспособности рабочей силы;
    • снижение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы;
    • совершенствование механизмов регулирования рынка труда и информационно-
    • методическое сопровождение деятельности государственной службы занятости населения.

 

              Государственной программой предусматривается комплекс мер, содействующих решению существующих проблем занятости и поддержке граждан, временно оказавшихся без работы.

 

Приоритетными направлениями Государственной программы на 2014 год являются стимулирование экономической активности и повышение конкурентоспособности незанятых граждан, содействие трудоустройству целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.

 

В числе основных задач мероприятий – создание условий для обеспечения эффективной занятости населения, повышения мобильности рабочей силы, обеспечения социальной защиты безработных граждан, информированности граждан о состоянии рынка труда и по вопросам занятости населения.

 

Осуществление мер по содействию занятости населения предусматривается путем: содействия гражданам, в том числе безработным, в трудоустройстве на имеющиеся вакансии и созданные рабочие места; содействия безработным в организации предпринимательской деятельности, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма; организации оплачиваемых общественных работ; стимулирования развития трудовой мобильности граждан в пределах республики в целях трудоустройства в другой местности; обеспечения социальных гарантий безработным в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи; совершенствования работы по информированию населения о состоянии рынка рабочей силы.

 

Выполнение предусмотренных Государственной программой мероприятий будет способствовать улучшению ситуации на рынке рабочей силы, смягчению последствий и предупреждению длительной безработицы, содействовать занятости граждан, в том числе самостоятельной занятости безработных.

 

Государственной программой предусматривается, что активные меры по обеспечению занятости населения будут направлены прежде всего на интеграцию в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке и дополнительных гарантиях занятости. Реализация данных мероприятий будет осуществляться по следующим направлениям: обеспечение занятости молодежи; содействие занятости длительно неработающих граждан; содействие в трудоустройстве лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.

 

Как определенный резерв трудовых ресурсов рассматриваются лица с ограниченными возможностями.

 

В связи с этим в течение года предусматривается:

    • проведение органами по труду, занятости и социальной защите мониторинга;
    • оказания содействия занятости безработным инвалидам в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
    • совершенствование механизмов профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов;
    • разработка предложений об определении возможного порядка сопровождения при трудоустройстве инвалидов.

 

Кроме того, в связи с реструктуризацией неэффективно работающих предприятий ожидается сокращение низкоэффективных рабочих мест, сопровождаемое оптимизацией численности работников.

 

В связи с этим в 2014 году органами по труду, занятости и социальной защите будет продолжен мониторинг состояния рынка труда организаций по вопросам использования рабочего времени, высвобождения персонала в связи с оптимизацией численности работников, а также проведения кадровой диагностики.

Информация о работе Рынок труда в Республике Беларусь