Рынок труда и проблемы его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда представляет собой базовый элемент рыночной экономики. В его рамках реализуются процессы купли-продажи важнейшего фактора производства рабочей силы. Именно он определяет эффективность использования труда наемных работников. Отношения в сфере труда являются основополагающими в экономической системе любой страны, что обусловлено огромной ролью труда в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность рынка труда
1.1 Рынок труда и его особенности
1.2 Роль рынка труда
1.3 Регулирование рынка труда
1.4 Роль государственных служб занятости на современном рынке труда в России
2. Анализ рынка труда в современной России
2.1 Состояние уровня занятости и безработицы
2.2 Перспективы и пути развития российского рынка труда
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде «труд - земля – капитал» является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка  труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно - технологической революции, освоения сложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.

Впервые в истории  производительные силы выходят на такой  уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.

В новых, более  эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно - производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.

Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения[3, стр. 45].

Рынок труда  становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы  творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той  или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

Исследования  показывают, что активный созидательный  труд в настоящее время в той  или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг [4, стр. 95].

 

 

1.3 Регулирование  рынка труда

 

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и  посредническая роль государства на рынок труда. Оно частично берет  на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.

Политика государства  на рынке труда направлена на:

  1. обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
  2. переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
  3. достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
  4. предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
  5. создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
  6. развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  7. рост мобильности трудовых ресурсов.

Занятость —  это деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг, безработица понижает их жизненный уровень, причем иногда весьма значительно. Не используемые сегодня трудовые услуги утрачиваются экономикой навсегда.

К ключевым интегрированным  направлениям действий Правительства  РФ по решению проблем занятости  относится:

  1. преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
  2. экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
  3. оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;
  4. разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
  5. развитие гибких форм занятости;
  6. последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
  7. дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;
  8. улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;
  9. сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;
  10. проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;
  11. развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду [20, стр. 35].

Видное место  в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли – продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX века. В России биржи труда возникли в начале ХХ века. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 года получили широкое распространение платные частные посреднические конторы. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, подчиненные министерством труда. В их задачи входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями.

Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

 

 

1.4 Роль государственных  служб занятости  на современном рынке труда в России

 

В настоящее  время задачи посредничества в подыскании места работы решают государственные  центры (службы) занятости и негосударственные  формирования. Эти службы имеют свои функции и технологию работы, предлагают свой комплекс услуг.

На рынке  труда многих стран государственная служба занятости занимает особое монопольное положение, которое имеет две разновидности. Первая заключается в том, что служба централизует все операции по найму. Вторая разновидность означает менее жесткий вариант. В РФ государственная служба занятости занимает монопольное место на рынке труда и в то же время не подходит под каноны ни первой, ни второй разновидности этой монополии.

Противостояние  государственных и частных агентств по найму обусловлено прежде всего  несовершенством законодательства, согласно которому практика частного найма во многих странах запрещена. В ряде стран (США, Канада, Италия) деятельность частных агентств легитимна. Отношения между государственными и частными органами по трудоустройству традиционно строятся на трех принципах: контроле, конкуренции и сотрудничестве.

Государственная служба занятости занимает монопольное  место в качестве посреднической структуры на рынке труда России, за исключением г. Москвы и ряда крупных  городов, где функционируют альтернативные службы занятости, частные агентства по временному и постоянному найму.

Мировой опыт говорит  о том, что через государственные  органы занятости находит работу лишь 1/3 ищущих работу. Большинство  людей, прежде чем обратиться в государственную  службу занятости, проходят через сито частных агентств, альтернативных служб занятости, специальных посреднических контор. Поскольку подобного спектра организаций на российском рынке труда еще нет, процент обратившихся в государственные органы настораживает. В настоящее время можно выделить по крайней мере следующие причины нежелания людей, потерявших работу, обращаться в Центр занятости населения:

  1. психологическое неприятие безработицы и самих безработных, это в равной степени относится как к тем, кто потерял работу и пытается трудоустроиться самостоятельно, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через центр занятости;
  2. население плохо информировано о расположении данных служб, об их предназначении и деятельности;
  3. возможности трудоустройства центра занятости ограничены, т. к. подавляющее большинство руководителей предприятий не прибегают к услугам ЦЗН при поиске и найме рабочей силы.

Говоря о  финансовой стороне вопроса можно  отметить следующие причины: предполагается, что предприятия, высвобождающие работников, должны информировать их о необходимости регистрации в ЦЗН. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятия, сокращающие занятых, скорее всего, находятся в трудном материальном положении и для них выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае они не будут выплачивать им пособие за третий месяц; Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятий, не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие не видят смысла обращаться в ЦЗН. Из опроса клиентов службы занятости выяснилось, что среди других, наиболее часто встречающихся причин нежелания обращаться в ЦЗН, назывались такие как "через государственные ЦЗ можно трудоустроиться лишь в государственном секторе", "в ЦЗ обращаются только уволенные за нарушение трудовой дисциплины".

Как бы ни были субъективны оценки людей, неоспоримым  является то, что большинство не имеющих работы не пользуется услугами органов службы занятости. Эта субъективная информация ценна и ее изучение позволит оказывать влияние на мотивационный механизм человека, желающего трудоустроиться [7, стр. 52].

Заметны увеличения численности трудоустроенных всех слоев населения. Положительная динамика трудоустройства центрами занятости говорит о возросшем доверии безработных к этим учреждениям и, как следствие, о возросшем количестве обратившихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ рынка  труда в современной России

 

2.1 Состояние уровня занятости и безработицы

 

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости  по состоянию на вторую неделю сентября 2012 года.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2012г. составила 76,2 млн. человек, или около 54% от общей численности населения страны.

В численности  экономически активного населения 72,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) (приложение А).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в сентябре 2012г. составил 5,2% (без исключения сезонного фактора) (приложение Б).

Информация о работе Рынок труда и проблемы его регулирования