Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 20:47, реферат
1. Основные показатели и задачи анализа рынка труда.
2. Основные проблемы в сфере занятости населения и рынка труда
3. Концепция политики занятости
1. Основные показатели и задачи анализа рынка труда
При анализе рынка труда в муниципальном образовании используются следующие понятия:
Трудовые ресурсы - лица трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1 и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также работающие лица нетрудоспособного возраста (подростки и население старше трудоспособного возраста);
занятые - лица трудоспособного возраста и старше, а также младших возрастов, работающие по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, не по найму, на приносящей доход работе, самостоятельно или у отдельных граждан, без оплаты на семейном предприятии;
незанятые - лица трудоспособного возраста и старше (если последние не ищут работы), которые не имеют работы (доходного занятия).
безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу. Выделяются следующие виды безработицы:
сезонная - обусловлена сезонным характером деятельности организации;
структурная - вызвана несоответствием структуры рабочих мест структуре рабочей силы;
скрытая (завуалированная) - характеризуется накоплением на предприятиях излишней, неэффективной рабочей силы, что приводит к снижению производительности труда.
Безработица различается по продолжительности: временная (до 4 месяцев), застойная (свыше 6 месяцев) и хроническая (свыше года).
Безработные - лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к работе. Из них выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения;
уровень общей безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах);
уровень регистрируемой безработицы (или официальной) - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в процентах);
экономически активное население (рабочая сила) - часть населения, включающая всех занятых и безработных граждан;
уровень экономической активности — отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в процентах).
При анализе рынка труда следует учитывать, что отличие рыночной экономики от нерыночной состоит в том, что в ней трудом считается любая целеориентированная деятельность человека, требующая от него затрат мыслей, усилий, энергии и времени вне зависимости от области применения результатов этих затрат, формы и способов организации этой работы. Тем самым существенно расширяются виды деятельности, которые получают общественное признание как трудовые. Это должно учитываться при оценке состояния занятости и уровня безработицы в городе.
Анализируя состояние рынка труда необходимо выявить:
• численность экономически активного населения,
• численность населения, занятого в экономике города,
• распределение занятости по формам собственности,
• распределение занятости по отраслям хозяйства,
• распределение занятости по социально-демографическим группам:
мужчины, женщины, молодежь 16-29 лет, лица среднего возраста 30—49 (54), лица предпенсионного возраста, лица с высшим образованием, со средним и средним специальным и пр.
Все эти показатели позволят охарактеризовать основные тенденции в сфере занятости - соотношение работающего населения и экономически активного, занятого в государственном, негосударственном и неформальном секторах, самозанятость населения, выявить требования к составу работающего населения в городе - пол, возраст, образование.
Особое значение имеет анализ изменения численности занятых в материальной и нематериальной сферах, темпов высвобождения занятых из отраслей материального производства.
При помощи данных показателей можно будет определить масштабы и направления развития альтернативной занятости в муниципальном образовании.
Для оценки напряженности на рынке труда необходимо проанализировать возможность удовлетворения потребности населения в рабочих местах, используя следующие показатели:
• количество безработных, приходящихся на одну вакансию;
• структуру спроса на рабочую силу;
• численность граждан, работающих в режиме неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, т.к. они являются потенциальными клиентами службы занятости или претендуют на вторичную занятость;
• положение в сфере занятости различных социальных групп - особенно незащищенных (молодежь, закончившая образование; женщины, стремящиеся возобновить трудовую деятельность; лица старших возрастов).
В результате анализа должен быть сделан вывод о состоянии занятости в муниципальном образовании,о происходящих структурных изменениях в сфере занятости экономически активного населения, выявлены проблемы, связанные с формированием рынка труда.
В целях регулирования социально-экономической ситуации на рынке труда необходимо исследовать структуру и интенсивность безработицы, создать ее социальный портрет с тем, чтобы выделить наиболее уязвимые группы населения, решение проблем трудоустройства которых является одной из первоочередных задач администрации города.
Для этого следует проанализировать основные показатели безработицы:
Долю безработных (в %) в экономически активном населении, долю безработных, официально зарегистрированных в службе занятых (в %) в экономически активном населении, структуру безработных по социально-демографическим группам (мужчины, женщины, молодежь 16-29 лет, лица среднего возраста 30-49(54) лет, лица предпенсионного возраста; по уровню образования - среднее, беднее специальное, высшее).
Используемые показатели и их обоснование
№ пп |
Показатели |
Единица измерения |
Обоснование выбора показателей |
1 |
Трудовые ресурсы |
тыс.чел. |
Показатель, характеризующий потенциальную возможность развития экономической базы города за счет собственных ресурсов |
2 |
Численность занятых в экономике муниципального образования |
тыс. чел. |
Динамика численности данной категории населения характеризует основные тенденции развития в сфере занятости городов |
3 |
Численность экономически активного населения (ЭАН) - в процентах к общей численности населения города |
тыс. чел. процент |
Используется при определении уровня безработицы Характеризует уровень экономической активности населения городов |
4 |
Численность занятых в моноэкономических структурах |
тыс. чел. |
Используется для выявления городов с моноэкономической структурой хозяйства |
5 |
Распределение численности работающих по основным отраслям народного хозяйства |
тыс. чел |
Используется для анализа структуры занятости и определения функционального типа городов |
6 |
Численность населения, работающего в близлежащих городах (центрах агломераций и др. систем расселения) |
тыс.чел. |
Характеризует трудовые связи городов и участие их трудового потенциала в региональном рынке труда |
7 |
Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу - в процентах к ЭАН*) |
человек процент |
Используется при определении общего уровня безработицы в городе и исчисления численности экономически активного населения Показатель, характеризующий общий уровень безработицы в МО |
8 |
Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу и зарегистрированных в службе занятости на конец года - в процентах к ЭАН*) |
Человек процент |
Может быть использован в случае отсутствия предыдущего показателя |
9 |
Признано безработными органами государственной службы занятости - в процентах к ЭАН*) |
Человек процент |
Официальный статистический показатель, используемый в России для оценки уровня безработицы |
10 |
Численность получающих пособие по безработице - в процентах к численности безработных |
Человек процент |
Используется для определения нагрузки на региональный фонд занятости |
11 |
Численность незанятых граждан, прошедших профессиональную подготовку (за год) - в процентах к численности безработных |
Человек процент |
Характеризует активность политики в сфере занятости на рынке труда и развитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров |
12 |
Численность работников, характеризующая неполную занятость (за год)**) - в процентах к ЭАН*) |
Человек процент |
Используется как основной показатель при оценке скрытой безработицы и остроты ситуации на городском рынке труда, так как скрытая безработица всегда имеет тенденцию перерастания в открытые формы |
13 |
Средняя продолжительность безработицы |
месяцы |
Используется для оценки застойного характера безработицы и остроты проблем трудоустройства |
Коэффициент напряженности на рынке труда***) (среднегодовой) |
Отражает соотношение спроса и предложения на рынке труда. При низких значениях этого показателя и высоком общем уровне безработицы следует делать вывод о наличии структурной безработицы | ||
Количество созданных новых рабочих мест (за год) - в т.ч. за счет средств Фонда занятости населения |
раб. мест |
Характеризует активность региональной политики в сфере занятости населения |
*) Определяется по данным
органов местного
**) Численность находящихся
в вынужденных отпусках и
***) Количество безработных, приходящихся на 1 заявленную в государственную службу занятости вакансию.
Примечание: все показатели приводятся в динамике
Для активного регулирования безработицы требуется детальное рассмотрение причин ее порождающих, представление о которых дает распределение безработных по обстоятельствам незанятости: увольнение по собственному желанию, высвобожденные, выпускники общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений.
Достаточно верную оценку занятости дает продолжительность безработицы. Длительные поиски работы - индикатор сложной ситуации на рынке труда.
Анализ структуры безработицы и ее основных тенденций имеет большое практическое значение при обосновании управленческих решений по регулированию трудовых отношений, при выработке мер социальной защиты населения, амортизирующих негативные последствия безработицы.
2.Основные проблемы в сфере занятости населения и рынка труда
Основными проблемами в сфере занятости населения и рынка труда на современном этапе являются:
Концепция политики занятости
В концепции политики занятости, исходя из результатов анализа, должна быть спрогнозирована ситуация на рынке труда в муниципальном образовании, выявлены ее особенности и последствия. Политика на рынке труда должна быть направлена на достижение сбалансированности рабочей силы и числа рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, переориентацию экономически активного населения на новые формы занятости (неформальный сектор, малый бизнес, предпринимательство, общественные работы в городе), создание системы переподготовки кадров в соответствии с требованиями рыночной экономики, улучшение качества рабочей среды (условия труда, заработная плата, использование рабочего времени).
В концепции рынка труда должны быть определены необходимые масштабы создания новых рабочих мест.
Основным инструментарием политики занятости, специально финансируемым сначала из средств Государственного фонда занятости, а с 2001 — из федерального и местного бюджета как напрямую, так и через казначейство, являются соответствующие международной практике и российскому законодательству активный и «пассивный» методы осуществления политики занятости.
Активная политика занятости — совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства. Активная политика занятости включает прежде всего меры: 1) по обеспечению повышения конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности — гибкости и динамизма рабочей силы, адекватной по своей профессионально - квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда; 2) инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики; 3) поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости. Основным инструментом активной политики занятости во всех экономически развитых странах признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров.
Пассивная политика занятости — меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую Очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей — бесплатно или по сниженным ценам и др.)
К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах. Однако и здесь существуют риски — риск принятия государством обязательств работодателя по выплате заработной платы.