Рынок труда и политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 20:47, реферат

Краткое описание

1. Основные показатели и задачи анализа рынка труда.
2. Основные проблемы в сфере занятости населения и рынка труда
3. Концепция политики занятости

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок труда.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Рынок труда и политика занятости

  1. Основные показатели и задачи анализа рынка труда.
  2. Основные проблемы в сфере занятости населения и рынка труда
  3. Концепция политики занятости

 

1. Основные показатели и задачи анализа рынка труда

 При анализе рынка труда  в муниципальном образовании используются следующие понятия:

Трудовые ресурсы - лица трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1 и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также работающие лица нетрудоспособного возраста (подростки и население старше трудоспособного возраста);

занятые - лица трудоспособного возраста и старше, а также младших возрастов, работающие по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, не по найму, на приносящей доход работе, самостоятельно или у отдельных граждан, без оплаты на семейном предприятии;

незанятые - лица трудоспособного возраста и старше (если последние не ищут работы), которые не имеют работы (доходного занятия).

безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу. Выделяются следующие виды безработицы:

сезонная - обусловлена сезонным характером деятельности организации;

структурная - вызвана несоответствием структуры рабочих мест структуре рабочей силы;

скрытая (завуалированная) - характеризуется накоплением на предприятиях излишней, неэффективной рабочей силы, что приводит к снижению производительности труда.

Безработица различается по продолжительности: временная (до 4 месяцев), застойная (свыше 6 месяцев) и хроническая (свыше года).

Безработные - лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к работе. Из них выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения;

уровень общей безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах);

уровень регистрируемой безработицы (или официальной) - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в процентах);

экономически активное население (рабочая сила) - часть населения, включающая всех занятых и безработных граждан;

уровень экономической активности — отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в процентах).

При анализе рынка труда следует учитывать, что отличие рыночной экономики от нерыночной состоит в том, что в ней трудом считается любая целеориентированная деятельность человека, требующая от него затрат мыслей, усилий, энергии и времени вне зависимости от области применения результатов этих затрат, формы и способов организации этой работы. Тем самым существенно расширяются виды деятельности, которые получают общественное признание как трудовые. Это должно учитываться при оценке состояния занятости и уровня безработицы в городе.

Анализируя состояние рынка труда необходимо выявить:

•  численность экономически активного населения,

•  численность населения, занятого в экономике города,

•  распределение занятости по формам собственности,

•   распределение занятости по отраслям хозяйства,

•  распределение занятости по социально-демографическим группам:

мужчины, женщины, молодежь 16-29 лет, лица среднего возраста 30—49 (54), лица предпенсионного возраста, лица с высшим образованием, со средним и средним специальным и пр.

Все эти показатели позволят охарактеризовать основные тенденции в сфере занятости - соотношение работающего населения и экономически активного, занятого в государственном, негосударственном и неформальном секторах, самозанятость населения, выявить требования к составу работающего населения в городе - пол, возраст, образование.

Особое значение имеет анализ изменения численности занятых в материальной и нематериальной сферах, темпов высвобождения занятых из отраслей материального производства.

При помощи данных показателей можно будет определить масштабы и направления развития альтернативной занятости в муниципальном образовании.

Для оценки напряженности на рынке труда необходимо проанализировать возможность удовлетворения потребности населения в рабочих местах, используя следующие показатели:

• количество безработных, приходящихся на одну вакансию;

• структуру спроса на рабочую силу;                                 

• численность граждан, работающих в режиме неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, т.к. они являются потенциальными клиентами службы занятости или претендуют на вторичную занятость;

• положение в сфере занятости различных социальных групп - особенно незащищенных (молодежь, закончившая образование; женщины, стремящиеся возобновить трудовую деятельность; лица старших возрастов).

В результате анализа должен быть сделан вывод о состоянии занятости в муниципальном образовании,о происходящих структурных изменениях в сфере занятости экономически активного населения, выявлены проблемы, связанные с формированием рынка труда.

В целях регулирования социально-экономической ситуации на рынке труда необходимо исследовать структуру и интенсивность безработицы, создать ее социальный портрет с тем, чтобы выделить наиболее уязвимые группы населения, решение проблем трудоустройства которых является одной из первоочередных задач администрации города.

Для этого следует проанализировать основные показатели безработицы:

Долю безработных (в %) в экономически активном населении, долю безработных, официально зарегистрированных в службе занятых (в %) в экономически активном населении, структуру безработных по социально-демографическим группам (мужчины, женщины, молодежь 16-29 лет, лица среднего возраста 30-49(54) лет, лица предпенсионного возраста; по уровню образования - среднее, беднее специальное, высшее).

 

Используемые показатели и их обоснование

№ пп

Показатели

Единица измерения

Обоснование выбора показателей

1

Трудовые ресурсы

тыс.чел.

Показатель, характеризующий потенциальную возможность развития экономической базы города за счет собственных ресурсов

2

Численность занятых в экономике муниципального образования

тыс. чел.

Динамика численности данной категории населения характеризует основные тенденции развития в сфере занятости городов

3

Численность экономически активного населения (ЭАН) - в процентах к общей численности населения города

тыс. чел. процент

Используется при определении уровня безработицы

Характеризует уровень экономической активности населения городов

4

Численность занятых в моноэкономических структурах

тыс. чел.

Используется для выявления городов с моноэкономической структурой хозяйства

5

Распределение численности работающих по основным отраслям народного хозяйства

тыс. чел

Используется для анализа структуры занятости и определения функционального типа городов

6

Численность населения, работающего в близлежащих городах (центрах агломераций и др. систем расселения)

тыс.чел.

Характеризует трудовые связи городов и участие их трудового потенциала в региональном рынке труда

7

Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу

- в процентах к ЭАН*)

человек процент

Используется при определении общего уровня безработицы в городе и исчисления численности экономически активного населения

Показатель, характеризующий общий уровень безработицы в МО

8

Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу и зарегистрированных в службе занятости на конец года - в процентах к ЭАН*)

Человек

процент

Может быть использован в случае отсутствия предыдущего показателя

9

Признано безработными органами государственной службы занятости - в процентах к ЭАН*)

Человек

процент

Официальный статистический показатель, используемый в России для оценки уровня безработицы

10

Численность получающих пособие по безработице - в процентах к численности безработных

Человек

процент

Используется для определения нагрузки на региональный фонд занятости

11

Численность незанятых граждан, прошедших профессиональную подготовку (за год) - в процентах к численности безработных

Человек

процент

Характеризует активность политики в сфере занятости на рынке труда и развитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров

12

Численность работников, характеризующая неполную занятость (за год)**)

- в процентах к ЭАН*)

Человек

процент

Используется как основной показатель при оценке скрытой безработицы и остроты ситуации на городском рынке труда, так как скрытая безработица всегда имеет тенденцию перерастания в открытые формы

13

Средняя продолжительность безработицы

месяцы

Используется для оценки застойного характера безработицы и остроты проблем трудоустройства

 

Коэффициент напряженности на рынке труда***) (среднегодовой)

 

Отражает соотношение спроса и предложения на рынке труда. При низких значениях этого показателя и высоком общем уровне безработицы следует делать вывод о наличии структурной безработицы

 

Количество созданных новых рабочих мест (за

год)

- в т.ч. за счет средств Фонда  занятости населения

раб. мест

Характеризует активность региональной политики в сфере занятости населения


*) Определяется по данным  органов местного самоуправления  или материалам специальных обследований.

**) Численность находящихся  в вынужденных отпусках и работающих  неполное рабочее время.

***) Количество безработных, приходящихся на 1 заявленную в государственную службу занятости вакансию.

Примечание: все показатели приводятся в динамике

             Для активного регулирования безработицы требуется детальное рассмотрение причин ее порождающих, представление о которых дает распределение безработных по обстоятельствам незанятости: увольнение по собственному желанию, высвобожденные, выпускники общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений.

Достаточно верную оценку занятости дает продолжительность безработицы. Длительные поиски работы - индикатор сложной ситуации на рынке труда.

Анализ структуры безработицы и ее основных тенденций имеет большое практическое значение при обосновании управленческих решений по регулированию трудовых отношений, при выработке мер социальной защиты населения, амортизирующих негативные последствия безработицы.

2.Основные проблемы в  сфере занятости населения и  рынка труда

 Основными проблемами в сфере занятости населения и рынка труда на современном этапе являются:

  • напряженность на муниципальном рынке труда;
  • наличие в ряде муниципальных образованиях скрытой безработицы, которая,как правило, имеет устойчивую тенденцию перехода в открытые формы;
  • возникновение структурной безработицы в ряде городов;
  • несоответствие системы образования малого (среднего) города потребностям и требованиям современного рынка труда;
  • сложная ситуация с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, инвалидов, женщин с детьми, демобилизованных военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев), усугубляющаяся в малом (среднем) городе отсутствием разнообразия мест приложения труда;
  • недостаточная сформированность регионального рынка труда, а, следовательно, и включения в него трудовых ресурсов малого (среднего) города с учетом его положения в региональной системе расселения (например, в составе городских агломераций, его центральной роли в районных и межрайонных системах и т.д.);
  • недостаточная территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы, связанная с несформированностью рынков труда и жилья, а также недостатками системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
  • сокращение и ухудшение качественных характеристик существующих рабочих мест и крайне медленное наращивание (создание) новых экономически эффективных рабочих мест;
  • монопрофильный характер экономической базы значительной части малых и средних городов, что приводит к обвальному росту всех видов безработицы в случае перебоев в работе или остановки основных градообразующих предприятий;
  • отсутствие учета вторичной занятости населения в неформальном секторе экономики и в некоторых частных предприятиях и организациях, допускающих использование рабочей силы без соответствующего юридического оформления, а также (что особенно важно для малых городов) недостаточный учет занятости населения на приусадебных участках и в личном подсобном хозяйстве;
  • отсутствие или недостаточное развитие мониторинга состояния муниципального рынка труда.

Концепция политики занятости

В концепции политики занятости, исходя из результатов анализа, должна быть спрогнозирована ситуация на рынке труда в муниципальном образовании, выявлены ее особенности и последствия. Политика на рынке труда должна быть направлена на достижение сбалансированности рабочей силы и числа рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, переориентацию экономически активного населения на новые формы занятости (неформальный сектор, малый бизнес, предпринимательство, общественные работы в городе), создание системы переподготовки кадров в соответствии с требованиями рыночной экономики, улучшение качества рабочей среды (условия труда, заработная плата, использование рабочего времени). 

В концепции рынка труда должны быть определены необходимые масштабы создания новых рабочих мест.

Основным инструментарием политики занятости, специально финансируемым сначала из средств Государственного фонда занятости, а с 2001 — из федерального и местного бюджета как напрямую, так и через казначейство, являются соответствующие международной практике и российскому законодательству активный и «пассивный» методы осуществления политики занятости.

Активная политика занятости — совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства. Активная политика занятости включает прежде всего меры: 1) по обеспечению повышения конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности — гибкости и динамизма рабочей силы, адекватной по своей профессионально - квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда; 2) инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики; 3) поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости. Основным инструментом активной политики занятости во всех экономически развитых странах признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров.

Пассивная политика занятости — меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую Очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей — бесплатно или по сниженным ценам и др.)

К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах. Однако и здесь существуют риски — риск принятия государством обязательств работодателя по выплате заработной платы.

Информация о работе Рынок труда и политика занятости