Рынок труда и особенности его функционирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда играет особую роль в национальной экономике. Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является создание эффективно действующих рынков труда. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75% ВНП. Настоящий этап социально-экономического развития характеризуется активным поиском эффективных форм функционирования национальной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА………………… 4
1.1 Содержание, особенности, функции рынка труда…………... 4
1.2 Основные элементы рынка труда…………………………….. 5
1.3 Механизм функционирования рынка труда…………………. 8
1.4 Рынок труда в классической и неоклассической моделях и
теория неоклассического синтеза………………………………….. 9
2.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ТРУДА В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………....................11
2.1 Динамика и структура занятости и безработицы в
Республике Беларусь………………………………………………...11
2.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной
платы в Республике Беларусь………………………………………. 14
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………...........................16
3.1 Роль государственного регулирования рынка труда в
Республике Беларусь………………………………………………... 16
3.2 Обеспечение эффективно занятости………………………..... 19
3.3 Повышение социальных гарантий в области занятости и
поддержки безработных……………………………………………. 22
3.4 Реформирование системы оплаты труда……………………… 23
3.5 Стимулирование повышения качеств труда…………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………... 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика и структура занятости и
безработицы в Республике Беларусь…………………………………… 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Динамика и структура номинальной и реальной
заработной платы в Республике Беларусь……………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ B План мероприятий по модернизации рынка
труда в Республике Беларусь……………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Переход-2-рынок труда и его особенности регулирования в РБ.docx

— 218.17 Кб (Скачать файл)

Реализация перечисленных выше мероприятий способствовало следующему [18]:

  1. обеспечение трудоустройства на новые рабочие места 133,4 тыс. человек (76,1% к годовому заданию), в том числе  на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд – 2,2 тыс. безработных (83,4%);
  2. оказание содействия в трудоустройстве на постоянную работу 159,1 тыс. человек, из них 103,8 тыс. - безработных (соответственно, 76,3  и 81,2%);
  3. направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации  19,3 тыс. безработных (73,7%), из них 8,2 тыс. – женщин, 13,0  тыс. – молодежи в возрасте 16 - 29 лет;
  4. трудоустройство 1,4 тыс.  безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально - технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите  на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (84,9% к заданию);
  5. организация  адаптации к трудовой деятельности 430 инвалидов  (95,1%);
  6. оказание финансовой поддержки в организации собственного дела 2,3 тыс.  безработным (82,2%).

Как видно из вышесказанного, правительство  активно занимается вопросами занятости  и трудоустройства граждан. Государство, согласно Конституции, создаёт условия  для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему  гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также  пособие по безработице в соответствии с законом.

 

3.2 Обеспечение эффективной занятости

 

Вопросы сохранения управляемой ситуации на рынке труда и повышения  эффективности мер государственной  политики по обеспечению занятости населения являются одними из наиболее важных в рамках государственного регулирования экономики Республики Беларусь.  Обязательной предпосылкой достижения стратегической цели государственного  регулирования– обеспечение рациональной занятости населения - является разработка и реализация следующих мер по стимулированию создания новых рабочих мест:

  1. установление системы льготного налогообложения и кредитования субъектов хозяйствования с целью формирования новых рабочих мест в жизненно важных производствах и сфере услуг, а также в районах с критическим состоянием рынка труда;
  2. расширение прямых бюджетных инвестиции в создание и модернизацию рабочих мест в высокотехнологичных и наукоемких производствах и сфере услуг;
  3. обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании рабочих мест для граждан, неконкурентоспособных па рынке труда (предоставление льгот по платам в бюджет, дотации для формирования специализированных рабочих мест и т.д.);
  4. активизация создания временных рабочих мест на основе общественных работ и развитие нестандартных форм занятости с помощью мер, способных экономически заинтересовать в этом субъекты хозяйствования (снижение взносов на социальное страхование за частично занятых работников; облегчение процедуры приема их па работу и т.д.).

Построение эффективной системы  создания и сохранения перспективных  рабочих мест обусловливает необходимость определения потребности в них на среднесрочную перспективу. Для этого следует:

  1. осуществить на основе аттестации рабочих мест оценку общей и дополнительной потребности в них па среднесрочный период с учетом отраслевых и региональных особенностей;
  2. разрабатывать на каждом предприятии (в организации) план-прогноз профессионально-квалификационной структуры кадров с последующим согласованием потребности производства в работниках с возможностью профессиональной подготовки в рамках системы профессионального образования, а также профессионального обучения непосредственно на производстве. В случае выявления недостатка кадров составлять заказ - договоры (заявки) нанимателей па их подготовку, при избытке - заблаговременно (например, за год) уведомлять службу занятости о численности рабочих и специалистов, находящихся под угрозой высвобождения, с целью принятия упреждающих мер;
  3. на основе данных организаций о потребностях в рабочих местах разрабатывать отраслевые и региональные программы их создания, которые будут учитываться при разработке государственных программ социально-экономического развития страны, а также прогнозов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров [13, c. 9].

Стратегически важным направлением является содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, которое обеспечивает более эффективное использование рабочей силы в условиях постоянно меняющегося спроса производства на рабочие места, позволяет вовлечь в него высвобождаемые ресурсы труда, а также часть граждан из неформального сектора. В связи с этим одной из главных задач становится обеспечение благоприятных условий для малого предпринимательства, устранение административно - организационных ограничений и барьеров, препятствующих его становлению и эффективному функционированию. Среди приоритетных мер следует выделить повышение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам. В первую очередь за счет упрощения процедуры получения банковских кредитов(льготное обеспечение кредитными ресурсами, привлечение малых предприятий к выполнению заказов для государственных нужд и т.д.).

Одним из направлений поддержки  является предоставление финансовых средств  на развитие лизинга оборудования для  малых предприятий, гарантирование кредитов, создание систем страхования инвестиционных рисков в сфере малого бизнеса. Стратегическим направлением должно стать формирование кредитных гарантийных фондов малого предпринимательства, которые в республике отсутствуют.

Не менее важно предоставление финансовой помощи посредством создания центров поддержки предпринимательства, инновационных центров, обществ взаимного кредитования, союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, целевых фондов нежилых помещений и др. [20,c. 115].

Как показал анализ, одним из наиболее эффективных направлений политики па рынке труда является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы. Учитывая отечественный и мировой опыт, можно выделить увеличение масштабов профессиональной подготовки и переподготовки работников по конкретным заявкам нанимателей на основе договорных форм профессионального обучения кадров с гарантией последующего трудоустройства [13, c.10].

Еще одно направление -  налаживание отношений предприятий с высшими учебными (средними специальными) заведениями по вопросу востребованных рынком специалистов, привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицированных специалистов, в разработке учебных планов, формировании перечня специальностей, необходимых различным сферам экономики. Это способствовало бы наиболее полному удовлетворению их требований в части объема получаемых знаний, умений, навыков молодых специалистов, необходимых для профессиональной деятельности.

Одновременно следует принять во внимание сниженную конкурентоспособность отечественных учреждений образования на внешнем рынке труда, что определённым образом  отражается на структуре предложения рабочей силы. С одной стороны, часть высококвалифицированных специалистов мигрирует (при этом главным фактором миграции служит низкий уровень заработной  платы таких специалистов в Беларуси), с другой - качество подготовки многих специалистов вызывает нарекания даже у отечественных работодателей. Кроме того, задачи инновационного развития белорусской экономики также повышают требования к качеству и компетенции персонала. В связи с этим очевидна необходимость увеличения инвестиций в человеческий капитал, причем эти инвестиции должны носить упреждающий характер, быть ориентированными на перспективные направления деятельности, соответствующие стратегическим целям развития Беларуси [21, c.101].

Для реализации данных мер по модернизации рынка труда с целью обеспечения  эффективной занятости разработан и действует ряд программ (Приложение В, рис. В.1). Четвертый Всебелорусский съезд рассмотрел и одобрил проект программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг., в рамках которого также предусмотрен ряд приоритетных направлений политики занятости населения: создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг; стимулирование роста занятости в сфере услуг; совершенствование системы переподготовки кадров; формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы.

Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80% к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58% от общей численности занятых в экономике. Основная цель — дать гражданам Беларуси возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд [27].

 

 

3.3 Повышение социальных гарантий в области занятости и поддержки безработных

 

Проблема социальной поддержки  безработных и их семей остается наиболее острой в рамках существующей ситуации на рынке труда Республики Беларусь. Как уже говорилось раннее,  максимальный размер пособий по безработице  с учетом ежемесячной денежной компенсации - около 29 долл. США, минимальный - чуть более 12 долл., средний в 2010 г. равнялся 48,7 тыс. бел. рублей 18% ВПМ. В связи с этим, в данный момент на  рассмотрении в Совете Министров находится предложение о необходимости повышения размера пособия по безработице, подготовлено финансово-экономическое обоснование его увеличения до бюджета прожиточного минимума.

Создание  в  Беларуси  социально-ориентированной   экономики   требует усиления   социальных  амортизаторов,  в   частности   организации   системы государственного   обязательного   страхования   от   безработицы.   Система страхования граждан от  безработицы значительно поднимает   уровень    и длительность материальной помощи  безработным,  ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство.  Страхование от безработицы является видом принудительного страхования, гарантирующим работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения или признания работодателя неплатежеспособным.

Для усиления социальной поддержки безработных граждан возможно также введение следующих мер:

  1. предоставление льготы по выплатам в Фонд социальной защиты предприятиям, заключившим трудовые контракты с безработными по направлениям службы занятости (при условии, что контракт заключен минимум на год);
  2. организация дополнительных выплат субъектам малого бизнеса за каждое созданное рабочее место и трудоустройство на него безработного по направлению службы занятости;
  3. увеличение  срока выплаты пособия по безработице всем категориям безработных; 
  4. расширение критериев подходящей работы в зависимости от категории безработных (профессионально-квалификационного и половозрастного состава). Определение критериев приемлемой работы для граждан, которые до регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите более 6 месяцев были заняты в личном хозяйстве; для граждан с ограниченными возможностями; для лиц без профессии, которые впервые ищут работу; для граждан, которые пребывают на учете как безработные более 12 месяцев (опыт России) [13, c.12].

Повышение социальных гарантий в области  занятости также является важным  элементом стимулирования труда  в Республике Беларусь. В письме Министерства труда и социальной защиты от 2 июня 2008 г. Разработан  Примерный перечень трудовых и социальных гарантий (социальный пакет), рекомендуемых для включения в коллективные договоры, иные локальные нормативные правовые акты организаций, а также контракты в целях закрепления в организациях высококвалифицированных. В перечне указаны также возможные источники обеспечения предлагаемых гарантий. В частности, к социальным рекомендовано относить: выплаты на удешевление питания; единовременные выплаты к профессиональным праздник юбилейным датам работников, организации; выплаты на погребение близких родственников; единовременные выплаты, связанные с рождением ребенка; единовременные премии.

Они производятся за счет прибыли, остающейся после налогообложения. Пересмотр  и дополнение списка социальных гарантий также является возможным направлением совершенствования рынка труда  Республики Беларусь [22, c. 56].

 

3.4 Реформирование системы оплаты труда

 

Приоритетной задачей социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе является обеспечение  достойного уровня заработной платы. Ее реализация обуславливает необходимость  разработки новых, гибких систем оплаты труда, максимально учитывающих  результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий, особенности отраслей экономики. Наиболее серьезной проблемой, касающейся оплаты труда в Республике Беларусь на данный момент, является существующая тарифная система оплаты труда. Она включает тарифные ставки и Единую тарифную сетку. Главный недостаток тарифных ставок – это их низкий уровень. Дешевизна рабочей силы имеет свои негативные последствия – это сдерживание внедрения новой техники и технологии (т.к. при высокой цене рабочей силы работодатель стремится заместить ее автоматизированным трудом), потери от текучести кадров, низкая производительность труда. 

Сдерживающим фактором роста тарифного заработка является и второй важный элемент тарифной системы - единая тарифная сетка (ETC). Предназначенная осуществлять дифференциацию заработной платы в зависимости от квалификации работников и сложности работ, она изначально не может выполнять своей функции, т.к. объединить в одну систему количественной оценки совершенно разные по качеству, содержанию, сфере деятельности, сложности и социальной значимости виды труда практически невозможно без нанесения серьезного ущерба тарифной системе в целом. К основным недостаткам современной ETC относятся:

  1. завышенный диапазон тарифных разрядов (27 вместо 18 согласно рекомендациям МОТ);
  2. завышенный диапазон тарифных коэффициентов (отношение наибольшей тарифной ставки к наименьшей) - от 1 до 7,84 (вместо 1 к 5 согласно рекомендациям МОТ);
  3. необоснованно высокое различие в оценке сложности труда в части его функционального разделения, т.е. завышены интервалы в разрядах между основными категориями работников, а особенно между квалифицированными рабочими и специалистами с высшим образованием;
  4. неравномерные и прогрессивно убывающие коэффициенты возрастания тарифных ставок: на одних участках диапазона тарифной сетки они составляют 1,16, на других - 1,07.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в РБ